Древние гидронимы и топонимы Брянской области

Олег Мглин
Города Брянской области имеют древнюю историю и отражают многие этапы становления древнерусской государственности. В начале нашей эры территорию региона заселяли балтские племена. Их «наследием» стали многочисленные гидронимы и топонимы.
Как было рассмотрено ранее, многие древние города Брянщины имеют этимологию вбалтской языковой среде. Основным фактором появления топонима выступала географическая особенность поселения на местности. Часть древних городов имеют «самобытные» названия:
Брянск – branka– поселение на круто выступающей возвышенности;
Вщиж – vie;;;+;i;;e;ti – «лобное место», омываемое рекой;
Жирятино – girait; – на поросшем пригорке;
Карачев – keras, ker;;ia – расчищенное в лесу место у реки;
Кветунь – kvyti – на выступающем месте у реки;
Мглин – mugline – на заросшем бугре;
Погар – pa+gora – на горке;
Почеп – pa+;ap – по холму;
Радогощ – reda+go;;ti – на изрезанной холмистой местности у реки;
Рогнедино – ragas+neida– на мысу потока (реки);
Стародуб – storas+dauba – на широком «ложе» (у реки);
Сураж – su+ragas – на излучине (реки).
Другойряд топонимов (Трубчевск, Севск, Ропск, Унеча, Злынка, Навля, Суземка) получили имя от рек, на которых расположены. Происхождение данных названий и попытаемся выяснить.
Древней историей может похвастаться город Трубчевск. Как считают специалисты, Трубчевск был форпостом киевской власти на месте роменского поселения наряду с Кветунью – центром местной родовой знати.  Город стоял недалеко от устья Неруссына берегу речушки Трубеж/Трубеч. Собственно, гидроним и дал название «форпосту».
Название рек с корнем Труб- широко представлены в Поднепровье в бассейнах рек Вопь, Ипуть, Снов, Десна, Сейм. Единичные гидронимы встречаются в Поочье, в Новгородской и Ярославских краях. Практически полностью отсутствует данный корень в названиях рек на территории славянских государств. Такое положение, очевидно, указывает на неславянское происхождение гидронима. Отсюда и противоречивое объяснение видим в труде «Лингвистическийанализгидронимов Верхнего Поднепровья»: с одной стороны, «скорее всего от <славянского слова>труба, с другой, в случае с р. Трубелька – «обращает на себя балтское суффиксальное оформление (-ел-)».
Вместе с тем, описанная выше ситуация указывает на балтское происхождение гидронима. В основу положен глагол tr(i)up;ti – делить(ся) (dalytis), распадаться (irti); крошить(ся), толочь, раздроблять, хиреть (crumble). Имеющееся чередованиеp/b нередкое явление в нашей гидронимии: например, Лобчанка/Лопча, Терепка/Теребка, Синболна/Синполька, Вербча (от корня verp-) и т. д. Кроме упомянутого ареала распространения рассматриваемого гидронима, сюда же можно отнести литовские реки Traupe, Triupelis и другие.
Одним из древнейших городов Брянской области считается Севск, являясь самым южным форпостом региона. Впервые Севск упоминается в  русских летописях под 1146 годом: «Шварна. и брать;. дроужиноуидеисПоутивл; на С;вьско. и на Болдъ;жь...».
Топоним происходит от реки Сев(приток Неруссы), на котором расположен город. Также Сев связывают с племенным названием северы (сиверы, с;веры), вторично сблизившегося с названием стороны света. Безусловно, и название города, и этноним произошли от однокоренного гидронима. Наличие ; в гидронимеС;в определяет большую вариативность огласовки в разных диалектах – a/ie/i/e. Поэтому можно с большой долей уверенности говорить об этимологическом родстве рек днепровского бассейна – Сава (бассейн р. Березина); Сивка (бассейн р. Припять), Сиверка(бассейн р. Веть, правого притока Днепра); Сиверец/С;верец (бассейн р. Ипуть), С;в(а) (бассейн р. Десна), С;венка (бассейн р. Тускорь). Представленный ряд соответствует движению с северо-запада (Белоруссия) на юго-восток (Курская область) и примерно совпадает с направлением распространения выше рассмотренных гидронимов с корнем Труб-.Также отмечаем присутствие гидронимов с корнями sav-/siv-в Литве и Латвии. При этом, как и этимологию Сева, их происхождение, по одной из версий, связывают с индоевропейским корнем *seu-. Соглашаясь с родственностью выше названных гидронимов, можно уточнить их происхождение от индо-европейского корня *s;i-, дающего в балтской среде *sa;;i;vas и далее – syvoti (струиться, сочиться), sievs/s;vs(выдавливание, мутная суспензия, жесткость). Здесь же замечаем пересечение с мнением исследователей о родстве с готским saiws "озеро", связанным с вышеозначенныминдоевропейским корнем *s;i-.С другой стороны, Ж. Варбот отталкивается от корня *sei- (течь) при рассмотрении s;vas– выжатый сок. В целом, мы имеем поток жидкости с определенными характеристиками.
