Третьяковка, Третьяковка! И писать про то неловко!

Юрий Фукс
       ТРЕТЬЯКОВКА, ТРЕТЬЯКОВКА!
 
       И ПИСАТЬ ПРО ТО НЕЛОВКО!


               Публицистика



      27 января 2019 года  некий мужчина  (имя известно) среди белого дня и в присутствии посетителей выставки снял со стены картину "Ай-Петри. Крым"  художника   Архипа  Куинджи   и без проблем  вынес её из зала, а потом и из Государственной Третьяковской  галереи.

      Чему удивляться-то??  Мы же всегда "Что имеем - не храним, а потерявши - плачем!". (Вспомните хоть образование!)
         
      Поразительно быстро нашли злодея и картину!
      Даже быстрее, чем нахожу я книгу там, где сам же её оставил...
       
     "Ну, туда таперича даже  муха не пролетит без контроля! Особливо зимой, когда мух нет! - подумал я. - Наверняка приняли серьёзные меры по охране экспонатов!".

- Какие такие меры? - спрашиваете?

- Кар-ди-наль-ны-е!!  Бабусю  - дежурную по залу - уволили!


        Вполне предсказуемо! Нет, чтобы этой бабусе как вихрь налететь на похитителя, молниеносным приёмом какого-нибудь карате, дзюдо или кикбоксинга сбить злодея на пол, потом ногами - правой! правой!! левой! левой!! - его обездвижить и вырвать "Ай-Петри. Крым" из обмякших рук злодея - некрупного, всего-то килограммов на 70!  А  бабка в упор его не увидела!  Вот и поделом ей!


         Говорят, что "В одну воронку снаряд дважды не падает!". 
         Ещё как падает!
         Прошло всего-то два месяца без недели...


         И вдруг -  "Сроду такого не было и вот - опять!",
как   говорил  Виктор  Черномырдин о проблемах страны.   


      21 марта 2019 года другой девиант  (имя пока неизвестно) среди бела дня  разделся в здании Третьяковской галереи  почти догола, оставив на себе лишь женские Т-стринги (спереди маленькая треугольная тряпочка на трёх верёвочках).
 
       Сняв штаны и оголившись "по самое не могу",  девиант изготовился  каждой пОрой  своей кожи, каждым волоском на ней уловить и глубоко впитать  художественные эманации культуры, исходящие от замечательных картин  мирового класса.

       Отсвечивая голым задом и якобы не замечая никого,  девиант поднялся по широкой лестнице в зал художника Врубеля, где затем неторопливо  блуждал среди посетителей,  подходил почти вплотную к картинам, застывал там  и делал вид, что интересуется техникой письма и мелкими  деталями живописи. При этом для других посетителей он и его филейная часть выглядели издали как  часть картины.

       Затем он, так же спокойно, ничуть не торопясь,  попрежнему в одних стрингах, спустился по  лестнице вниз, на перый этаж, оделся и вышел из здания галереи, так никем и не остановленный.

       Наверное, "охрана встаёт так рано", что днём дрыхнет.

       Очень жаль, что  в это время в выставочном зале с картинами Врубеля были лишь  утомлённые непосильным для них образованием  хилые интеллигенты и им подобные, привыкшие сдерживать эмоции, а не  скорые на руку слесарЯ, токарЯ, шоферА с их крепкими  конечностями...
               
         Эти прямодушные люди быстро и доходчиво  "объяснили"  бы голышу, что не для того они ехали издалека в Третьяковскую галерею и платили  по 500 рублей за вход,  чтобы  на фоне картин  знаменитого художника любоваться здесь живым задом какого-то психа! Впечатление уж больно поганое!
 
         Но коли так  уж вышло,  что  явился в галерею человек лет за 30,  вероятно, ничего другого не умеющий в жизни, кроме раздевания-одевания,  было бы весьма  полезно энергично достучаться снаружи до его тухлых мозгов.
 
         Чтобы впредь - и ему, и другим таким же девиантам  - неповадно было бы  делать вид, что перепутал  художественный музей с общественной баней!


         Может, верно говорят: "Что даром достаётся - не ценится"?

         3 июня 1918 года Третьяковскую галерею национализировали.  С этого дня она стала называться так:  "ГОСУДАРСТВЕННАЯ Третьяковская галерея".  Всего и делов-то - название изменить!

         Напомню  кратко  историю её создания.

         У владельца бумагопрядильных фабрик Михаил Захаровича Третьякова в 1832 году родился старший сын Павел, спустя два года -  сын Сергей.

         Оба получили отличное домашнее образование и рано привлекались отцом к  работе, приобщались им к делу.
 
         Когда в 1850 году отец умер, Павлу было всего 18 лет, Сергею - 16, но они сумели перенять на ходу дело отца и не только успешно его развить, но ещё и занялись торговлей хлебом, дровами, продажей тканей, текстильным производством.
 
         Павел c детства проявлял интерес к русской живописи - собирал дешёвые лубочные картинки. Когда появились у него собственные средства, он стал собирать картины русских художников, всячески поддерживал и инициировал их творчество.

         Семья Третьяковых имела старообрядческие корни. Это были люди, чрезвычайно скромные в быту и истово верующие. Они были убеждены, что  Бог послал им богатство лишь  для того, чтобы  творить добро людям и свершать богоугодные дела на пользу всему обществу.


