Гломазденко

Виктор Румянцев
Был в нашей группе парень, назовём его Сашкой Гломазденко. Высокий, чернявый, с чётко обозначившимся даже при скудном пайке животиком. Приехал он, как вы уже догадались, с Украины. Нормальный парень такой. Шуток не понимающий, правда, но нормальный… О чём это я? Ах, да! Учился он тоже нормально, даже хорошо, врагов не имел и в драках замечен не был, что для мореходки не совсем нормально, но так уж у Сашки звёзды, видно, сошлись.

Был Сашка не жадным, охотно давал в долг, с возвратом не торопил и никогда на этом не настаивал. Записывал в блокнотик и всё, ходи с долгом, однокашник! Только давал хитро: просишь у него, к примеру 5 рублей, он даст тебе 4,80, а пятёрочку аккуратно впишет в блокнот напротив твоей фамилии. Сейчас все дают под проценты, но в семидесятых такая схема не всем была понятна. Впрочем, никто никого не заставлял в долг брать. Однажды кто-то из должников украл блокнот, но то ли у Сашки память была феноменальная, то ли он дубликат блокнота в секретном месте держал, потому что никого из дебиторов Сашка из своего учёта не упустил.

Он первым из всей группы женился. На третьем курсе. На местной красавице Марине. И ничего я не придумываю, Маринка действительно была очень красивой девчонкой, в неё полмореходки было влюблено, но выбрала она по одной ей известной причине Сашку. Родители у Маринки были очень уважаемыми людьми: папа работал старшим механиком в пароходстве, а мама – заведующей секцией женской одежды в центральном универмаге и ещё неизвестно, кто был более крут – папа или мама?

Иногда, когда нам было совсем скучно, кто-нибудь как бы невзначай обронял фразу типа «Полчаса назад Маринку у ЦУМа с какими-то тремя парнями видел» и Сашка тут же срывался с места и бежал в центр города выяснять, с кем это его молодая супруга проводит время в его отсутствии? Наверное, это были не лучшие и не самые остроумные приколы, тем более, что они не отличались оригинальностью. Всё заканчивалось по «ГОСТу»: Сашка прибегает домой, Маринка корпит над учебниками по медицине и искренне удивляется неожиданному визиту своего не менее молодого супруга. Ну, потом сразу же скандал, выяснение отношений и неизбежное перемирие на недолгое время до тех пор, пока очередной шутник не «увидит» Маринку с посторонней особью мужского пола.

Штурманскую практику мы проходили на учебно-промысловом траулере, промышляя рыбу в Бискайском заливе и проливе Ла-Манш. Хорошая практика была. Хорошая и по работе, и по учёбе, и по деньгам. Да, по деньгам тоже! А раз по деньгам, то и по валюте. Нам часть валютного заработка выдали в море, вернее, в Роттердаме, куда мы зашли по пути домой, а вторую часть бонами уже после полного расчёта по рейсу.

Что в те времена везли из-за границы? Понятно, что моряки одевались в джинсы разных известных фирм, везли их и в целях продажи. «Газовые» платки, мохер, зонтики, жевательную резинку и прочие мелочи, которые в те времена были совсем не мелочами и при удачном сбыте существенно улучшали настроение и утяжеляли кошельки.

В родной порт мы заходили при помощи буксиров, а наша группа не была расписана по швартовым операциям и мы просто с интересом со стороны наблюдали своё возвращение домой. Я и Сашка случайно оказались рядом, закурили папироски и он вдруг разоткровенничался:

- Ты знаешь, Виконт (это я Виконт!), я вот думаю, что больше трёх лет в море ходить не буду. Отработаю направление и завяжу!

Для меня было совершенно непонятно, как это «завязать» с морем? Как можно променять такую жизнь на «от девяти до семнадцати» или «от звонка до звонка»? я и сейчас этого не понимаю, а тогда и подавно.

- А мне уже ничего не надо, - продолжил Сашка свои откровения, - квартиру двушку мне тёща подарила, «Жигули» 2106 тоже тёща подарила, да, собственно, и гараж скоро подарит, она в гаражном кооперативе в правление входит, ей меня впихнуть туда – раз плюнуть!

Конечно же, я завидовал Сашке совсем не белой завистью, скрывать не буду! Но я, конечно, переживал чужое счастье молча, не выдав себя ни одним желваком.

- Сейчас вот зарплату получим, положу на книжку, сдадим госы (государственные экзамены), сорок пять суток в армии отслужим и махнём с Маринкой на машине или в Крым, или на Кавказ, не решили ещё. Кстати, Виконт, я там зонтиков перебрал штук пятнадцать, не возьмёшь парочку, пока таможня нас шерстить будет?

- Возьму, не вопрос, - согласился я,- Саня, а на фига тебе столько зонтиков?

- Тёще продам!

Не буду утверждать наверняка, но думаю, что папиросу я проглотил, не пережевав…

08.04.2019
Рига