Рассмотрим и этимологию Нерусы (Нерусса), в которую впадает Сев. Река является одним из крупнейших притоков Десны. Происхождение названия можно связать с балтскимrausti, который с префиксом nu- приобретает вид nurau;sti, (nu;rausia), nu;raus; со значением разрывать, распарывать. Однокоренные гидронимы (raus-/rus) встречаются и в Поднепровье, и в Прибалтике.
Древнюю историю имеет поселение СтарыйРопск Климовского района. В летописях Ропеск (Юропец) упоминается по 1159 году: «кн;гини же б;жа к з;ти Гл;бови Пере;славлю.и;туд;;ха на Городокъ. та на Гл;бль. та на Хороборъ. та на Ропескъ. ;рославъ же Всеволодичь. оут;шивъ и почтивъ ю Ропеск;».
Поселение расположено на берегу реки Ирпа (приток р. Снов), от которой и получило название. Топоним произошел в результате славянской адаптации балтского гидронима Ir-upe. Аналогичное название реки можно встретить в Литве. Автор указывает, что название гидронима происходит от irti, значение которого можно определить, как расползаться, продвигаться с трудом, исчезать (ny;kti).При этом, интересным представляется, что последнее значение встречается и в названии Ипуть, протекающей недалеко в бассейне реки Сож. Кроме того, В. Блажек сопоставил nykti с литовским понятием upe. Также в нашем случае объясняется начальное и-, от которого «отмахнулись» исследователи, ограничившись ссылкой на его вторичность. Не менее замечательным является и присутствие irti в значении вышерассмотренного гидронима Трубеж. Подобные взаимосвязи подтверждают тезис о взаимозависимости и наличии единой системы в названии рек в балтском ареале.
Здесь же отмечаем похожую словообразовательную конструкцию у гидронима Ирпень (Ir-upinis), но иное происхождение имеют названия рек с корнем роп-, у которых в основе можно выделить балтский корень rop-/rap- (ropoti/rapoti – двигаться, рыть, течь). Описанная словообразовательная модель со вторым элементом -upe достаточно широко представлена в балтском ареале.
Таким образом, Ирпа – неторопливая река, пойма которой занята лугами и заболоченными участками, в которых она «расползается и исчезает», что вполне соответствует выясненному выше значению.
В тех же краях протекает и река Злынка (приток Ипути), давшая название одноименному райцентру Брянской области.Соответственно, и гидроним демонстрирует похожее восприятие окружающего мира местным населением. Происхождение Злынки можно связать с балтскимslinkti – красться, ползти, медленно двигаться/скользить/течь. В гидронимии можно встретить реки Злынка/Злынь (приток Нугри, бассейн Оки), Злынка (бассейн Случи), Злинь (бассейн Уши, притока Припяти),  Slink-upis в Литве.
От реки получил свое название еще один райцентр Брянской области – поселок Навля (Новля). Преобладающим объяснением гидронима считаются варианты с основой от nau- – смерть, мертвец и от славянского нава – русалка и, соответственно, река русалочья. Однако, в данном случае мы видим лишь созвучные корни в славянскойогласовке более раннего, «оригинального» названия. В контексте наших исследований предпочтительнее выглядит происхождение от niauti(niove: красть, тащить, бить, мучить, томить – последние два значения как раз сближают с корнем nov-/nav-), с суффиксальным оформлением -ia-. Сам глагол имеет неясную этимологию. С одной стороны, его можно соотнести с индоевропейским корнем neu- (2. качаться, толкать), как и niausti (брести, понуря голову, неторопливо, извилисто течь). Однако M.VillanuevaSvensson разделяет niaustiиniauti, предполагая связь последнего и индо-иранским корнем*nav- (двигаться). Более предпочтительна параллель J. Pokorny, упоминающего литовский гидроним Nova при рассмотрении индоевропейского корня n;us- (в широком смысле – желоб для скольжения, плавания судов).
