Невосполнимые потери

Олег Намаконов
Грустная история с потерей ведущих специалистов, но её можно пережить, хуже,  когда случались невосполнимые потери от несчастных случаев, которые преследовали и в период строительства и в период освоения введенных мощностей.

Нужно всегда помнить, дорогие внучата, где бы вы не работали, что во главе угла должно стоять не выполнение плана любой ценой, а обустройство рабочих безопасных мест, чтобы не допустить несчастных случаев.

Прошли десятилетия, а память не  отпускает случай, который произошел с молодоженами, которые еще вчера работали строителями и перешли на завод ДВП.
После регистрации брака в ЗАГСе, они решили проведать свою смену но, не доехав до завода ста метров, «ушли в вечность».

Их машина на большой скорости провалилась в подземный коллектор, который строители разгородили, готовясь с глубины семи метров откачивать воду и укладывать плиты перекрытия. В одно мгновение мы потеряли пять молодых жизней, и свадьба превратилась в поминки.

Помню, как один из сотрудников Базы Техоборудования, спеша на работу, прошел не через проходную, а через дырку в заборе, и вместо дороги почему-то пошёл по диагонали,  стал перепрыгивать по пачкам уложенного в стопы листового металла. На одной из стоп поскользнулся, ударился об ее угол и «был таков». А дальше: технический инспектор профсоюза, следствие, поиск виновных и наказание.

Большое предприятие – это и большие заботы. Уже на пусковых объектах ЛДК осваивают мощности около двух тысяч специалистов, и нас сопровождают потери в среднем до трех человек в год, кто-то утонул  в водомете, который при высокой Амурской волне  ушел под воду вместе с экипажем, как-то бревнами раскатившегося штабеля придавило стропальщиков. Был случай, когда водитель лесовоза не посмотрел в зеркало заднего вида и придавил своего напарника.

Однажды красивая женщина – оператор распределения щепы по бункерам на заводе ДВП, - сметала пыль с конструкций не выключенного оборудования, и её рука попала под барабан движущего ленточного транспортера, в доли секунды ей оторвало  руку по самое плечо. Беда. Я как раз был в цеху, вызвали скорую помощь, а руку просил обложить льдом, чтобы ближайшим рейсом отправить в Хабаровск, надеялся, что смогут пришить обратно,  но, увы, ни руки, ни женщины.

До сих пор в душе ноющая рана, что не уберегли студента, прибывшего к нам на практику. Ему поручили менять скребки на цепном транспортере в галерее идущей на бункера лесоцеха. Старший слесарь ему все объяснил, и он сел поудобнее на верхнюю ветвь, а ногами уперся в нижнюю ветвь и приступил к работе, а в это время оператор вверху на бункерах включил транспортер, и юношу разорвало на части, потому что ответственные за проведение работ не обесточили оборудование и не повесили предупреждающие знаки: «Не включать, работают люди!».

После этого трагического случая мне удалось «додавить» руководство и техсовет на включение в план мероприятий реконструкцию транспортных потоков по сбору и удалению опилок и щепы из лесопильного цеха в сторону береговой линии озера  Падали и строительства транспортной галереи, проходящей над железнодорожными путями с установкой двух тросовых скребковых транспортеров с использованием лотковых конструкций Амурского ЦКК, а проектную галерею отключить и забыть о ее предназначении.  Пусть стоит по центру промплощадки, как памятник «безголовщины», технической безграмотности и ее последствияий.

Забегая вперед, скажу, что эту масштабную реконструкцию по развороту движения грузопотоков на первом этаже лесопильного цеха и строительства новой транспортной галереи удалось осуществить, когда  лесопильный завод был остановлен на капитальный ремонт в 1976 году.

Транспортная галерея действительно получилась внушительных размеров и выглядела,как  фермы железнодорожного моста,  переброшенные через железнодорожные пути для прохода тепловозов и вагонов груженых пиломатериалом. Они были установлены на мощных опорах, для которых были использованы десятиметровые чугунные трубы диаметром 600 мм. Внутри галереи по краям слева и справа размещались скребковые транспортеры, а между ними на всю длину эстакады  по ширине удобная  зона обслуживания.  Тросовый скребковый транспортер для щепы был длиною 106 метров. Под ним сделали бетонную площадку для приема щепы навалом в кучу, а при наличии вагонов-щеповозов этим же транспортером можно было производить их загрузку, передвигая вагоны лебедкой.

Скребковый транспортер для удаления опилок был длиною 150 метров и насыпал опилки навалом в кучу, которая бульдозером отодвигалась в сторону и вывозилась на утилизацию. Это грандиозное сооружение, построенное собственными силами, работающие на ЛДК окрестили:– Байконур Намаконова,- не скрою, было приятно – это как признание в любви.

В объединении «Дальдрев», это новаторское событие расценили, как излишество, амбиции и прихоть Намаконова. Там считали, что достаточно было приобрести еще три-четыре автощеповоза и этим решить проблему с удалением опилок и щепы от лесоцеха, а тех, кто высыпает из бункеров «под себя», чтобы не останавливать рамные потоки, особенно в ночные смены, наказывать рублем.

Вот и получается, что работающим у станка видится одно, а чиновникам из окна своего кабинета совсем другое. Всегда помните, дорогие внучата, что хорошие, удобные и безопасные условия  на производстве сами собою не получаются.  Всего нужно добиваться, доказывая свою правоту,  мобилизуя профессиональный опыт не только свой, но и работающих рядом с тобой специалистов.  Только тогда у вас многое будет получаться.

И еще, никогда не ждите откровенного и большого «спасибо» от начальства, потому что это ваша трудовая обязанность – радеть за производство. Но если вас активно захваливают, это может перейти в форму «самолюбования», а это уже хроническая форма болезни, когда всякому творчеству и авторитету  приходит конец. Продолжение "Всегда нужно требовать, а не уговаривать".