Загадочный Мелхиседек хурритский царь Иерусалима

Хасан Бакаев
В теологической литературе считается, что единобожие в Ханаан принес пророк Аврам (Ибрахим — мир ему). Отчасти это верно, но существенным является тот факт, что в соответствии с библейской доктриной Аврам обратил в единобожие лишь круг близких ему людей — свою семью и домашнюю челядь. Иными словами, Аврам создал замкнутую монотеистическую общину, изолированную в идеологическом отношении от внешнего окружения. Однако, читая Библию, мы с удивлением обнаруживаем, что в Ханаане жили единобожники и до прихода в этот край Аврама (Авраамом Бог наречет его позже).

В книге "Бытие" (глава 14) повествуется о войне двух коалиций царей, в результате которой пострадал племянник Аврама Лот, живший в Содоме. Коалиция царей-победителей захватила Содом и обратила его жителей в пленников, в числе которых оказался и Лот. Узнав об этом, Аврам вместе с союзниками догнал грабителей около Дамаска и отбил пленников с их имуществом, в том числе и племянника. Далее Библия так передает ход событий:

"Когда он (Аврам) возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего" (Быт., 14:17-20).

Этот короткий текст дает нам чрезвычайно важную информацию. Если Аврам вручает царю Салима (Иерусалима) десятину, это является доказательством того, что он признает священнический сан Мелхиседека. Важно также и то, что не Аврам по праву священничества благословляет Мелхиседека, а сам получает благословение от того. Мелхиседек —священник, а это означает, что где-то рядом должен быть и храм, в котором он осуществляет свои священнические функции. А раз есть храм, то есть и паства. Тем более, что Мелхиседек, будучи не только священником, но и царем, наделен правом властвовать над своими подданными, то есть жителями древнего Иерусалима. Естественно, царь-единобожник никогда бы не смирился с тем, что его подданные или их часть исповедуют многобожие, которое в глазах любого монотеиста есть языческая мерзость, сатанизм.

Таким образом, текст Библии свидетельствует, что во времена Аврама в Иерусалиме был храм, в котором служили Единому Богу, и жители Иерусалима были единобожниками. Причем, единобожниками такого рода, что пророк Божий Аврам признал религию иерусалимцев тождественной той религии, которую исповедовал он сам и, признав священнический сан царя Мелхиседека, пожертвовал ему сакральную десятину со своей добычи. Кем же были в этническом смысле древнейшие жители Иерусалима? Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что древнейшими жителями Иерусалима, до завоевания его царем-пророком Давидом, были хурриты (http://www.eleven.co.il/article/14577). Получается, что хурриты, жители Иерусалима и, как отмечает древнееврейский историк Иосиф Флавий, его основатели, исповедовали Единобожие?

В свете надежно установленного этнолингвистического родства хуррито-урартов с чеченцами, ингушами и бацбийцами, обращает на себя внимание также и тот факт, что Храмовая гора (холм) в Иерусалиме носила в древности название Цийон (совр. Сион). Вслед за Зелимханом Мусаевым ("Выходцы из Шем-Арие", Грозный, 2014 г., стр. 145-146) можно предположить, что это название, не имеющее надежной этимологии в семитских, родственно чеченскому и ингушскому терминам "цIена" — "чистый, святой" и "цIано" — "чистота, святость". Холм, на котором стоял древний иерусалимский храм, по праву мог называться "святым", "священным".

Акад. Б.Б. Пиотровский в одной из своих работ отмечал, что образцом для греческих (а вслед за ними и римских) храмов с двускатными крышами и колоннами на фасаде послужил  храм Халди в священной столице Урарту — городе Ардини (Муцацир). Автору этих строк пришла идея сравнить с храмом в Ардини также и иерусалимский храм, построенный при царе и пророке Соломоне (мир ему). Ранее, насколько нам известно, эти храмы не сравнивались между собой. И вот поразительный факт: храм в Ардини, чье изображение сохранилось на одном из ассирийских барельефом, по своей архитектуре очень близок к иерусалимскому храму, чье описание можно найти в Библии. Та же двускатная крыша, те же колонны, украшающие фасад, и даже священный котел перед храмом (в Библии он назван "морем"). Отличие в том, что перед храмом в Ардини стояли два котла, поскольку этот храм был святыней двух отдельных, впоследствии объединившихся, царств: Урарту и Ардини.

Вряд ли случайным является и тот факт, что в предшествующую этому объединению эпоху город Ардини назывался "Арини", а древнейшее название Иерусалима — "Ари". Разница лишь в том, что урартское название оформлено с суффиксом принадлежности "ни", а иерусалимское — без этого суффикса.

Таким образом, появляется твердая уверенность в том, что царь Соломон, воздвигая свой знаменитый храм в Иерусалиме, лишь воссоздал тот древний храм, который существовал в нем в хурритскую эпоху, являясь копией храма в Ардини. И этот аспект, не учтенный в исторической науке, очень важен для понимания этнокультурных процессов в древней Передней Азии.
_____________________
Храм в Ардини на барельефе ассирийского царя Саргона II. VIII в. до н.э.