         «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь… Обеспечение должно быть такое, какое не дозволяло бы человеку жить без труда».

                (Из письма П.М.Третьякова дочери Александре)


         С молодых лет Павел Третьяков поставил своей целью - помимо разносторонней  благотворительности -  создать картинную галерею русской живописи и затем передать её в дар городу, сделав посещение бесплатным.

         В 1874 году он построил в Лаврушенском переулке Москвы здание галереи с общедоступными залами для посетителей.

         В 1892 году году Павел Михайлович Третьяков передал свою  галерею с 1287 картинами и более 518 листами графики, а так же скульптурами и коллекцией икон в дар Москве.

         По завещанию  рано умершего  Сергея Михайловича,  его ценнейшая коллекция западно-европейской живописи была присоединена в 1892 году к коллекции старшего брата и так же безвозмездно передана городу.

         15 августа 1893 года состоялось открытие музея "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

         До самой своей смерти в 1898 году, Павел Михайлович Третьяков приобретал и передавал в галерею новые шедевры живописи.


         А с 3 июня 1918 года и по сегодняшний день это и есть  "Государственная Третьяковская галерея", которая вдруг кого-то сильно заинтересовала своим высоким финансовым потенциалом...


         Так как Третьяковская галерея - не частная, а ГОСУДАРСТВЕННАЯ, сразу возникают  острые вопросы к тем большим начальникам, от которых зависит существование и сохранность этого ценнейшего национального достояния и объекта культуры мирового значения.

         Глянешь - повсюду, даже вокруг средних начальников, как мошкара вьётся  великое множество охранников,  а вот в галерее  -  их не видно!
               
         Я, конечно же, понимаю, что эти начальники порознь и оптом  - ценнейшее народное достояние! Причём - судя по охране  -  любой из них для страны  много ценнее всей Государственной Третьяковской галереи с её реальными сокровищами.
 
         И это - несмотря на то, что сбыть за границу за большие деньги картины гениев живописи можно мгновенно, а вот всучить им наших начальников - хрен!  С доплатой - и то не возьмут!


         Земля, её недра с полезными ископаемыми, леса и воды - как говорится и на бумаге пишется, народное достояние.  А как же! Но достоянием уже хорошо распорядились. Новым остро жаждущим к этим ресурсам никак  не подступиться, с какой стороны ни суйся.

         Но есть ещё гигантские сокровища вроде никем не освоенные, как бы пока ничьи, стоимость которых даже в иноземных "бабках" заоблачная: музеи с их уникальными экспонатами и богатейшими запасниками. Это же - громадный финансовый ресурс!

         События ясно показывают, что даже  в  "Государственной Третьяковской  галерее" (!) все эти сокровища беззащитны и в любой момент с ними может произойти что угодно! Плавно подводят к мысли, что если вручить музеи в чьи-нибудь пухлые ручки, ласковые и заботливые (нет-нет, не для распродажи!!! Упаси Бог!!! Просто подержать пока - и всё!), то те, чьи ручки, уж сумеют и физическую сохранность обеспечить, и от чужого  воровства и вандализма защитить - не сомневайтесь!

         Кто-то "почву" прощупывает, дважды  запустив "психов" в Третьяковскую галерею. Если бурно возмутятся все вокруг - значит, ещё не пришёл нужный час, потерпеть придётся.

         Ну, а с "психов" - какой спрос? Их и допрашивать-то  особо не станут: первый - картину вернул, а от второго - никакого ущерба, кроме морального...

         А пока вокруг - ти-ши-наааааааа...  Народу - не до них!


         Тянется рука моя к клавиатуре, чтобы спросить ЭТОГО, Этого, Этого и воооооооон Того:

        "Почему у вас  Третьяковская галерея по части охраны - сирота??!" -
но тут же вспоминаешь свежий  Закон, запрещающий задавать неудобные начальству вопросы, по которым нет судебных решений.

         Хвалить - это можно без ограничений, а вот спрашивать -  ни-ни!
 
         Никаких вопросов типа: "Где деньги, Зин?" - ведь судебного решения о хищении или растрате Зиной этих денежек-то - нет!

         Неровен час и обидеться  может: "Ты - МЕ-НЯ!!! - подозреваешь??! СОВСЕМ НЕ УВАЖАЕШЬ, коли спрашиваешь??!  НУ ПОГОДИ!!!".
 
         Нажалуется, а там -   суд-штраф-тюрьма...  И всё - по Закону... Новому.
 
            
         Тааааак... ЭТОГО спросить - нИЗзя! Этого - нИЗзя, этого - тоже нИЗзя! И Того... И вооооон того... Обидчивые все - не приведи Господи!

                А вопросы-то - есть, и все  - как из "пушки"! 
                Но без решения суда доступны спросу лишь старушки:

                они ж - "финансы выделяют",
                они ж - "охрану нанимают",
                они ж - как маленькие дети!
 
                А потому - ЗА ВСЁ В ОТВЕТЕ
                пред теми, кто сокрыт за их плечом:

                В ЛЮБОЙ БЕДЕ  НАЧАЛЬСТВО - НИ ПРИ ЧЁМ!


                Знай, любезный мой Читатель:
                Встретишь в жизни недостатки -
                им виною -

                ТОЛЬКО    БАБКИ!!!



           3.2019