Приидите вси Рустии собори...

Скобелев
«Приидите вси Рустии собори...» Древняя молитва перед боем, обязательно прослушайте, есть в инете, хор Валаама знаменский распев.

«Приидите вси Рустии собори и благообразнии вернии народи, страшнии воини! Стецемся вкупе во святую Божию Церковь и помолимся Царю Небесному. Уже нам прииде время прославити Господа, той бо одоление на паганыя враги. Уже бо приходит конечное житие наше, станем, братие, противу полков поганых, не убоимся часа смертного, поборника имомы от Девы рождшагося Господа! Дерзайте убо, дерзайте вернии мужие, воспоем уже вкупе страстотерпческое страдание, дерзайте убо, дерзайте Люди Божии, свыше бо зрите помощь Божию, ибо той победим враги, яко Всесилен!» Аминь 

P.S.

Побратейнички родные, православные друзья,
Ждет лукавых лицемеров незавидная судьба,
Мы ж на Бога уповая в брани смертной со врагом,
Укрепляясь и мужая, Царство Горнее найдем!

Тяжко будет, ад не дремлет, Люцифер поганый змей,
Его клика сатанистов ополчилась на весь свет,
В злобе лютой к Православным, всюду выставив силки,
Век лютуют по Россiи, словно бешеные псы.

Помолясь в ряды сомкнемся, с вами цель у нас одна,
Чтобы в Церкви Православной излечиться от греха,
Общежитную Россiю приходскую возродим,
Нивы вспашем с песней звонкой, от плевел освободим.

Стать примером долг наш крестный, слово делом подкрепим,
Во любви взаимной к ближним, богатырство возродим,
В сердцах самость изживая, ратуя в себе с плохим,
Богу храм воздвигнув в душах, Литургией освятим.

Во единстве наша сила, во Христе мы соль земли,
Никогда враги не смогут Экклесию распудить,
Побратейнички родные, православные друзья,
Землю предков Русь Святую, воскресим любя Христа!

1999 - 14.04.2017

Русский музыкальный гений Георгий Васильевич Свиридов о Россiи и русскости:

"Я русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. Hа здоровье, пусть живет. Hо русский человек — это русский человек.  Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Hо вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста (и не сердитесь на меня, что я так говорю): надо гордиться, что мы — русские люди!"

Георгий Свиридов


«Вы знаете композитора Свиридова?» — на этот вопрос большинство ответит: «Что-то знакомое…», «Не помню». И только после подсказки: «Ну как же! Музыка-то к программе “Время”?» — в глазах обывателя мелькнет удовольствие, оттого что он, оказывается, прекрасно знает советского классика, и, подумав, человек добавит: «Конечно, и еще “Вальс” к пушкинской “Метели”!»
 
«Я хочу, чтобы меня прежде всего понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего. Но слушать не хотят, им подавай “Вальс” из “Метели”...»

Музыка Свиридова — сама по себе проповедь. Проповедь о Святой Руси в стране, где все слилось в серое «гражданин Советского Союза», где уничтожалась Церковь, где методично изглаживалась историческая память. Свиридов честен — он никогда не снимал с себя креста, и его исповедь в музыке принималась народом с доверием, потому что была искренна. Есть историки-философы, а Свиридов был философом-музыкантом. Он «слышал» историю, отмечал знамения времени по состоянию современной ему музыки, он проник в самую сущность русскости именно через народную музыку. Понял, что подлинно великое в культуре всегда национально. Сейчас все напряженно ищут национальную идею. Для Свиридова национальной идеей стала народная песня –хоровое пение, которое всегда объединяло людей и без которого в старину не обходилось ни одно событие: ни церковный праздник, ни свадьба, ни похороны, ни радость, ни скорбь.

Излюбленный образ Свиридова — слепой нищий из «Моцарта и Сальери»: «Любопытно, что Пушкин сделал трактирного скрипача слепым. Он играет не по нотам, а по слуху. Музыку Моцарта он берет, что называется, “из воздуха” – который как бы пронизан, пропитан ею. Народность Моцарта – вот с чем Сальери не может помириться. Борьба с Моцартом – это борьба с национальным гением». Свиридовская музыка тоже: буквально витала в воздухе, особенно после выхода на экраны телефильмов «Время, вперед!» и «Метель».

