Стародавние воры

Александр Нивин
В Высоцком жил знаменитый вор Пихан. Он в своём черном ремесле пользовался колдовством. Пойдет на кладбище в полнолуние, выроет покойника, вырежет кусок сала, растопит, приготовит свечку. И с этой свечкой заходил ночью в любую избу и брал смело, что хотел - хозяева спали мёртвым сном.
А в Лисине был такой Поликар, тоже воровством жил. Прознал Поликар от кого-то, что под Новоржевом есть богатенький хозяин, и пришёл туда под видом нищего. Зимой было. Пришёл перед вечером уже, попросился переночевать. Пустили его в избу. У вора глазы разбегши. Заметил сундучок хозяйский под лавкой... Раньше не на кроватях спали, а на лавках.
Хозяйка говорит: "Ты разуйся, лапти-то промокли, посуши их в печи". А Поликар: "Не надо, я сам на печь лягу, там и просохнут". Но женщина всё ж настояла на своём. Снял он лапти, подал ей, полез на печь.
Ночью встал, сходил вон босиком. Посмотрел, что к чему. Хозяева спят. Поработавши, ведь спишь крепко. Сундучок взять просто. Да вот загвоздка: лапти хозяйка в самое нутро печки поставила, там и горшки и чашки: полезешь - загремят.
Полежал вор на печи, подумал да и решился: цапель этот сундучок - и марахас! Так босиком и прибежал с Новоржеву по снегу. И хыть бы что - только весело ему! Сидит дома, печь растопил, греется. А тут - на тебе! - стучат в дверь. Это новоржевские приехали - по следам босых ног разыскали.
Был у этого самого Поликара закадычный приятель Сидор. Приехали они как-то раз в одну деревню. Поликар зашел в избу, где посиделки были. Там бабы, молодухи прядут, прялки жужжат, мужики байки лепят. Тары-бары, шутки-прибаутки... Веселье, словом. Поликар постоял скромно да и взялся на скрыпке пиликать. На это дело ему было далшы. Играет, поет разные песни.
Сидор тем временем анбар опустошил: знай себе носит добро на подводу. Вси мешки уже кончились, не во что класть. Надо приятелю намекнуть, что пора закругляться. Окошки в домах были низкие, вот он под окно подлез и шепчет Поликару: "Шабаш, не во что ложить!" Тут Поликар на скрыпке заиграл, поёт: "Ах, Сидор, братец мой!
Бабья рубаха - тот же мешок:
Рукава завяжи - что хошь положи!"
Сидор смикитил, побег продолжать. А народ-то хохочет, в ладони клеплет: "Пой ещё!" Наутро хватились - анбарчик-то пуст.

____________________
Примечания.
"Стародавние воры" опубликованы в опочецкой газете "Красный маяк" 20. 12. 2000 г. с предисловием, составленным А. Е. Николаевым: "С образцами творчества Натальи Яковлевны Яковлевой многие познакомились на страницах вышедшего недавно литературного альманаха "И путешествие в Опочку...", где представлены 70 стародавних частушек, собранных Н. Яковлевой, а также три народных сказки и пять былинок (коротких былей). Сегодня читатель познакомится с еще одной сказкой и двумя былинками отшумевшего времени, в изложении которых сохранены особенности опочецкого говора начала ХХ века".