Реки Навля протекают в бассейнах Сожи и Десны, также можно обратить внимание на литовские Navl-upys и, как было отмечено выше, Nova, Nava и другие.
Родственную связь с Навлей имеет и гидроним Снов (в старинных манускриптах Сънова, приток Десны). Название одной из крупнейших рек Брянской области происходит от того же niauti (niove) с префиксом su- (в славянском *sъ(n)). Наряду с «брянско-черниговской» рекой Снов, однокоренные гидронимы встречаются в юго-восточном направлении – Снова (бассейн Сейма, Курская область и бассейн Дона, Липецкая область).В этот ряд можно поставить и гидронимУ-новь/У-нава (приток р. Ирпень). Аналогичную словообразовательную модель мы встречаем в названии реки Унеча/Внеча, приток р. Ипуть. Для нас этот гидроним интересен тем, что дал название одноименному городу.
Происхождение Унечи можно связать с «речным» глаголом niekti/n;kti – слабеть, исчезать. Слово нам это хорошо известно по его участию в объяснении рек Ипуть и Ирпа, которые протекают в том же краю, где находится и Унеча.Необходимо заметить, что кроме идеи исчезновения, захирения, рассматриваемый корень *nik- связан и с идеей движения. Сюда же В. Н. Топоров относит и корневую основу nak-/nokti, которая находит отражение в гидронимах Нача, Иночь, Nota и других.
В нашем же случае первый компонентпредставлен элементом огласовки прус.au-/лит. u-/слав. у- (о-) и широко встречается в балтском ареале и в центральной России.
Еще раз n;kti присутствует в определении значения Суземка. Данный районный центр получил свое название от местной речушки Суземь/Суземка (приток р. Сев). Происхождение гидронима можно связать с susimas/susti – высыхать, исчезать (от индоевропейского корня saus-, sus-– пересыхать). Можно отметить однокоренные литовские водные объекты Susia, Sus-upe и другие.
Уделим внимание реке Бабинец(Бобинец), на берегу которой расположен, пожалуй, самый известный древний город Брянщины – Стародуб. Здесь мы имеем дело уже с более поздним, осложненным дополнительными характеристиками определением – babanyti – бить, колотить, лить воду. Интересна пометка «эвфемизм» - мочить в кровать, в котором последний термин отсылает нас к топониму Стародуб, тоже связанному, в том числе, и с понятием «ложе». Гидронимы с корнем баб-, bab-/bob- широко представлены и в Поднепровье, и в Прибалтике.
Остановимся и на гидрониме Беседь – одной из крупных рек Брянской области. На высоком берегу Беседи расположен районный центр Красная гора (ранее – Попова гора). Как правильно указывают В. Н. Топоров и О. Н. Трубачев, название реки имеет балтийское происхождение. Однако далее исследователи делают необоснованное предположение, связывая гидроним с рекамиБестань и подобными, подразумевая литовские Bestinis, Best-upis и другие с основой на besti «копать; втыкать». Однако, в данном случае мы имеем несколько иное звучание Бе-се(я)дь. Аналогичную словообразовательную модель можно часто встретить в литовской гидронимии–Bedugna, Bepautis, Besenis и другие. В нашем случае мы видим корень sed- и отмечаем литовские реки Seda, Sed-intakis и другие, а также озеро Sedos. Именно с последним исследователи и связывают, например, приток Днепра реку Седеленку. Очевидно, что своим происхождением названные гидронимы и Бесе(я)дь обязаны индоевропейскому корню sed-, дающему балтскиеs;d;;ti, s;;diи s;;sti, s;;da– от современного значения «сидеть» до диалектных «проваливаться, идти ко дну, слабеть». С учетом префикса be- имеем не стоящую на месте реку (дословно – без сидения, седалища, можно представить образ непоседы, егозы; проседать), а именно, свободно меандрирующее, разветвлённое русло, заболоченную, изрезанную протоками, рукавами и старичными озёрами пойму.
Еще одной из крупных рек в регионе является Болва, устье которой находится в черте города Брянск. Безусловно, стоит согласиться с мнением В. Н. Топорова и О. Н. Трубачева о происхождении гидронима из балтского языка. Основой для названия реки сталbaluoti (bala;vo) – стоять в разливе, простираться, также можно вспомнить базовый глагол balti – бледнеть, угасать. Гидронимы с корнем бол- достаточно широко представлены в Поднепровье, столь же многочисленны и названия рек в Прибалтике с корнем bal-.
