Коней на переправе не меняют

Олег Намаконов
Производственные события того периода, действительно окрашивались в драматические цвета, директор комбината Друганов, вернувшись из Москвы сообщил, что добился смещения Винника с поста  Гипа и новым Главным инженером проекта ЛДК будет Спиридонов.

Это сообщение  радости и удовлетворения не принесло, а, наоборот, вызвало разочарование от такой бульдозерной дипломатии, когда до пуска  Завода ДВП остались считанные месяцы. Кому мы хуже сделали, когда еще масса проектных неувязок, требующих пересмотра смет в сторону увеличения, в том числе замены непригодного для эксплуатации польского оборудования в условиях Дальнего Востока?

Есть замечательная поговорка:- Коней на переправе не меняют, потому что это  себе дороже, а Винник  по многим вопросам шел нам навстречу, был нашим союзником и хорошим связующим звеном с Министерством, а мы собственными руками это порушили.

К сожалению, нервы и амбиции у директора взяли верх, а это плохие советчики и помощники. Нужно не забывать и помнить, что настоящая стройка отбирает самых достойных, а «пена» быстро сбегает от трудностей, потому что  работать головой и руками приходится много и быстро.

Проект – это важные бумаги, а когда все уже в металле, то  часто это совсем другое, и эти уроки прошел на строительстве, вводе и освоении мощностей завода ДВП и других производственных объектов и мощностей.

Поделюсь опытом разработки «узких мест», возможно, пригодится, за них наград не давали. Нам приходилось действовать, как саперам, на свой страх и риск. Когда мы доставали из ящиков польское оборудование и привозили его на монтажную площадку, практически на всех передающих транспортерах стояли компактные мотор - редуктора. Возникал вопрос, что делать производственникам, когда он выйдет из строя?  Стоять всему потоку и ждать, когда из Польши доставят запасной мотор?

В этой ситуации, мы приняли решение срочно изыскивать отечественные моторы и редуктора и компоновать их на металлических рамах собственного изготовления с гибкими связями через клиноременные или цепные передачи и рассчитывать обороты приводного механизма под технологию.  Это был не один или два – это были десятки узких мест.

По заданию Друганова Ю.А, я побывал на многих заводах ДВП страны, на которых жил и дневал, перенимая практический опыт работы машин и механизмов, а также современную организацию труда.

Внедрение этого опыта потребовало немало физических и материальных затрат. Так для шести бассейнов для древесной массы, пришлось вместо польских мотор-редукторов  разрабатывать нестандартные  редуктора, корпуса которых  заказывать и отливать на ЦКК, а изготовление всех внутренних  деталей размещать на заводах в Комсомольске.  Редуктора получились внушительных размеров, слава Богу, что успели их изготовить и заменить вовремя, иначе непрерывное перемешивание древесной массы в накопительных бассейнах в течение всех суток было бы большой проблемой.

Целая история произошла и с оборудованием рубительного отделения, где поступающие с биржи сырья - дровяные балансы должны были превращаться в технологическую щепу на польских машинах с приемным устройством в диаметре до 20см. Понятно, что на западе уже практически нет собственного делового леса и бревна до 20 см, это в порядке вещей, а у нас, на Дальнем Востоке сучья диаметром до 20см, а дровяной баланс в комлевой части достигают до метра и выше, и как их превращать в щепу на этих маломерных рубительных агрегатах? Был большой вопрос.

Поэтому пришлось выезжать в проектный институт и доказывать проблему по обеспечению цеха технологической щепой. В институте технологи уперлись, что нельзя другие машины ставить, это приведет к перерасходу электроэнергии. Надо ставить дровокольные станки на бирже сырья.

