Елизавета Петровна и Петр III Федорович

Андрей Ворожейкин
АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ (В РЕДАКЦИИ 2019 ГОДА). ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

Со дня смерти Екатерины I положение цесаревны Елизаветы Петровны оказалось весьма сложным, особенно в период правления Анны Ивановны и регентства Анны Леопольдовны, которых пугала приверженность гвардии дочери Петра I. От пострижения в монахини ее спас племянник принц Голштинский (будущий император Петр III).

Французский посол Шетарди* и шведский барон Нолькен**, действуя по указке правительств своих стран, составили заговор с целью возвести на русский престол Елизавету. Но она обошлась без их помощи. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. Елизавета Петровна с помощью гвардии совершила дворцовый переворот, свергнув Ивана VI Антоновича.

Утром 25 ноября Елизавета подписала краткий манифест о своем вступлении на престол, составленный в очень неопределенных выражениях. О незаконности прав Ивана Антоновича не было сказано ни слова. Зато проводилась та мысль, что Елизавета (согласно порядку о престолонаследии, установленному Екатериной I) должна была занять престол сразу же после смерти Петра II. Составители манифеста “забыли”, что по завещанию Екатерины I после смерти бездетного Петра II престол должен был достаться сыну Анны Петровны и герцога Голштинского.

Раздражение общественности против немцев было очень сильно. Дворяне требовали жестокого возмездия за ссылку Долгоруких и за мучительную казнь Волынского***. Однако новая императрица ограничилась ссылкой бывших приближенных Анны Ивановны Остермана, Миниха, Левенвольде, Головкина. Примечательно, что Миниха обвинили в назначении Бирона регентом, а самого Бирона не только не тронули, но наоборот облегчили его судьбу, переведя из Пелыма**** на жительство в Ярославль. Это объяснялось тем, что Бирон никогда не притеснял Елизавету.

В первые годы царствования Елизаветы Петровны то и дело открывались новые заговоры, которые возникали по двум причинам: из-за преувеличенного страха перед восстановлением Брауншвейгской династии (имевшей больше прав на престол в связи с тем, что происходила от старшего сына Алексея Михайловича Ивана V, а Елизавета – от младшего сына, Петра I) и из-за интриг лиц, приближенных к Елизавете и борющихся за власть.

Чтобы упрочить престол за собой и потомством своего отца, Елизавета поспешила вызвать в Петербург своего племянника Карла-Петра-Ульриха – сына Анны Петровны и герцога Голштинского. 7 ноября 1742 г. он был провозглашен наследником престола. Перед тем он принял православие с именем Петра Федоровича; было приказано к его имени добавлять: внук Петра Великого.

Обеспечив за собой власть, Елизавета щедро вознаградила поддержавших ее людей. Гренадерская рота Преображенского полка получила звание Лейб-компании*****. Солдаты не из дворян были возведены в дворянское сословие и получили поместья. Офицеры роты были приравнены к генеральским чинам; А. Разумовский и М. Воронцов назначены поручиками в чине генерал-поручиков, Шуваловы – подпоручиками в чине генерал-майоров. Сержанты стали полковниками, капралы – капитанами.

Буйство солдат в первые дни вступления Елизаветы на престол не поддается описанию, они вели себя как в захваченном у врага городе, что привело к кровавым столкновениям.

Сын рядового казака Алексей Разумовский, осыпанный орденами, в 1744 г. был уже графом Римской империи и морганатическим супругом Елизаветы. Его брат Кирилл был назначен президентом Академии наук и гетманом Украины. Иоганну-Герману Лестоку****** был дан титул графа. Тогда же началось возвышение братьев Александра и Петра Шуваловых и их двоюродного брата Ивана Ивановича. Наибольшим доверием у императрицы пользовался А. Шувалов – начальник тайной канцелярии, оставивший о себе дурную память. За Шуваловыми следовал М. Воронцов, назначенный вице-канцлером после возведения графа А. Бестужева-Рюмина в сан канцлера. Борьба Бестужева-Рюмина и Лестока закончилась победой первого, дешифровавшего письма французского посла Шетарди, друга Лестока, и нашедшего в них резкие выражения о Елизавете. Лесток был сослан в Великий Устюг, а его имения конфискованы.

Во внешней политике Бестужев сумел поставить Россию в такое положение, что все державы стали искать с ней союза. Король Пруссии Фридрих II говорил, что Бестужев брал взятки с иностранных дворов. Это предположение имело под собой почву, так как деньги брали все советники императрицы – кто со Швеции, кто с Дании, кто с Франции, кто с Англии, кто с Австрии или Пруссии. Все это знали, но молчали до тех пор, пока над кем-нибудь, как, к примеру, над Лестоком, не разражалась гроза.

