Старуха

Николай Абоимов
   
«Долго  Юра живут домашние олени?» - как то спросил я  бригадира Юру Трифонова
   «По разному Коля . У оленей много опасностей . Волки , медведи , драки между собой , болезни, наледи ,бурные реки, глубокий снег, наст ,работа. Быки  идут  на забой. А вот матки живут дольше»
 «А матки до скольких лет?»- не отставал я.
   «Я тебе покажу одну завтра. Утром придёт стадо к дымокурам и ты мне ещё раз напомни .У неё и кличка уже лет десять под стать - Старуха.Вот тогда и посчитаем»
  На следующий день , когда  комары и пауты пригнали оленей к дымокурам , я напомнил Юре о Старухе.
 Мы вышли из палатки и двинулись между стоящими и лежащими оленями. Юра , в этом пятисотголовом стаде ,знал почти всех оленей в лицо. Меня эта его способность удивляла. Он называл многих по кличкам , по годам , по мастям. А мне они казалось однородной серой массой. Я сказал ему об этом. Тогда он задал мне сам вопрос « У тебя в Ташкенте в твоей школе учеников было много?»
   «Да много , около тысячи.»- ответил я
 «А учеников ты многих знал ?» - спросил он.
   «Конечно . На лицо почти всех .Люди ведь все разные»- удивлённо ответил я.
  «Вот также я знаю своих оленей.Для меня одинаковых нет .»- уверенно заявил он.
В то время я засомневался в его ответе, но время подтвердило его правоту.
  « А вон и Старуха под листвянкой. Устроилась в тенёк,знает что пауты только на солнышке кусают»- показал Юра на пятнистую оленуху с небольшими ветвистыми рогами. Рядом с ней,прижавшись к ее спине ,дремал такой же пятнистый оленёнок.
« Какая у них красивая раскраска»- восхитился я.
  «Бугдыканы- пегие»- пояснил Юра.
   «Ну и сколько же Старухе лет ?»- ещё раз поинтересовался я.
 « Считай сам Коля . Когда я пришел после 7 класса работать в стадо мне было 15 лет. Сейчас мне 42. В то время она была четырех месячной нямукан(маточкой). Я её сразу приметил А сейчас она уже древняя няминдя. Но самое интересное , она до сих пор приносит каждый год  красивого телёночка - бугдыканчика. Это моя одна из самых любимых маток.Сейчас я за неё всё больше и больше переживаю. Но слава богу Старуха всё еще  радует меня»