Занимательная Египтология. Часть 58

Шестакова Евгения
Каирский музей. Часть 15

Поездка в Каир в октябре 2018 года была мне в тягость. На самом деле я вообще не хотела никуда ехать. Но поехала только из-за родителей. Моей маме не сидится на месте, отец тоже без конца твердил про пирамиды, хотя видел их уже ни раз.

Новый Египетский музей в Гизе еще не открыли.  За год это получалась моя третья поездка в Каир на автобусе из Шарм эль Шейха. Мне казалось, что я еще не успела отдохнуть от той, апрельской поездки, когда мы очень долго возвращались из Каира, потому что именно в эту ночь был произведен обстрел Сирии ракетами.

И вот, в октябре, в этот же день, что мы провели в городе, на окраине Каира террористы расстреляли автобус с коптами. И опять  нас ждали долгие 9, 5 часов возвращения в Шарм эль Шейх. Наша поездка продолжалась с 6 вечера до 3-30 ночи.
Я перестала любить ездить на автобусах, они меня стали напрягать.  И, если дорогу от Шарм эль Шейха  до Каира я еще как-то переношу и умудряюсь спать в кресле, то обратная дорога для меня – это адский ад. Из Шарм эль Шейха в Каир мы доезжали за 6 часов. Но обратный же путь… Постоянные остановки, проверки документов. Я не могу спать, я не могу сидеть, меня все раздражает, и мне всех хочется убить.

Но в этой, седьмой поездке в Каир, были и свои плюсы - в полупустом Египетском музее появились новые экспонаты, которые долгие десятилетия пылились в подвалах в запасниках. Все время  открывают какие-то интересные  временные экспозиции. Мне посчастливилось попасть в 12 зал, и увидеть  царицу Хатшепсут в образе коровы и все это святилище целиком.

Так что поехали в Каир, мы, все-таки,  не зря. Увидели золотой зал с сокровищами из гробниц царских жен и дочерей, который раньше был закрыт, увидели статую маленького Рамзеса Второго, увидели самую древнюю мумию…

Начнем  наш рассказ с известной парной  статуи  принца Рахотепа и  его супруги Нофрет. Мне кажется,  эти известняковые   изваяния раньше стояли в другом зале, хотя я могу и ошибаться. По описаниям в Интернете,  статуи находились  в 32 зале Египетского музея.

В апреле у меня  никак не получилось их сфотографировать. И вот, октябрь, 9 утра, почти пустой музей и я стою перед этой очаровательной парочкой, которая жила во времена правления фараонов Четвертой династии (это времена строительства пирамид на плато Гиза и так называемое Древнее царство).

Статуи Рахотепа и Нофрет были найдены в одной из гробниц в Медуме. В  1871 году там проходили раскопки под руководством основателя Египетского музея  О. Мариета. Эта была одна из самых больших могил в некрополе. Под восточным фасадом гробницы, где обычно делали ложную дверь, археологи обнаружили остатки более ранней постройки с крестообразной погребальной камерой. Стены камеры были украшены очень красивыми рельефами и росписью.  По какой причине была покинута эта мастаба (древняя гробница) - археологам не известно. Найденные статуи и погребальные предметы относятся к Третьей и Четвертой династиям.

Египтом тогда правил фараон Снорфу, а Рахотеп был одним из его сыновей от первой жены.

В те времена такое изображение супружеской пары было весьма распространено. Пары изображали сидя или стоя.

Рахотеп и Нофрет не имели божественного сана, поэтому их изображения  гораздо более естественны и менее официальны, нежели изображения фараонов.  Все это проявляется в более свободных позах и жестах. Эти скульпторы  имеют  более живое и естественное выражение лиц. И ты понимаешь, что перед тобой вполне реальные люди, и, скорее всего, они так и выглядели в жизни. Хотя и тут соблюдались каноны египетского погребального искусства.

Скульпторы старались отобразить индивидуальные особенности личности -  возраст, комплекцию, внешность, прическу, одежду, и даже  украшения.  Но нижняя часть тел выполнена очень формально. Скульпторы все свое мастерство проявили на верхней части статуй и на их лицах.

Правая рука принца Рахотепа поднята и согнута в локте. Его  кулак находится напротив сердца. Это символический жест. В представлении древних египтян  этот жест символизировал  переплетение мудрости и чувств. Руки принцессы Нофрет скрещены на животе. На спинках белых сидений, по обеим сторонам от фигур, нанесены  иероглифы, в которых сообщаются имена супругов и перечисляются их титулы.

Царевна Нофрет изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, перехваченном повязкой, на шее у нее красуется разноцветное ожерелье. У Нофрет довольно плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо. По традиции  Четвертой Династии статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый, статуя женщины — в светло-желтый цвет. Тело принца показано весьма атлетическим. Тут нет жира, никаких складок на животе.

Эти статуи привлекают внимание своими светящимися глазами – они выполнены из алебастра и хрусталя. Именно эти глаза и отпугнули египтян, которые принимали участие в раскопках.

Имя царевны в переводе с египетского языка означает «Красавица». О её родителях ученым ничего не известно, но  египтологи считают, что  Нофрет имела благородное происхождение и носила почётный титул «та, которую знает царь». После смерти она была похоронена в гробнице вместе со своим мужем.

У супругов было шестеро детей: три сына (Джеди, Иту и Неферкау) и три дочери (Меререт, Неджемиб и Сетхтет). Их изображения сохранились в гробнице Рахотепа.
Наверное, если бы не найденная хорошо сохранившаяся статуя, об этой паре мог никто и не узнать. А теперь это одно их мировых хрестоматийных изображений.

