Вот и осень подошла вплотную...

Олег Яненагорский
Часть первая
Мой век ХХ - в середине пути…

Четыре месяца назад

Хорошо запомнилось то осеннее сентябрьское утро, когда стоя у окна, я смотрел на крыши расположенных рядом домов. Ветер сорвал листок с дерева и бросил его на мой подоконник.
Вчера мне исполнился 41 год… Не сказать что «всё плохо» и нельзя сказать что «всё хорошо». Дети выросли – дочь уже поступила в институт, а сын скоро закончит школу. Второй брак «трещит по швам», а ведь прошло всего семь лет…  Первый продлился почти четырнадцать… Неужели и я, как многие, живу по семилетним циклам?
Профессиональная деятельность идет, вроде бы, неплохо, но нет удовлетворения. Люблю ли я свое ремесло? Да! Когда мне было 12 лет принял решение стать юристом и теперь -  почти через тридцать лет - до сих пор не жалею о том. Да, дела в судах выигрывается, гонорары зарабатываются, вот сборник подготовил – «Оправдательный приговор» - по выигранным делам... На фоне других кажется всё отличным. Но что-то давит на душу…
Все вокруг только и говорят о тяготах жизни, ругают президента и правительство, олигархов и начальство, жен или мужей, тёщу или друзей… Тяжело жить в депрессивном регионе. А «малая Родина» стала депрессивной почти 10 лет назад - когда рухнул Советский Союз и две базовых отрасли региона – оборонная промышленность и сельское хозяйство – покатились в экономическую пропасть. Много лет расследуя дела об убийствах и самоубийствах, а также о непонятных случаях прекращения жизни, я осознал, что личные катастрофы созревают медленно, а происходят быстро… Наверное так и со странами…
Как скачут мысли в голове? Или не в голове, а за ее пределами, а в сознании только отголоски? Наши мысли – это не мы? Может быть «мои мысли» прилетают откуда-то?
«Все кругом плохо, - твердят люди, - дальше уже некуда, а будет еще хуже». А рядом кто-то вспоминает: «Он плакал, что у него нет обуви, пока не увидел человека без ног»… Иногда хочется крикнуть «Перестать жаловаться и начинай жить», но тут же вспоминаю, что и сам недавно жаловался… на то, на другое, на третье…
Снизу из проезжающей машины прилетел кусок песни «…осень жизни как и осень года надо благодарно принимать…». А надо ли?
Сколько мне ещё осталось до конца жизни? 20 лет? 30? 40? Одному Богу известно. Но пришло понимание - надо что-то делать. Это не репетиция жизни - это сама проходящая жизнь. И она затягивает в омут серой безысходности и привычки все время обвинять кого-то другого в большом и малом… Не от слабости или злобы – просто по привычке. А у меня это еще осложняется навыками профессионализма – «юрист вину не признает и оправдание себе всегда найдет».   
Сколько нужно времени для того чтобы изменить свою жизнь? Неделя? Месяц? Год? Или годы? Вспомнил, что где-то читал или слышал - перемены в жизни начинают происходить в тот миг, когда ты в глубине своей души принимаешь решения изменить жизнь к лучшему. А время необходимо лишь для того чтобы, наполнить принятое решение энергией и конкретными делами.
Если я не буду влиять на свою жизнь и принимать меры, чтобы она шла, как мне хочется, то другие - за меня - будут принимать решение. Конечно, можно искать – и всегда найдешь - оправдание неудач или отсутствия успеха... Или можно двигаться к своим целям... Но нельзя делать то и другое одновременно. Ещё вспомнилось выражение, что многие умирают в 20 лет, а потом еще ждут лет 50 или 60, чтобы их похоронили. Наверное, эти люди не знали неудач и промахов, падений и лишений. Они просто отказались от борьбы в своей жизни. Но со мной «не тот случай»  - я готов к риску перемен!
Как говорили мудрецы? Господи дай мне силы и терпение смириться с тем, что не могу изменить. Дай мне силы изменить то, что возможно. И дай мне мудрость отличить одно от другого.
Ветер сдул лист с подоконника и он полетел куда-то… Да, молодость прошла. Хотя, конечно, это не период жизни в начале пути - это состояние человеческого ума. У животных, наверное, нет ощущения детства, юности, молодости. А человек стареет от страха и сомнений, от терзаний и отчаяния. Насколько же я стар? Сколько во мне страхов и сомнений? На что я годен во второй половине жизни? Перемены обеспечивает осознание? К чему могут привести самосбывающиеся прогнозы? Счастье сопутствует отважным?
Вопросы, вопросы, вопросы…
А ведь я раньше был другим – целеустремленным, умеющим добиваться результата… Надо менять жизнь и надо меняться самому… Хандра – не кризис, кризис – не хандра! Личная катастрофа и кризис середины жизни отменяются…

Начало XXI века…

Отпраздновав новогодние праздники, я уехал на Север. Теперь живу в старой маленькой квартире, арендованной университетом, заведую кафедрой юриспруденции, начал писать научные статьи, подумываю о кандидатской диссертации…
После принятия решения тем сентябрьским об изменении жизни ситуация всё пошло по другому – друзья, уехавшие год назад, нашли мне интересную работу в одном из северных городов и я покинул свою «малую депрессивную Родину»…
Лучшее – впереди. И я вернусь к этому рассказу через двадцать лет… Надо его только записать и потом не потерять….