Метро и люди

Владимир Сосновцев
Метро создано для города, или город создан для метро?

Город не может прожить без метро. Метро не может прожить без людей.

Без метро город превратится в ужасный муравейник, состоящий из людей, автобусов, троллейбусов, трамваев, машин, велосипедов, самокатов, которые будут мешать друг другу.

В метро всегда идёт своя жизнь. Тем, кто всегда наверху, эта жизнь не видна и непонятна.

Метро в городе – это сам маленький город, который широко расположился под большим городом.

В метро есть свои улицы и перекрёстки, переулки и тупики. Есть светофоры, экраны, реклама и огромные люстры. Там только не бывает дождя, снега и солнца, даже если его станция и не под землёй, а наверху.

Люди в метро делятся на две неравные части. Это пассажиры и те, кто работает в метро.

В метро по большей части едут те, у которых нет своего личного наземного транспорта.

Если у человека есть свой личный или служебный транспорт, он едет в метро, когда его транспорт не едет, или, когда у него его отбирают. В отдельных случаях, для экономии времени и бензина.

Существует масса людей, годами не спускающихся в метро, потому что они ежедневно садятся в свои или служебные автомашины.
При этом они не оказываются выше тех, кто едет в метро лишь потому, что они – наверху.

Сейчас модно ссылаться при опозданиях на заторы и пробки на дорогах и улицах.

Когда надо прибыть вовремя, на автомобиле (трамвае, автобусе) и не опоздать – выход есть. Метро никогда не подведёт. Надёжно.

В метро много светофоров, но заторы для него – явление исключительное.

Огромное количество автомобилей сократило количество загородных электричек. Но количество поездов метро лишь увеличилось.

Метро зажато границами города. На дачу в нём не поедешь. Но можно поехать в музей, или, например, в баню.

Утром и вечером входящие в метро люди превращаются в пассажиропоток.

В метро можно случайно встретить знакомого, впрочем, как и на улице, но это случается исключительно редко.

В метро не рождаются. В метро редко люди умирают своей смертью, иногда – от рук других людей, которых людьми назвать нельзя.

В метро существуют непересекающиеся перекрёстки. Это переходы с одной линии на другую, а также со станции на станцию.

В метро есть станция, на которую не приходят поезда и от неё они не уходят. Если заходишь на эту станцию, надо идти по переходу на другую станцию, где есть поезда. Переход под дном реки имеет движущуюся дорожку. Кому-то нравится стоять на ней, а другим надо продолжать идти, складывая свою скорость движения со скоростью такой дорожки.

В метро люди могут спать, в основном, сидя. Иногда – стоя.

В метро люди иногда несут на себе велосипеды, самокаты, доски (скейтборды, лонгборды, роллерсёрфы, скутеры, гироскопы и т.д.).
Такие пассажиры – не пришельцы, а принесельцы своего маленького транспорта с поверхности земли под её толщу.

Коляски с младенцами неторопливо везут по эскалаторам, перронам и ставят в проходах дверей вагонов. Младенцы в метро не плачут.

В прежние времена в поездах, автобусах и самолётах курение было разрешено. В метро оно навсегда, со дня его открытия, запрещено.

В вагонах метро много людей поглощены созерцанием своих телефонов. Они берут их в руки при входе в метро и не выпускают из рук до самого выхода. Часть из них играют в пасьянс, шарики и догонялки. Ещё они любят отправлять маленькие сообщения, что называют эсэмэс.
Гаджеты да и только.

Люди в метро читают книги. На бумаге, в электронных книгах, в телефонах.
Читают настоящие газеты. В газетах иногда пишут ненастоящие события или факты.

Врачи говорят, что в метро вредно читать. При движении поезда, из-за вибрации глазам приходится привыкать к скачущим строкам, а это вредит зрению.
Пассажиры как читали, так и продолжают читать.

Чтение книг (иногда газет), в том числе и в метро, поддерживает мышление как высший познавательный процесс, просмотр картинок в соцсетях через экран телефона и эсэмесение губят этот процесс. Метро в этом не виновато.

Приезжих, не жителей города, в метро сразу видно. И не только потому, что они спрашивают куда им идти. Они могут остановиться на пути потока спешащих людей, словно это пустынное место, а не перрон или вестибюль станции.Горожане вежливо их обходят. А что прикажете делать?

Когда проходил чемпионат мира, на эскалаторах, перронах и в вагонах иностранцы пели песни, орали свои кричалки, даже танцевали. Раньше такого не было, даже во время фестивалей молодёжи и студентов. Сейчас такого снова нет.

До сих пор в вагонах ходят попрошайки разных мастей. Сейчас все знают, что всех их контролируют криминальные сообщества. Но им всё равно подают из жалости.

Ходят по вагонам и продавцы ширпотреба. Все призывы не покупать у них ничего остаются без ответа, немного, но покупают.