Говорили, что проектная  документация принята в производство и смета закрыта, и на новое проектирование необходимо специальное разрешение.  Мы в поте лица расчетами доказывали, что дровокольные станки из-за малой их производительности не решат проблемы с обеспечением технологического процесса щепой, и что установка  польских рубительных  машин в цехе бесполезна, что необходимо срочно запроектировать  и установить отечественные машины большей производительности, но нас фактически не слышали. Спорить с Главным технологом института было бесполезно, он защищал корпоративные интересы учреждения, тряся папкой с документами, где проектная документация была принята без замечаний директором Граховым, а появились на ЛДК Друганов, Намаконов и возник сыр бор до небес, с массой замечаний и претензий, с отстранением  Главного инженера проекта от исполнения своих обязанностей...

Хорошо помню, как для меня возникшая ситуация была крайне неприятной, когда для решения этой проблемы прибыл в институт. А проблему с обеспечением строящегося производства щепой (сырьем) нужно было незамедлительно решать, но как, в обстановке не желания проектировщиков изменять утвержденные ранее проектные решения? Новый исполняющий обязанности ГИПа, Спиридонов, доверительно поведал, что в проектном институте только Винник может повлиять на Главного инженера  «Гипролеспрома» на пересмотр проектных решений и сметы расходов в сторону увеличения.

Помню, как я нашел Петра Ефимовича, который был на больничном от простуды и перенесенного душевного расстройства и прямо попросил его содействия в решении возникшей сложной проблемы. Как уже писал выше, он мне нравился своим деловым подходом к делу, я понял, что он считал Амурский ЛДК своим детищем и по-своему был  влюблен в него, у интересных людей так бывает, по себе знаю.

С первых же слов общения попросил помощи и показал ему свои наработки по ликвидации «узкого места», путем получения  щепы на высокопроизводительном отечественном оборудовании. Винник внимательно выслушал и согласился, что типовой проект Завода ДВП  с участком подготовки щепы на базе польских машин  не для Дальнего Востока, и сказал: - Идем к Главному инженеру института, будем решать эту проблему.

Технический руководитель института поддержал просьбу Амурского ЛДК и поручил Виннику разрешить эту проблему, а так же спросил меня: - Почему ваш директор потребовал отстранения лучшего специалиста института от руководства проектными делами строящегося предприятия? - я тогда дипломатично ответил:

- Думаю, что это недоразумение и нервный срыв, из-за отсутствия у руководителей ЛДК опыта работы на стройках такого масштаба, где ежедневные штабы и совещания в тресте «Амурскстрой», в Горкоме, Горисполкоме одновременно и помогают и выбивают из колеи, уверен, что в ближайшие дни все будет улажено и вернется на круги свои...   

В технологическом отделе института, Винник попросил выделить мне место у кульмана, чтобы я более точно прочертил предложение предприятия, а до технологов довел распоряжение руководства института о замене маломощных польских рубительных машин на отечественные, для обеспечения  щепой Завода ДВП в полном объеме из дальневосточного дровяного сырья.

Выполняя распоряжение, технологи института за основу взяли машины МРГ – 40 (машина рубительная горизонтальная с проходным сечением до 40 см), а я в разработку взял машину МРН – 100 (машина рубительная с наклонным патрубком и проходным сечением до 70 см – это самая большая российская модель), и это предлагал сделать и им, но проектировщики даже слушать о ней не захотели, ссылаясь на то, что она в рубительном отделении не разместится и будет большой расход электроэнергии, так как у нее мощность двигателя – 1500 квт. Поэтому они чертили свою технологическую схему, а я рядом чертил свой вариант.

Когда подготовил к рассмотрению свою планировку, неожиданно для меня Винник П.Е, без промедления ее подписал и утвердил у Главного инженера института. Затем он на специальном бланке отпечатал комплектовочный лист и вставил его в общую комплектовочную ведомость уже утвержденную институтом, и я в срочном порядке  в Союзмашкомплекте оформил заказ на машину МРН – 100, а также на отечественные  агрегаты для сортировки щепы по фракциям и на ленточные конвейера.

Когда об этом прознали технологи, продолжавшие делать расчеты и чертить новые планировки с установкой машин МРГ – 40, на меня обрушился  шквал негодования. Старшая группы Роза Израильновна даже всплакнула говоря: - Столько у нас работы, а мы целую неделю работаем  на корзину, вы всех нас обвели вокруг пальца, утвердив варварски дорогущий вариант.