Казалось бы: что русского в сюите «Время, вперед!»? С крушением СССР эта музыкальная тема, десятилетиями предварявшая выпуски новостей, была сразу заменена, как символ советской эпохи. Но именно благодаря этой музыке зритель ощущал пульс уходящих дней, чувствовал эту скорость несущегося поезда, слышал гудок паровоза, и – движение, движение… Просто Свиридов говорил со своим слушателем на понятном языке, не прибегая к упрощению, унизительному «адаптированию», но гениально возвышая человека. Композитор считал, что там, где для понимания произведения  требуется специальное образование, там кончается искусство. И его искусство понимали без спецподготовки во все времена. Вот и получается, что «Время» — самое что ни на есть народное произведение: «Простота — изначальное свойство русского искусства, коренящееся в духовном строе нации, в ее идеалах». Поэтому свиридовскую заставку вскоре вернули на прежнее место.

«Моя музыка — некоторая маленькая свеча из “телесного воска”, горящая в бездонном мире преисподней», — сказал как-то Свиридов. В этом нет рисовки — он чувствовал своим музыкальным чутьем, что рушатся не только традиция, но самая сущность Руси: «Нации русской больше нет», — с горечью восклицал композитор. На его глазах восторжествовал модернизм — антитрадиция, произошло чудовищное искажение музыки — додекафония, которую Свиридов называл «музыкой Воланда»: «Дьявольское овладело людьми настолько, что сам дьявол удивлен этому и благодарит людей за исповедование веры в него».

И все же надежда есть. «Мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру. Один лишь театр, концертный зал, журнал или газета, профессор в консерватории может приносить уже много пользы (хотя бы и один)…» Или хотя бы один композитор. А у нас их было совсем не мало! И даже когда, казалось, уже отрублены все корни, разрушено все самобытное, исконное, тогда рождается человек, говорящий с людьми о Боге и душе — музыкой.

В одном из своих последних выступлений Георгий Васильевич сказал: «Я призываю всех вас возвысить свой голос в защиту нашей великой культуры, нашей великой литературы. Я призываю вас: не стыдитесь того, что мы — русские люди! Я призываю вас с высоты своего возраста, и не сердитесь на меня, что я так говорю: надо гордиться, что мы — русские люди!» Эти слова должны, наконец, зазвучать в каждом сердце наших соотечественников, и тогда — мы обретем самих себя.

«…И в слабом, изнуренном теле возникнет тихая гармония катарсиса, очищения, мира. Это будет — звучание хора».

Ксения Елисеева


Георгий Васильевич СВИРИДОВ (1915-1998) – великий русский композитор

* * *

«Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество и еще того хуже: упоенно воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира. Все это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе...

Дело добра могло бы казаться совершенно безнадежным, ибо души, подвергшиеся столь сильной обработке и омерщвлению, воскресить, пожалуй, уже невозможно. Но мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру...

Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней».

* * *

«Водораздел, размежевание художественных течений происходит в наши дни совсем не по линии «манеры» или так называемых «средств выражения». Надо быть очень наивным человеком, чтобы так думать. Размежевание идет по самой главной, основной линии человеческого бытия - по линии духовно-нравственной. Здесь - начало всего - смысла жизни!»

* * *

«Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории...»

* * *

«Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа».


* * *

«Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла».


* * *

«Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным».

* * *

«Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина».


* * *

«Для серьезно, глубоко мыслящего человека мир полон тайн, тогда как образованный культурный обыватель думает, что он знает все на свете. Священные книги древности полны тайн. Самая же великая тайна – Христос».


* * *

«Духовный мир может быть очень прост и вместе с тем очень глубок. Высшим выражением этого характера представляется Христос. Этот мир не ведает раздвоения, какого-либо внутреннего противоречия. Это линия, устремленная в бесконечность… Мир Бога прост».