Второй экспонат, на который я сразу же обратила внимание в музее,  это Триада Менкауры. Все прошлые визиты в Египетский музей для меня были одинаковы. Мне удавалось сфотографировать всего 1 плиту. Причем, одну и ту же.

И вот, в октябре 2018 у меня получилось  сфотографировать все три плиты этой Триады. Плиты очень похожи, но они отличаются сюжетом.   Оказалось, что плиты  стоят рядом друг с другом, просто через проход с саркофагами. Так что, даже бывая в Египетском музее много раз, если слепо следовать за гидом и не крутить головой по сторонам, можно всегда видеть одни и те же экспонаты. И слушать рассказы, которые в половине случаев оказываются не точными и вообще не имеют отношения к тому или иному фараону. В этом я тоже убеждалась ни раз. Большинство туристов очень сильно боятся отстать от группы, и потеряться в залах музея.  Поэтому особо ничего интересного и не видят.

Итак, Триада Менкауры. Плиты изготовлены из серо - зелено сланца,  и в высоту они всего около 90 - 95 сантиметров. Обнаружены все три плиты  были на плато Гиза, при раскопках в начале двадцатого века. Нашли плиты в глубокой  яме, в Храме в Долине  или Заупокойном храме фараона Четвертой династии по имени Менкаур.

Скульптуры ценны тем, что во всей полноте отражают классический идеал придворной скульптуры. На них показано преображение человеческой сущности фараона в божественную. На голове у фараона корона Верхнего Египта. Вообще,  эта корона была белого цвета. Царь одет в классическую набедренную повязку, которая называется шендит. Фигура с рогами коровы и солнечным диском  на голове - это Богиня Хатхор. В руке Богиня держит символ вечности - шен. Она здесь служит персонификацией номов (областей) Верхнего Египта. В тех областях особо почитались божества женского пола. С другой стороны от фараона - Богиня Исида. Она символизирует другие провинции.

В последний наш визит в музей  нам практически не показывали ни великолепный Атриум, ни другие  залы с экспонатами Древнего Царства.

Одно из немногих изображений этого периода, которые мне удалось запечатлеть, это голова статуи фараона, основателя Пятой Династии – фараона Усеркафа.

Этот фараона известен, как  первый фараон, который ввел традицию строительства "Солнечных храмов" в Абусире. То есть он соединил Храмы Солнца с погребальными храмами и установил традицию единого культа Бога Ра и фараона. Место пирамиды занимал огромный обелиск, который устанавливали на возвышении.

Его имя египтологи  переводят,  как "Сильный своим Ка". Правил Усеркафа с 2494 по 2487 гг. до н.э. и построил для себя пирамидальный заупокойный комплекс в Саккаре.

Правление  фараона Усеркафы очень мало изучено, ведь совсем не много памятников сохранилось с тех  невозможно далеких времён. Истинное происхождение Усеркафа и  тот факт, что имел ли он какое-либо  отношение к Четвертой  династии, теряется в глубине веков.

Древнеегипетский историк  Манефон утверждал, что Усеркаф прибыл с  острова Элефантина, который находится  на самом юге страны, однако на чём основано данное утверждение,  современным египтологам  не известно.

Из Интернета – «Согласно сказке папируса Весткар родиной Пятой династии является местечко Сахебу, по-видимому, находящееся в Дельте, недалеко от города Гелиополя. Несмотря на то, что папирус Весткар датируется эпохой завоевателей гиксосов, то есть , отдалён от Пятой династии огромным периодом времени в 1000 лет,  и по своей сути является ни чем иным как сборником сказок, но особое почитание бога Ра, главного бога Гелиополя, во времена фараонов Пятой династии делает эту версию более предпочтительной. Вообще, нетрудно заметить, что, согласно сказке, приход к власти первых трёх фараонов Пятой династии — Усеркафа, Сахура и Какаи — ставится в тесную связь с культом Бога Ра.» Папирус Весткар хранится в музее в Берлине.

Известно, что фараоны Четвертой  династии своими непомерными налогами и трудовыми повинностями окончательно так довели народ, что люди восстали, положив конец этой династии.

А потом откуда ни возьмись, появился Усеркаф. И вот, в Каирском музее мы стоим перед его головой, которая выполнена из сланца. Высота головы 45 сантиметров.
Она была найдена относительно недавно, в 1957 году, в Абусире, в Солнечном храме этого фараона.  На голове фараона красуется корона Нижнего Египта. Черты Усеркафа сильно идеализированы.

Египтологи считают, что эта работа – настоящий шедевр, и ее  выполнил поистине одаренный скульптор.

По официальной версии считается,  что Пятая  династия происходила из среды жрецов Бога Ра или, может быть,  пришла к власти при их помощи.  «Наша голова»  Усеркаф, до принятия титула фараона,  служил верховным жрецом храма Ра в Гелиополе.  Цари Пятой династии могли принадлежать к иной семье весьма скромного происхождения, но потом  жрецы Ра захотели прикрыть  рождение новой династии волшебной  историей.

Современные египтологи говорят, что будь они потомками фараонов Четвертой династии, этого бы делать не пришлось.  Легенда была  создана жрецами для реального обоснования перехода власти в руки совершенно иной фамилии.  Жрецам нужно было доказать легитимность правления новой династии.

Из Интернета – «Не сделай жрецы этого (по факту не сочини они красивую сказку), престиж власти фараона мог бы сильно пострадать в глазах народа. Наконец, сам переход власти от одной династии к другой сопровождался какими то беспорядками и волнениями в стране, запечатлевшимися в памяти народа, на которые намекает весь ход событий нашей сказки,  сказки из папируса Весткар и воспоминания о которых позднее были переданы в рассказах Геродота и Диодора.»