Интересным представляется происхождение гидронима Снежеть. Один из крупнейших притоков Десны имеет устье в черте города Брянска, а кроме того на его берегах расположен древний город Карачев. Этимология гидронима признается не вполне ясной. Сравнение с предлагаемой исследователями литовской основой не отвечает полностью на вопрос происхождения названия реки. И литовская, и славянская огласовки, определяющие связь со «снежным» корнем – Снежеть(Снежка, Снегуть), являются вторичной. В то же время, аналогичные словообразовательные модели можно встретить в гидронимах Снепород, Снеберь, Снопоть, Снагость, Сновид.  Безусловно, мы вновь сталкиваемся с префиксом su- (в славянском *sъ(n)), который и дает в данном случае звучание сн-. Тогда остается в основе корень ж(е,а,у)ть-/гж(е,а,у)ть-/г(е,а,у)ть-(сравните с рекой Гжать). При этом, -т- является чередованием -д-, на что может указывать название притока Зуши – реки Снежедь/Снежеть (бассейн Оки).Принимая во внимание мнение А. Ванагаса, определяющего этимологию литовских гидронимов с корнем ged-, можно признать основой балтскоеgesti (gedo, с вышеуказанным префиксом имеем sugesti) – слабеть, исчезать, распадаться (и вновь отметим неоднократно вышеупомянутые irtiиn;kti, присутствующее в объяснении рассматриваемого глагола), который происходит из индоевропейского корня g;edh- (продвигать(ся), бить(ся), толкать, разрушать).
Рассмотрим этимологию еще одного крупного притока Десны – реки Судость, на берегах которой раскинулся районный центр Почеп. При всей неясности происхождения гидронима, В. Н. Топоров и О. Н. Трубецкой отмечают, что «источник заимствования естественнее всего искать в балтийском». Действительно, основой стал глагол dusti с приставкой su- – sudusti, одним из значений которого выступает вышеупомянутыйsugesti– слабеть, исчезать, распадаться. Похожее мнение вскользь высказывает А. Ванагас, определяя этимологию литовских гидронимов с корнем dus-. Кроме того, рассматриваемый корень dus- присутствует и в гидрониме Десна.
Также отметим этимологию ранее упомянутых Ипуть и Сейм. Гидроним Ипуть происходит из p;tiс префиксом ;, значение которого включает знакомые уже нам иny;kti,и irti, и gesti. Сюда же можно отнести и pau;tyti, -ija – идти с трудом, неуклюже, который дал название литовским рекам – Pautiene, Paut-upis.
Название Сейм (первоначальный вариант Семь,С;мь) имеет неясную этимологию, по мнению В. Н. Топорова и О. Н. Трубачева, в том числе неубедительную иранскую версию. В контексте нашего исследования происхождение гидронима можно связать с se;mti, se;mia, s;;m; (от индоевропейского корня sem- (лить)) – лить, черпать, ерошиться, затоплять, бить, треснуть. В Поднепровье имеются однокоренные гидронимы Семянка, Семица, Семча и другие.
Наше небольшое исследование гидронимов позволяет выявить некоторую закономерность. Кроме значений, связанных непосредственно с потоком, движением воды (лить, течь), во многих названиях рек присутствуют такие термины, как разрывать, раздирать, распадаться, крошить и т. п., выраженные глаголами crumble, tear, cut и другими. В то же время эти глаголы определяют этимологию слова river (река)и его первоисточник - индоевропейский корень rei-. Можно посмотреть и на русло, которое наряду с глаголом течь также сопоставляется с понятиями рыть, рушить, бить, ров и т. п.. Подобное семантическое родствоуказывает на архаичность гидронимической системы и Брянской области, и сопредельных территорий, на которых распространены балтские гидронимы. При этом, крупные реки имеют в названии более древние односоставные морфемы (Сев, Сейм, Ипуть и другие), в то же время мелкие речки определяются более «сложными» словами (Суземка, Бабинец и другие). Все названия рек оказываются взаимосвязаны, указывают на вид русла (трещину, рытвину, царапину, бороздув земле и т. п.) и соответствуют ранее выявленному принципу, отражающему «движение и образ». Такой подход дает новый вектор в изучении ономастики в балтском языковом ареале. 
Подводя итог основной темы, мы видим, что все изученные топонимы получили свое название от рек, на которых расположены. Рассмотренные гидронимы укладываются в единую систему восприятия окружающего мира древними людьми и отражают характерные особенности водных объектов.