Когда Елизавета вступила на престол, все ожидали мира со Швецией, но шведское правительство потребовало возвращения завоеванных Петром I земель, что привело к возобновлению войны. Шведы потерпели поражение и по миру, заключенному в Або в 1743 г., должны были передать России часть Финляндии по реке Кюмене.

С 1741 г. после смерти Ульрики-Элеоноры******* по совету Бестужева сторонникам голштинской партии была оказана вооруженная помощь, и королем Швеции стал дядя будущего императора России Петра III герцог Адольф-Фридрих Голштинский.

Война за Австрийское наследство тоже была закончена при содействии России, которая выслала в помощь своей союзнице Австрии корпус русских войск. Появление этого корпуса на Рейне способствовало прекращению войны и заключению в 1748 г. Ахенского мира.

Влияние канцлера усиливалось: Елизавета встала на сторону Бестужева даже в его споре с наследником престола по вопросу о Шлезвиге, который великий князь хотел (вопреки воле императрицы) удержать за своим домом. В будущем этот раздор грозил Бестужеву неприятностями (наследник престола его ненавидел), но он предусмотрительно привлек на свою сторону жену Петра Федоровича великую княгиню Екатерину Алексеевну. Только во время Семилетней войны врагам канцлера удалось низвергнуть его. Над канцлером был назначен суд, он был лишен чинов и сослан в 1759 г. в Можайский уезд. М. Щербатов писал о Бестужеве: “Человек умной, чрез долгую привычку искусный в политических делах, любитель государственной пользы, но пронырлив, зол и мстителен, сластолюбив, роскошен и собственно имеющий страсть к пьянству”.

В царствование Елизаветы Россия приняла участие в Семилетней войне (1756 – 1763 гг.), вызванной столкновением интересов агрессивной Пруссии с интересами Австрии, Франции и России. В ходе войны русские войска дважды разгромили непобедимую прежде армию Фридриха II: в сражениях при Гросс-Егерсдорфе (1757 г.) и Кунерсдорфе (1759 г.). Русские воины заняли столицу Пруссии Берлин.

Во внутренней политике правительством Елизаветы принимались меры по подавлению крестьянских волнений и ужесточению режима управления с целью его большей централизации. При Елизавете возросло значение Сената, число сенаторов было увеличено. В 1754 г. по предложению П. Шувалова были отменены внутренние таможни и заставы. По мнению С. Соловьева, этот акт завершил объединение Восточной России, уничтожив следы удельного деления. Были учреждены коммерческий и дворянский банки, проведены мероприятия по упорядочению рекрутских наборов.

Церковь противилась распространению народного образования. Синод добился указа о запрещении ввоза иностранных книг без предварительной цензуры. И. Шувалов и М. Ломоносов отстаивали идеи просвещения и предпринимали энергичные меры по их осуществлению. Благодаря усилиям Ломоносова был основан Московский университет, возникли гимназии в Москве и Казани. Была основана Академия художеств в Петербурге.

При Елизавете Петровне придворным жилось неплохо. Она не утвердила ни одного смертного приговора. И когда 25 февраля 1761 г. Елизавета умерла, царский двор искренне скорбел. Прощание с императрицей длилось 6 недель, и все это время горели тысячи свечей.

Сомнений и споров о наследнике престола не было, так как в ноябре 1742 г. им был объявлен племянник Елизаветы Петр Федорович, внук Петра I.

И еще. Если с воцарением в 1741 г. 32-летней Елизаветы Петровны возродилась линия Петра I, то с ее смертью пресеклась не только линия ее отца, но и династия Романовых. Все последующие наследники императорского престола носили фамилию Романовых, но они уже были не русского происхождения.

ПЕТР III ФЕДОРОВИЧ

Карл-Петр-Ульрих родился 10 февраля 1728 г. Его мать Анна Петровна Романова умерла от чахотки в небольшом голштинском городке Киле, когда сыну было 3 месяца. Отец будущего императора герцог Карл-Фридрих Голштинский умер в 1739 г. После смерти родителей Петра опеку над одиннадцатилетним мальчиком принял двоюродный брат его отца герцог Голштинский и епископ Любекский Адольф-Фридрих, вступивший впоследствии на шведский престол. Главным воспитателем Петра был гофмаршал швед Брюммер, затем оберкамергер Берхольц. Воспитание Карла-Петра-Ульриха строилось на запугивании, грубости, жестоких наказаниях, глумлении над болезненным ребенком. Петра воспитывали как наследника шведского престола, так как он был внуком сестры короля, т.е. внучатым племянником Карла XII. В десятилетнем возрасте Петр был замечен в пьянстве. С 1742 г. он проживал в России, Елизавета объявила его наследником русского престола, и Карл-Петр-Ульрих принял православие под именем Петра Федоровича.