* * *

«Человек, с детства воспитанный на книгах Священного Писания, вживается в величие мира.  Он знает, понимает, что в мире есть великое, торжественное и страшное… Страх перед Богом помогает человеку возвыситься. Человек, знающий, что Господь – истинный властелин Мира, Жизни и Смерти, с подозрением относится к самозваным посягателям на величие. Таким человеком не так легко управлять, он имеет в душе крепость веры».

 * * *

«Россия как лирическая величина».

Я – оратор плохой, никудышный, можно сказать… Мне трудно выразить свои мысли. Поэтому я мало говорю. И совсем не выступаю, отказываюсь, но сейчас мне кажется, надо как-то говорить.
Я уже старый человек. Не то чтобы я примирился с чем-то. Нет, примириться со многим трудно. Но ведь жизнь никогда не была, строго говоря, идеальной. Всё-таки в ней были большие пороки, недостатки… Люди не смогли ещё построить на земле рай, который был дан им сначала и из которого они за свой грех были изгнаны. А сейчас попытки всё время рай восстановить для людей. Пока рая не получается. Но жизнь сама по себе есть великий дар, ты – свидетель колоссальных событий и вообще жизни человечества… Жизнь – страшно интересное дело.
Век наш суровый очень. Очень кровавый. Масса убита людей, убита! Погибло насильственной смертью колоссальное количество людей. Как подумаешь – просто страшно… Мир не может успокоиться никак, взбудоражен. Ведь это не только Россия. Передел идёт всего мира. Но такие книги как «Апокалипсис» даром не пишутся.

Может быть, люди, которые переживут это время, кто молод сейчас, потом будут с удовольствием вспоминать то, что нам кажется сейчас смутным… Человеку Бог дал одно качество драгоценное: забвение. Если бы человек не забывал, человечество не могло бы жить… Люди забывают.
Да, время больших потрясений. Но не только теперь. Потрясения были, когда я был ребёнком. На гражданской войне убили отца. Я с трёх лет рос сиротой. Жизнь была трудная всегда.
Россия имеет свою судьбу. Как один писатель сказал: «Россия – трудная земля». Трудная земля. Много испытаний. Иногда такое впечатление создаётся, что мы искупаем какой-то старый грех. Такие трудные испытания. Но народ… я не могу отчаяться в нём. Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди.
Самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером. Что у соседей или за морем… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее.

Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всём. Русским надо осознать себя как народ. Они теряют это сознание часто. Теперь не услышишь никогда: «русский человек». «Я – российский». Но ведь это чепуха. Российским может быть и папуас, живущий в России.

Русский народ имеет свой собственный громадный опыт – тысяча лет государству! Это гигантский период истории. В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. Это одна из крупнейших цивилизаций мира. Сейчас часто нам внушают, что Россия – никуда не годное место. И это вздор. И мне не нравится, когда телевизор без конца вдалбливает это. Скверно это, глупо.

…Я жил жизнью, какой жили все люди моего поколения в моей стране, в Советском Союзе. Жизнь была сложная. Да она всюду была сложная. И вообще простой жизни, по-моему, никогда не было. Жизнь всегда трудная, всегда сложная. В чём её сложность? Человек обязан в определённых житейских ситуациях предпринимать какое-то действие, значит, он должен раздумывать. Обстоятельства всегда сложные и жить всегда трудно.

Что такое время? Не знаю. Это загадка великая. Сатурн, пожирающий своих детей – вот символ времени. Помните такую аллегорию? Сатурн, пожирающий своих детей. Время всё пожирает. Сложный предмет – время. Не знаю, существует ли оно вне человека? Художник имеет право жить в каком-то другом времени и он даже обязан иногда жить в другом времени. И из этого своего времени видеть происходящее. Художник… у него свой понятие времени.

Мне поэтическое слово кажется исключительно ценным, весомым. Оно весит в сто или тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением. Они поставлены одно около другого с какой-то… Ну, вот дано ему было поставить эти слова. И они производят на меня сильнейшее впечатление. Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня, что такое Россия.

Россия – это таинственное такое образование, общность людей, природы. Исторической судьбы. И, наконец, Россия – как некая лирическая величина. То, что она для меня значит. И что словом определить я не могу.