Пусть будет компромисс

Олег Намаконов
Неожиданно меня вызвали к Крысину, и он без всяких преамбул, как вопрос решенный сказал, что руководство комбината рекомендует меня для избрания Секретарем парткома комбината. Я тогда сказал:
- Старо как мир, кого не могут сожрать того выталкивают наверх.  Ну, выдвиньте и изберите самого Мищенко секретарем парткома, может это будет лучше, и он будет на своем месте, - Владимир Михайлович даже задохнулся:
- Как это лучше, он же был Главным инженером объединения "Дальдрев",- я лишь плечами пожал и сказал:
- Уверен, что он и там был «слабым  звеном», в этом  никчемном  объединении, потому что он, как специалист не подготовлен к руководству таким сложным комплексом предприятий на Амурском ЛДК. Он хороший человек, но для руководителя этого мало и Вы сами скоро в этом убедитесь. Лично у меня ни в ближайших, ни в дальних планах нет желания работать в партийных органах и становиться партийным босом, если я стал ненужным, то уеду в Ленинград и продолжу учебу в аспирантуре, но освобожденным секретарем парткома никогда не буду.

- Я не идейный, у меня на первом месте работа, а все остальное второстепенное, и партия у меня не главное в жизни, вы хорошо осведомлены, что когда я работаю, то до безобразия требователен: матерюсь, оскорбляю, готов и кулаки распустить, я хам, видно много во мне татарской крови намешано, ну зачем я вам такой в Горкоме? Да я лучше к Дымову пойду работать прорабом, чем заниматься партийными делами.
- Ты все сказал? - посмотрел в упор Крысин, - а сейчас слушай сюда.
- Я знаю, что ты порою колючий и упертый до безобразия, но много раз проявлял себя в деле, где другие пасовали. Ты добрый, отзывчивый и справедливый, да,  тебя все время нужно сдерживать, но это значительно лучше, чем толкать. Вы с Дымовым  одного поля ягода и сегодня нам такие специалисты  нужны в партийном хозяйстве.

- А  компромисс будет таков: ты остаешься при своей должности – заместителем главного инженера, а на ставку освобожденного секретаря парткома примем заведующего парткабинетом, который и будет у тебя помощником по всем бумагам, подготовке собраний, отчетам и взносам.

- Олег Александрович, пойми, я у вас на предприятии всех коммунистов просмотрел, но кроме тебя глаз остановить не на ком, а желающие действительно имеются, но я их не желаю видеть в Горкоме партии. Мне нужны деловые помощники имеющие свое мнение, а к Мищенко мы присмотримся и, поверь мне, как строителю, партийное положение укрепит твои позиции  на предприятии и во всех выше стоящих административных органах власти.

Моя задача сохранить тебя, чтобы с пеной не смыли, как других руководителей, и пусть будет компромисс, ты будешь работать на своем профессиональном месте и на общественных началах руководить партийной организацией комбината, по рукам? - мне ничего не оставалось, как сказать:
- По рукам.

На общем партийном собрании после выступления  Крысина  все проголосовали единогласно, так «притянули меня за уши» на тяжелую общественную работу.

Конечно, по началу партийная работа очень напрягала необходимостью лично присутствовать на совещаниях, заседаниях Горкома, Исполкома и выездных городских штабах. Но появилось и неоспоримое преимущество, я стал «неприкасаемым -  как депутат», и меня стали побаиваться даже «мои» первые лица.

Хотя с первых дней работы в своем новом качестве, я работал на их авторитет, проводя выездные заседания партийного комитета, совещания и собрания по цехам, где главной  мотивацией встреч  было повышение производительности труда и культуры производства.

Как в свое времяи в техникуме, я общественную работу быстро ввел в русло продолжения производственных мероприятий. В партийном порядке закреплял специалистов на наиболее важных участках производства с целью выявления причин срыва плановых заданий и сокрытых резервов с их отчетами на технических совещаниях, и  от администрации требовал создания постоянно действующих учебных курсов по подготовке рабочих основных профессий силами главных специалистов комбината и на родственных предприятиях в рамках обмена опытом работы.

К сожалению, наши отношения с Литвинцевым немного охладели, потому что появились новые требования, а я старался спуску никому не давать, но скоро и он успокоился, потому что видел, что я с полной отдачей продолжал исполнять свои прямые производственные обязанности, помогая ему расшивать «узкие места»,
он убедился в эффективности принимаемых мною мер по общественной линии.

И зачастую  сам просил провести «разбор полетов» на проблемных участках, где происходили срывы заданий и сочувственно говорил:- Терпи, нужно оправдывать доверие народа.

В каждом цеху были созданы уголки трудовой славы с фотографиями передовиков производства и активистов: спортсменов, участников художественной самодеятельности и КВН, а так же «Доски позора» с фамилиями прогульщиков, пьяниц и лиц хронически срывающих плановые задания.

Прошло много лет, а я до сих переживаю за крутые меры, которые приходилось принимать за невыполнение партийных решений.

Помню, как-то не явились на субботник Заместитель директора Дорошенко и Начальник мебельной фабрики Щербаков - прекрасные специалисты.  На следующий день мною на расширенном заседании парткома, где подводили итоги субботника, было принято решение о невозможности  ими исполнения своих обязанностей, и они были освобождены от занимаемых должностей и уволились...

А я много лет корю себя за категоричность, когда эмоции взяли верх, и я их обвинил, что они не организовали должным образом работу выездных буфетов и  работу производственных бригад, поэтому и не были перекрыты плановые показатели этого "праздничного" дня!?

Директор комбината не посмел оспорить решение парткома, потому что согласно пункта № 6 Конституции СССР значилось, что Коммунистическая партия является направляющим и руководящим органом в государстве. Более того, администрация комбината пошла мне на встречу и выделила под размещение «штабов» общественных организаций все три этажа левого крыла здания управления.

На первом этаже разместился Комитет комсомола, на втором этаже расположился Комитет профсоюза, на третьем этаже разместился Партком комбината, это было удобно для всех работающих на предприятии и люди пошли со своими бедами, просьбами и предложениями.

Вспоминаю, как в партком заглянул слесарь с РМЗ  Алик Гриценко с предложением по организации духового оркестра комбината и заявил, что он готов  его возглавить,  так как имеет диплом об окончании училища культуры, инициатива была поддержана, и скоро наш коллектив на демонстрациях вышагивал под марши своего оркестра. Об остальных плюсах и минусах, о партийных выговорах находясь у руля общественной работы, и как побывал на ковре у министра, расскажу в следующих историях. Продолжение "О партийных выговорах".