Предисловие к моим эссе на темы моих же карикатур

Михаил Гонопольский
*** НЕУДОБНЫЕ ФИО ***

Некоторым людям бывает тяжеловато тащить по жизни свое имя-отчество.
Особенно, когда для окружающих это не имена, а пышный куст ассоциаций.
 
Например, в советское время так было человеку, которого его папа, Илья, назвал Владимиром.
Потому что на совещании директор говорил, при всех: “Ну, а что скажет Владимир Ильич?”. А на стенке в это время висел другой Владимир Ильич...
И тут, что ни говори, а ответственность давила.
 
Или в предсмертно-советский период, неудобство доставлял человеку, задним числом, его папаша, тоже Илья, но назвавший когда-то невинного младенца Леонидом.
Ведь когда его к месту и не к месту называли “наш дорогой Леонид Ильич”...
Ему же надо было как-то себя вести... Нелегко.

У меня с этим по жизни было как раз все в порядке.
И имя у меня не выдающееся, и отчество не вызывающее.
Но вот фамилия моя с некоторых пор стала доставлять эрудированным людям сплошные неудобства.
Ну а, рикошетом, конечно, и мне.

*** МЕНЬШЕ ЗНАЕШЬ - КРЕПЧЕ СПИШЬ ***

Человек, услышав ее, мою фамилию, ни с того ни с сего воодушевлялся, и с необъяснимым блеском в глазах спрашивал: «А вы не родственник ТОГО Гонопольского?»
Кто такой этот «тот»? За суетой выживания в новой стране мне недосуг даже было это выяснять.
Но срабатывала добрая старая привычка отрицать свою причастность к чему бы то ни было. Мол, "не был, не участвовал, не привлекался".
И точка.
 
И тогда просто неловко было смотреть на восторженного эрудита, получившего отрицательный ответ.
Воодушевление мгновенно спадало, взор гас, лицо скучнело.
Ну просто как живую душу убиваешь…

И так вот за последние пару десятков лет я доставил неприятности массе людей.
Но все-таки, - почему я отрицал свое предполагаемое родство с «тем»?
Понятно почему – лучше вообще не брать, чем брать чужое.
Тем более что я так и не смог выяснить у восторженных любопытствующих, о ком, собственно, идет речь. А в результате их путаных объяснений у меня вообще сложилось впечатление, что речь идет о разных людях.

Но, во-первых, все они, как я понял, жили совсем в другой стране, в которой я никогда не жил.
А во-вторых, только этого мне в жизни не хватало: запишись кому-то в родичи... А потом тебе принесут во-отакенный счет.
За что? – а тогда это уже будет неважно.
 
И, с другой стороны, иди знай, что они, те Гонопольские, натворили. Еще ведь и в подельники запишут...
Я и так, по слухам, замешан во всемирном заговоре евреев. Так что, давать повод, чтобы мне еще одно дело шили? "Дело Гонопольских?"
Да нет, спасибо...
И я перестал выяснять кто они, эти "тот", или "те", или...
Меньше знаешь - крепче спишь.

*** НО, ХВАЛА НЕБЕСАМ...***

И все-таки загадка осталась.
Вот с чего это бедные эрудиты настолько воодушевлялись, услышав мою фамилию, что начинали приставать ко мне, к малознакомому человеку?
На звук ошибались? Ну, дело такое, на звук не только люди ошибаются.
 
Помню, как меня в детстве дружок научил свистеть в сжатые ладони, точно как горлица. Точнее  горлиц - или как там будет "горлица" в мужском роде?
И когда я достиг некоторого мастерства в этом подражании, на мои призывные звуки с ветвей деревьев слетали голубки и похаживали вокруг.
Надеясь, и в то же время недоумевая.

И это птица, существо чуткое! Что уж тогда нам, грубым созданиям, жаловаться?
Ведь сплошь и рядом не на тот свист летим. И не вокруг того, кого надо, крутимся. Надеясь, и в то же время недоумевая…
Но, хвала небесам, мир состоит не только из эрудитов.
Поэтому я, отключившись от неудобств, которые доставлял им, стал больше обращать внимание на другие, крупные, неприятности.
Те, которые взаимно доставляем друг другу:  мы, наша жизнь, наша планета и вечно молодое, в смысле - вечно глупое, - человеческое общество.

*** ИЗ ЧЕГО РАСТУТ ЭССЕ ***

Материала и улик оказалось так много... Следственное дело составило бы десятки пузатых папок, начни все это описывать.
Поэтому я решил, что, чем писать, лучше уж рисовать. Так короче.
То есть, параллельно с заказными иллюстрациями стал я рисовать не заказные карикатуры.
 
Набралось их понемногу сотни две.
Фейсбуки моих френдов пропитались ими в должной мере.
И тогда я понял, что картинка без названия - она почти как название без картинки. Нужны они друг другу.

И стал я своим картинкам помогать. Стал сочинять для них приличные названия и лаконичные подписи.
Но становились эти названия и подписи все большими, росли и поправлялись на славу. Да так, что некоторые из них выросли настолько, что стали небольшими эссе.
 
Ну что ж, чего добру пропадать...
Самых взросленьких из них я умыл, причесал, одел в приличные, от редактора, костюмчики, и решил вывести на люди.
Пусть, им не повредит. А я уж как-нибудь…