Сладкий сон

Камран Назирли
 
Сегодня пятница. Погода солнечная… Город улыбается… Здания, улицы сияют в чистоте, благоухают… У людей глаза радостные, лица смиренные, улыбчивые – нередко улыбаются и мне. Под мягкими, тёплыми лучами солнца толпа радостно спешит в метро. Улыбка, словно ласковый младенец, прижимается ко всем – и старикам, и молодым, и детишкам, и мужчинам, и женщинам… Я надеваю наушники телефона, и, держа в руках планшет, шагаю, наслаждаюсь под звуки какой-то музыкальной белиберды; спустившись на станцию «Азадлыг», захожу в вагон и усаживаюсь. Справа от меня садится молодая девушка, и, открыв сумку из крокодиловой кожи, достаёт книгу с розовой обложкой, находит место, где она остановилась ночью перед сном, и начинает читать. Краем глаза замечаю, что это «Приключения Робинзона Крузо». Слева от меня пристроилась женщина в белом шёлковом платье с голубыми кружевами. Она раскрывает чёрную книгу с заглавием «Анна Каренина». Уши мои наслаждаются музыкой, а глаза то и дело двигаются. Гляжу на парня в джинсовых брюках, который сидит напротив меня и читает газету «Литература». Рядом с ним пожилой мужчина надевает очки и листает голубой – как ясное небо – журнал «Азербайджан», выпущенный Интигамом. В вагон входят несколько юношей и девушек с книгами и тетрадями в руках – по всей видимости, студенты. Присаживаются, каждый из них достаёт по учебнику и начинает внимательно читать. На следующей станции в вагон входит молодая мать и маленький школьник; юноши встают и уступают им место. Школьник достаёт из ранца «Азбуку» и начинает листать.
 
- Вот вырастишь, никому не будешь нужен, если не будешь знать азбуку, - наставительно говорит ему мать. – Открой, повтори пятый урок – учительница непременно спросит тебя….
 
Мальчик сосредоточенно читает. Я оглядываю дальние сидения (а уши, по-прежнему, наслаждаются музыкой и ничего, кроме неё, не слышат) – все до единого читают; даже та женщина в ярком макияже. В этих лицах чувствуется удовольствие, и тёплая улыбка….
 
Седой пассажир, усевшись, достаёт «Историю Азербайджана» - видимо, учёный, или преподаватель – и начинает читать. У всех в руках разноцветные книги, брошюры, газеты, журналы… Времени мало, поэтому пассажиры предпочитают читать. Не читаю только я – я наслаждаюсь. Смотрю то на одного, то на другого, тереблю кнопки телефона. А поезд следует по своему пути – на станциях останавливается, опустошается, вновь заполняется и следует дальше. В вагон садятся новые пассажиры, открывают свои разноцветные сумки, достают чтиво – поезд продолжает путь, останавливается, и сквозь музыку, переливавшуюся в уши через наушники, я слышу тихую, мягкую азербайджанскую речь. Это словно голоса духов, сражающиеся с трелью птиц из нашего сада. Глаза мои всё ещё бегают, оглядываются, и вдруг – со лба капает пот, я краснею от смущения вплоть до ушей… стыжусь самого себя. Ведь не читаю только я! И мне стыдно за это… У меня так заложило в ушах, что я даже пропускаю нужную мне станцию… Но ведь мне нужно было сходить! Пытаюсь встать, но не могу – словно кто-то пригвоздил меня к сиденью.      
 
- Слушай, вставай уже, на работу опоздаешь… Уже почти восемь, а ты всё ещё спишь…
 
 Это жена будила меня…
2012.