Поучиться у японцев

Олег Намаконов
В этот достаточно сложный для нас период объединение «Дальдрев», предложило мне, Начальнику технического отдела-заместителю главного инженера Амурского ЛДК,  выехать в город Ванино и вступить в должность Главного инженера  Коппинского лесозавода. Я поблагодарил за доверие и сказал, что нужно подумать и посмотреть на месте, что за завод был приобретен у японцев, которым придется руководить.

Позвонил Литвинцеву и доложил, что меня хотят убрать с ЛДК в Ванино и спросил его  напрямую:
- Вы с Мищенко этого желаете? - и получив отрицательный ответ, что с ними никто этот вопрос не решал и не советовался, тогда я сказал:
- На денек скатаю к Северному морю и посмотрю, чему можно поучиться у японцев...

В Хабаровске сел на поезд и поехал в Советскую Гавань. Все объекты Коппинского лесопильного завода разместились на территории не более десяти гектаров. Лесопильный цех встретил легким пением ленточных пил на компактном оборудовании - четырех ленточнопильных агрегатах первого ряда, от которых боковые доски поступали на обрезные станки, а брусья поступали на многопильные станки второго ряда.

Далее все обрезные доски обретали стандартные размеры по длине на торцовочных станках и направлялись на сортировочную  автоматическую линию  для рассортировки по длине, толщине и ширине. Все горбыли и обрезки досок по конвейеру поступали в рубительные машины для измельчения, а щепа ленточным транспортером направлялась за пределы цеха на бетонную площадку для кучевого хранения и отгрузки потребителю.

Все это производственное действо по глубокой переработке древесины происходило на одном уровне этажности цеха, хорошо просматривалось и рабочие места по технике безопасности были хорошо защищены. 

Действительно, я видел технологию 21 века, а наш  "типовой проект" лесопильного завода» был отстоем инженерной мысли – 19 века. Было обидно за богатую Отчизну и наши убогие институты...

Из техдокументации я выписал названия оборудования и их производителей,  модели, марки, адреса поставщиков. Особенно меня приятно поразила своей оригинальностью и простотой автоматическая сортплощадка кассетного типа с карманами-накопителями в один ряд, где доски размещались на наклонных роликовых шинах с пластмассовыми роликами, по которым перемещались под собственным весом до пакетоукладчиков...

Я тогда с обидой и болью подумал, как мы мало знаем, что делается в лесной отрасли за «бугром». Ломоносов стал великим ученым не только в силу своих способностей, а потому что Российская Академия наук его направила в лучшие научные центры мира на годы учебы.

Поэтому, дорогие внуки, чтобы стать профессионалом своего дела, не жалейте денег на учебу и на обмен опытом, чаще бывайте на лучших предприятиях отрасли, как у нас в стране, так и за рубежом.

Хорошо помню, как я стоял на промплощадке  Коппинского лесозавода, она подходила к крутому скальному обрыву. А внизу с легким шумом и брызгами бились морские волны об огромные валуны и скальные выступы береговой черты.  В воздухе чувствовался солоноватый привкус прибоя. Красиво. С моря наступал плотный туман.

Я спросил:
- И часто так быстро у вас меняется погода?
- Почти ежедневно туман и морось, но работе это не мешает. Главное, что порт недалеко, туда мы возим щепу и пиломатериал для погрузки в суда на Японию.

Я тогда подумал, что благодаря профессиональной и слаженной работе коллектива лесопильный завод ритмично работает и справляется с плановыми показателями.
И зачем его мною укреплять, чтобы отчеты составлять и бумажки перекладывать с места на место? Изменять и дополнять здесь практически ничего не нужно – все продумано до мельчайших деталей. Здесь нужно только одно - лес во время подвозить, продукцию своевременно отгружать и вовремя проводить технические осмотры станков и механизмов. И с этим специалисты завода успешно справлялись, справятся и дальше. А в Амурске прорва дел, завязанных на меня и оперативно их переложить не на кого, только на Литвинцева - главного инженера, который и так был нагружен, как ломовая лошадь...

И что же из этого нового назначения следует? А следует то, что это не повышение по службе, а дезертирство с Ударной Комсомольской Стройки. И тогда я решил окончательно, что в этой ситуации, мне не нужны никакие высокие должности, а нужна интересная и нужная работа, которая у меня имеется.

Вот таким  патриотом Амурского ЛДК я тогда был или, как сейчас говорят, фанатом и не только я, все мы такие были. Это были годы  трудового подъема по всей стране, когда строились новые заводы и города, поднималась целина и строился БАМ...

Мы гордились, что были участниками этих событий. Я позвонил в объединение «Дальдрев» и сказал, что все посмотрел, хорошо подумал,  предложение о назначении на должность Главного инженера отклоняю и возвращаюсь в Амурск на ЛДК, бросать который в такой сложный период не имею права.
   
- Ну ладно, - сказал Никитин, - может ты и прав, да и Литвинцев все провода оборвал и нажаловался в Крайком партии, что мы растаскиваем кадры с пускового объекта. Ну, а все-таки, японский завод тебе понравился?
– Понравился. Такими должны стать все наши предприятия. Продолжение "Старо как мир".