Если каждый день много лет подряд проезжать в метро по одному и тому же маршруту, то пассажир действует как молчаливый навигатор. Или сам себе автопилот. Может идти с закрытыми глазами, все его шаги сосчитаны.

Под станциями метро находятся служебные коридоры и переходы. В них входят через двери в конце платформ станций под землёй. Если кому-то придётся это увидеть, впечатление останется на всю жизнь.

Обычные пассажиры не подозревают, какая непростая жизнь идёт у них под ногами. Сколько там залов, комнат и тоннелей, приборов, рычагов и кнопок и ещё людей, которые там посменно работают.

Про метро пишут картины, книги, снимают фильмы, посвящают песни. В метро снято масса сцен разными режиссёрами кино.

В самом метро есть картины, панно, мозаика, скульптуры.

В метро проведено торжественное собрание, это было в Москве, в Великую Отечественную войну.

На первой линии метро обязательно возводили наземные вестибюли, которые своей архитектурой продолжали величественный облик подземных станций.

Наземный вход в метро был через высокие деревянные двери.
На новых станциях двери установлены стеклянные, с алюминиевыми вставками. От этого немного грустно. Ностальгия как-то…

В старые времена проезд в метро всегда стоил пять копеек. сейчас, при капитализме, тариф меняется каждый год, якобы из-за инфляции.
Метро как зеркало экономики.

Во времена социализма для некоторых категорий пассажиров проезд был бесплатным. Сейчас, при капитализме, проезд для всех пассажиров является поатным, даже если он возмещается каким-либо бюджетом.
Метро как зеркало социального неравенства.

Под землёй ты находишься ближе к аду и дальше от рая. Всё же метро создано для живых. В метро ездят священники. Интересно знать, что каждый из них думает про это?

В живых организмах – человека и животных, кровь циркулирует по двум кругам: артериальному и венозному. От центра, которым является сердце, артерии несут кровь к периферийным органам, обратно кровь идёт от периферии к сердцу.
Ветки метро, уложенные в параллельные тоннели, лишь относительно напоминают проходящие по живому организму вены и артерии. Кольцевая линия как большой круг кровообращения. На схеме метро такие сосуды отлично видно.

В отличие от крови, равномерно идущей по системе вен, артерий, капилляров, ветки метро работают циклично.
Утром потоки людей двигаются преимущественно от периферии к центру города. К вечеру наблюдается обратное движения в сторону периферийных, спальных районов.
Метро – это кровеносная система города.

Подходит к перрону поезд метро, открываются двери. Часть пассажиров, толкая друг друга, стремятся как можно скорее войти в вагон и занять свободное место на диванах. В вагонах, если это не раннее утро и не поздний вечер, свободных мест для сидящих пассажиров почти нет.

Из раза в раз заметно, как молоденькие девицы обязательно стремятся присесть на свободное место, опережая вошедших людей весьма солидного возраста. Заняв место на диване, они либо упрямо смотрят в свой телефон, либо закрывают глаза. Даже если возле неё останавливается старушка, она этого не замечает, явно не желая уступить занятое место.

Недалеко от них ушли и молодые парни, по виду юнцы. У них бывает другая привычка. Они надевают на голову, до самых глаз, капюшоны курток, даже летом. Напоминают страусов, прячущих голову в песок.
Иногда парням и девицам делают замечания и требуют уступить место старушке или дедушке. Соглашаются не все.

В прошлом веке такого было невозможно представить. Была культура поведения в метро. Никто никого не толкал, детям, старикам всегда уступали места для сидения, вне зависимости от призывов табличек на окнах вагонов. Не было грубости и откровенного хамства среди пассажиров.

Сменились поколения. Совсем молодых школа и родители не учили культуре поведения в метро и наземном транспорте.

С приходом капитализма, где порой человек может становиться волком другому, из метро ушла прежняя культура отношений и поведения людей, становящихся пассажирами каждый день.

Сейчас в метро есть бесплатный Интернет. Очень удобно. Но в этот бесплатный Интернет толпой устремились компьютерные вирусы. Это очень опасно для телефонов и планшетов пассажиров.

Реклама в метро начинается с наземных вестибюлей и эскалаторов. На лестнице – чудеснице она вонзается в уши. В вагонах её нет лишь на полу и потолке.

Метро является технически и организационно сложнейшим устройством. Метро управляется начальниками, диспетчерами, дежурными разных специальностей и машинистами.

Но метро является и социальным сообществом всех пассажиров и всех работников метро.

Те, кто поступил работать в метрополитен, делают там карьеру, учатся, служат там до пенсии. Пассажиры вне метро учатся, работают, делают свою карьеру и ездят в метро как до пенсии, так и после пенсии.

В каждом вагоне люди представляют собой некоторый срез нашего общества. Всегда в метро едут школьники, студенты, курсанты, рабочие и врачи, пенсионеры и люди интеллигентного вида. Молодые и не очень.

Метро стало неотъемлемой частью жизни города и частью жизни горожан. Метро однажды пришло в город и осталось там навсегда.