Я и МЫ

Поляков Лёша
Не знаю как другие, а я никак не могу привыкнуть к жизни, воспринимать её, как понятную череду событий. Я – обычный заурядный обыватель, никуда не езжу: дом,  работа – вот и всё разнообразие в моих днях. Однако я часто испытываю удивление от заурядных событий, как будто  я - ребёнок. Я -  пенсионер, но мне до сих пор интересно как устроена жизнь. Мне время от времени становятся понятными некоторые простые жизненные истины, которые я почему-то до сих пор не осознавал. Я зачем-то стремлюсь понять неизвестные мне материи, скажем языки: я ощущаю тайну, содержащуюся в любом языке, но постичь её, даже в родном русском  – не могу.  В общем, мне всё интересно и я вижу два варианта поясняющие это моё свойство. Первое, я - круглый дурак.  Второе, в мире очень много – непостижимого, которое не может быть схвачено восприятием целиком, а приоткрывает  то одну, то другую из своих бесконечных граней.  Я приведу пример своих размышлений по сопоставлению для многих простых понятий: Я и Мы.

Человек обречён жить среди людей. Он не может  представить себе жизнь вне общества.  Такое состояние человека наполняет его чувства и мысли постоянным взаимодействием с другими людьми: коллегами по работе, чужими, родителями, вспомненными из прошлого. Мотивы решений, принятых человеком, часто оказываются результатом неосознанного  диалога с людьми, живущими в нашей памяти.  Эти люди совершенно не похожи друг на друга, и их мировоззрения редко совпадают.  Но одно их объединяет:  они все вместе – и есть наше нутро.   Они вытеснители того,  кто является нашей истинной сущностью. Я называю такой внутренний коллектив, живущий в нашем и сознании, и  подсознании - МЫ.

Я знаю  удивительных людей, для которых написанное выше – это полная чушь – их наполняет только их Я.  Да, такие  есть.  Большая их часть – это эгоцентрики и солипсисты – очень понятные и простые типы.  Другие – от рождения обладают настолько мощным духом, что их не смогло поработить всесильное МЫ. Я считаю такими: Пушкина, Бетховена, А. Рубинштейна, С. Королёва.  Забавно, что многие слабые духом, но сильные талантом люди  жили двойной жизнью: как обычные рабы Мы и как независимые личности - во время вдохновения и творчества.  Я бы назвал такими П. Чайковского и Ф. Шопена.

 Как это «МЫ» действует?  Покажу на примере. Предположим, что на работе начальник нагрубил, нахамил  Вам. Чем наполнена Ваша внутренняя жизнь в последующие несколько дней?  Вы вспоминаете подробности своего позора. Главное заключается не в том, что кто-то оскорбил Вас, а в том, что Вы не нашлись с ответом. Даже если бы ударили по лицу своего шефа – это было бы спасением. Но не случилось. Общественная роль подчинённого сковала, подчинила Вас. Позор, позор, позор.  А ведь всё это случилось в присутствии многочисленных коллег по работе.  Какое  сильное впечатление осталось бы в их памяти, если бы  на следующий день же Вы подали бы заявление об увольнении.  Но ведь нужно же иметь деньги на хлеб насущный.  И бросать работу, зная, что никто, кроме Вас, не сможет делать необходимую для фирмы работу...  Обучить непростому алгоритму нового сотрудника – нужно около месяца.  Так что же делать?  Быть опозоренным в глазах коллег и остаться на работе, или проявить самоуважение и уйти?  Коллеги-то поймут, если останетесь, они и сами бывали не раз в таком же положении, но как быть Вам, лично?  Я или МЫ?  МЫ – поймут, если останешься, Я – нет.  Я - знает, что принял позор.

Думаю, что у многих  их внутренний мир содержит могучую империю – МЫ и маленькую территорию – Я.  Ещё пример. Предположим у Вас есть друг, который и умнее, и сильнее, и талантливее, и успешнее Вас. Каким образом происходит ваше общение? Не сдаётесь ли Вы сразу при звуках его голоса? Вам с ним нечего делить, но он ведёт себя свободно, а Вы – немного скованы. Это опять победа МЫ над Я. Вообще многие в своём поведении – несвободны, боятся, что на них обратят внимание, что они выглядят не лучшим образом. Это опять МЫ нависает над Я.

 Люди очень любят природу. Почему?  Лес, озеро, болото – там нет влияния МЫ на Я. Там Я – свободно и смело проявляет себя, с любопытством и интересом осваивая окружение, в котором нет людей, только – Вы.  Другие  тотчас же активизировали бы Ваше МЫ, и оно опять понудило бы к осторожному и несвободному поведению.  Конечно, в этой глупой ситуации виноваты только Вы сами: нечего трусить и воображать себе, что сказала бы мама, папа, коллеги на работе, соседи по дому и даже вовсе незнакомые. Конечно, не нужно трусить, но всё происходит само собой и самоощущение опять подтверждает, что жизнь – скучна и неинтересна: так как ты несвободен.

Встречаются люди удивительно глубокие, незаурядные. И для них тоже очень важным является решение проблемы Я и Мы.  Лермонтов создал великую восточную повесть – Демон и продемонстрировал образом духа изгнанья своё видение категорий Я и Мы. Идея: только Я означает - отказ  и от друзей, и от любви, и вообще от природы, поскольку перечисленное не есть Я.  Отказ от МЫ дарит силой и новыми возможностями действовать решительно, смело и быстро. Но и потери – огромны: «Жить для себя, скучать собой И этой вечною борьбой Без торжества без примиренья! Всегда жалеть и не желать, Всё знать, всё чувствовать, всё видеть, Стараться всё возненавидеть И всё на свете презирать!..» (Лермонтов)  И не зря отринувшие над собой власть МЫ обладают демоническими чертами, являются маленькими и презренными или большими и страшными демонами.

Как же быть, когда живущие в нашем внутреннем мире МЫ, пытаются захватить власть и поработить наше Я. А избавившиеся от МЫ в своём внутреннем мире – становятся демонами.
 
Эти соображения приводят к необходимости всегда быть сильным, осознавать происходящее, и заставлять себя всегда побеждать наше МЫ, т.е. часть самого себя.  Может быть  Ницше, думая о сверхчеловеке, имел в виду, что альтернативой является раб.  Я не пытаюсь встать рядом с великим Ницше, и считаю,  набросанный мной текст – недолгим взглядом через увеличительное стекло на жизнь обыкновенного  человека и мотивы его поведения.

И ещё … важным является открытие, которое произошло у меня очень-очень поздно – это ощущение самого себя. Я имею в виду чувство радости и удовлетворения от осознания, что твои поступки  – вызваны потребностями  твоего Я.  Это чувство намного сильнее  удовлетворения, которое испытывает наше МЫ, от того как и что мы сделали.