Шведы просили Елизавету оставить Петра наследником шведского престола. Императрица им отказала и августе 1743 г. шведам был направлен акт отречения Петра Федоровича от шведского престола. Петр же хотел уехать в Швецию, так как, по его словам, ему не хотелось и не нравилось жить в России, об этом он не раз говорил Елизавете. Императрица приставила к Петру учителей, но учиться будущий император не желал, всецело отдаваясь военным играм и грубым развлечениям с горничными и лакеями.

Елизавета решила женить Петра на дочери прусского генерала Христиана-Августа Цербстского и Иоганны-Елизаветы. 29 июня 1744 г. состоялось духовное обручение Петра с Софией в соборной Успенской церкви. София приняла православие под именем Екатерины Алексеевны. 21 августа 1745 г. в церкви Казанской Богоматери в Петербурге состоялось венчание Петра и Екатерины, которые были троюродными братом и сестрой. От этого брака у них было двое детей: сын Павел (будущий император) и дочь, умершая в младенчестве. Отношения между Петром и Екатериной изначально не сложились.

Смерть Елизаветы Петр Федорович воспринял с радостью, немедленно явился к гвардии и принял на себя полную власть. Став правителем России, он принялся еще больше оскорблять и унижать жену, а сына Павла не захотел признать наследником. Фактически Петр сам принудил Екатерину к решительным действиям и сам приблизил развязку.

Будучи поклонником прусского короля Фридриха II, Петр Федорович старался подражать ему во всем, насаждая в армии прусские порядки, комплектуя войска из иностранцев.

Многие политические шаги нового императора были торопливыми и непродуманными. Так, например, Петр III приказал отнимать у церквей и монастырей их богатства, чем возмутил русский народ и духовенство. Екатерина же смогла добиться этого другими методами, она сначала привлекла на свою сторону главнейших лиц церкви и одарила их особенными пансионами.

Петр Федорович не любил Россию и ее народ, жил в окружении иностранцев, пренебрежительно относился к русской культуре и православной религии. Он завел себе особую гвардию из голштинцев. При Петре III появилась опасность новой “бироновщины”.

Неспособность Петра III к управлению государством заставила Екатерину задуматься о необходимости перемен в правительстве и даже об устранении самого государя. Она сумела расположить к себе придворных дворян, гвардейских офицеров, завоевать популярность в армии.

Сначала заговорщики предлагали Екатерине стать регентшей при сыне Павле до его совершеннолетия. Но она хотела большего. Против Петра III возник заговор, в котором участвовали 40 офицеров и около 10000 рядовых. В результате переворота он был свергнут и вскоре при загадочных обстоятельствах убит.

Правил Петр III всего 186 дней (с 25 декабря 1761 г. по 28 июня 1762 г.). Похоронили его в Александро-Невской лавре рядом с Анной Леопольдовной. В 1796 г. Павел I перенес прах отца в Петропавловскую крепость.

На смену Петру III пришла Екатерина II Алексеевна (Великая). Начался новый период в истории России.

Примечания.

*Шетарди Жак-Иоахим – французский дипломат и генерал, посол в России в 1739 – 1742 гг. Пользовался расположением Елизаветы Петровны, оказывал на нее определенное влияние.

**Нолькен Эрик-Маттиас – шведский барон, дипломат, посол в России в 1738 – 1741 гг. Пользовался расположением Елизаветы Петровны, оказывал на нее определенное влияние.

***Волынский Артемий Петрович – российский государственный деятель и дипломат, в 1719 – 1730 гг. астраханский и казанский губернатор, с 1738 г. кабинет-министр императрицы Анны Ивановны, противник “бироновщины”, обвинен в заговоре и казнен четвертованием в 1740 г.

****Пелым – село на берегу реки Тавда (современная Свердловская область).

*****Соответствующий указ был подписан Елизаветой Петровной 31 декабря 1741 г. Прямой и единственной обязанностью Лейб-компании была охрана особы императрицы и лиц императорской фамилии.

******Лесток Иоганн-Герман – хирург немецко-французского происхождения, первый в России придворный лейб-медик, действительный тайный советник (1741 г.), главный директор Медицинской канцелярии, агент французского дипломатического влияния. С 1745 г. в опале.

*******Ульрика-Элеонора – королева Швеции, правившая в 1718 – 1720 гг., отреклась от престола в пользу своего супруга, скончалась 24 ноября 1741 года в Стокгольме, не оставив после себя потомков.