Помню, чтобы как–то реабилитировать свое вероломство, я купил бутылку марочного вина, большую коробку конфет и кучу вкусных пирожных к чаю, благо в Москве это было не сложно достать, они немного успокоились и простили меня.

А когда я им дал еще и слова песни про технологов собственного сочинения  на мотив песни про геологов, мы стали друзьями и союзниками на многие годы. Прощаясь, Роза Израильновна говорила, что по делу в институте всегда  можно договориться - святые слова.

А слова песни про технологов мне до сих пор нравятся, сочинила их моя Людмила с технологами отдела подготовки производства Машзавода, где они также занимались большими проектными разработками.

                Песня   «Технолог»

           Ты вертикаль судьбы производства.
           И за новое держишь ответ.
           На тебя, как на Бога, глядит руководство,
           Когда ходу продукции нет.
                Припев

             А срок как всегда недолог
             А делать нельзя кое-как,
             Смелей технолог
             Держись технолог
             Не дай в технологию брак!
         
          Расширяешь ты «узкое место»,
          Без конца варианты даешь,
          И,решая с цехами вопросы совместно,
          Вновь боишься, что сроки сорвешь.
                Припев
           Как пожарника часто гоняют,
           И, как Фигаро, крутишься ты,
           Во всех смертных грехах, как всегда, обвиняют,
           При удачах не дарят цветы…
                Припев
           Ты к гармонии сердцем стремишься,
           Хоть не часто победа с тобой,
           Но работой такой от души ты гордишься
           И доволен своею судьбой.
                Припев
              А путь к совершенству долог,
              И нельзя повернуть назад.
              Вперед технолог!
              Смелей технолог!
              Ты свету и ритму брат.
 
В свои 27 лет я уже был ростом 185, широк в плечах, с копной волнистых волос прикрывающих залысины лба, с широко открытыми голубыми глазами, ищущими общения. И при этом оставался большим «почемучкой», - большим ребенком, ищущим ответы на многие вопросы.  Наверное, эта природная открытость и располагала к общению и к поддержке в решении проблемных вопросов. Возможно, поэтому Секретарь Горкома и нарек меня кличкой «разбитной парень», в хорошем смысле этого слова.

Внучата, когда хорошо знаешь свое дело, то и чувствуешь себя более уверенно, а  профессионалами становятся не сразу, это приобретается только практическим опытом, как говорится, «с потом и кровью», когда ответственность берешь на себя.

По возвращению из Москвы, переговорил с Другановым о том, что он погорячился с отстранением Винника от дел в самый сложный для предприятия период, к счастью, директор ЛДК согласился с моими доводами и позвонил в Москву с извинениями,  - Винник П.Е, был восстановлен в должности Главного инженера проекта.

Хорошо помню, как мы доставили в  монтаж  комплект оборудования, прибывший с наших машиностроительных заводов, а это были машина  МРН – 100, три сортировки щепы и три ленточных конвейера. Действительно, фундамент под рубительную машину занял основную площадь всего отделения, после монтажа которой с трудом втиснули сортировки щепы, а за ними два ленточных транспортера, подающих кондиционную щепу на «Нории». «Нории» -  это вертикальные ковшовые транспортеры, идущие на третий уровень цеха, где по распределительному транспортеру щепа засыпалась  в накопительные бункера, из которых поступала на дефибраторы и рафинаторы  для помола щепы в волокна. А третий транспортер от сортировок разместили ниже первых двух с небольшим наклоном вверх для приема крупной и мелкой фракции и отсева гнили, и я вывел его в обратную сторону, прямиком через оконный проем и через дорогу на 20 метров от главного корпуса, для кучного складирования отсева.  Вместо подачи отсева в проектный бункер, расположенный у стены главного корпуса с жесткой привязкой к автотранспорту. Время подтвердило правильность нашего решения. Продолжение в повествовании "О пусковых волнениях".