Пацан склеил модель в клубе

Александр Никишин
Александр НИКИШИН

ПАЦАН СКЛЕИЛ МОДЕЛЬ В КЛУБЕ

Недавно стал разбирать свои архивы. Много общих тетрадей аж с 1975 года с какой-то страшной прорвой сюжетов для рассказов, повестей и романов.

Замах у молодца был явно на премию Нобеля в области литературы. С адским и наглым заголовком "Записки человека ХХ века". Потом, правда, подобное название у кого-то увидел.

Через час сидения за архивами у меня возникла мысль - а кому это надо? Для чего? Сколько ушло на тот свет моих друзей-коллег, которые были мастерами прозы, поэзии, публицистики. Где их наследие? Никому, увы, не надо. Другие времена настали.

И так, задумавшись на эту тему про другие времена, решил написать об этом статью или очерк и "Как я дожил до других времён". И поговорить о том, как в соответствии с веяниями времени изменился русский язык, какие новые, иногда странные значения обрели те или иные слова.

Пацан склеил модель в клубе - это, так сказать, квинтэссенция. А сколько несчастных слов обрели новую, подчас чудовищную, нелепейшую сущность! Стали жаргонными, ругательными и обидными! Это как после революции кто-то из бывших перешел в стан бунтовщиков, а кто-то с белой армией взял и ушел на Дон, не приняв власть толпы. Так и слова. Соблаговолите если скажешь, получишь по башке, а скажешь я чрезвычайно рад и чрезмерно горжусь, решат, что идиот школы первой ступени. Зато многие слова обрели сущность просто какую-то адскую и порой задумаешься - за что их так наказали, задвинув куда-то туда, где грязь, срач и нет пути назад?
 
И вот сижу, ломаю голову:

 
Но почему досталось именно одним словам, а некоторые, как писал Высоцкий, проскочили? Никак нибудь, а между струйками, не замаравшись? Что их спасло?

Но мы поговорим не о словах спасённых, а о тех, что составили новояз Новой России и от которого веет запахом тоски, нищеты и мертвечины?

Бабки? Странно, что не дедки. И почему деньги?

Крыша? Но почему не подоконник? Не наличник и не стропила? Моя подруга Елена Е. открыла виповский меховой офис напротив Кремля через Москва-реку. Через две недели на пороге возникли три плохо бритые физиономии с золотыми фиксами. "У тебя крыша есть?" - спросил один. "Я не сразу поняла, про какую крышу он говорит, а когда поняла, чуть не свалилась со стула от страха. Я про такое слышала, но сама не сталкивалась. Повисла пауза. И вдруг я отчетливо поняла, что если струшу - мне конец! А как же, говорю, конечно есть! Кто? И тут у меня непонятно почему, вырвалось: Лубянка! Хотите с ними поговорить? Те как-то оперативно ретировались, толкаясь в дверях..."

Козёл? Но почему не вол, не конь, не жираф? Старик-пенсионер по фамилии Козлов рассказывает жене: "Какие есть добрые водители! Перехожу через дорогу, тут останавливается огромный джип, и водитель мне кричит: "Для вас, Козлов, подземный переход есть!" Спасибо, говорю, буду знать.   

Стрелка, стрела. Самое крутое в мире бандитов слово. Потому что раз стрела, то или мир или война на смерть. Иного не дано. Стрелу почему-то "забивали". Откуда пошло? От  забивать сваи? От "козла" за столом во дворе? Живого барана на мусульманский праздник?

Решала. У нас в классе так звали Борьку Королева, которому сулили карьеру Эйнштейна. Решал с закрытыми глазами любую задачу.

Счетчик. Милая штука, аппарат из черного эбонита. В детстве я мог часами смотреть, как крутится в его нутре какой-то красный диск, то ускоряясь, когда в туалет заходила соседка Тамара, то замедляясь, когда выходила и выключала свет и в туалете, и в кухне, и в коридоре, не заметив меня. Я сидел в темноте и дрожал - вдруг меня засекут и в чем-нибудь обвинят! Сидеть в темноте - это подозрительно и не здорово, я это и сам понимал. Скажи сегодня "счётчик" и человек поёжится.

Склеить. Ну, ясное дело, клеили из бумаги и картона рыцарские доспехи и шлемы. Патриотичные мы были пацаны.

Пацаны. Еду через Сокольники. Возле дачи Берия (так называли комплекс старинных зданий в лесу, который прибрал в годы Горбачева "Видеофильм" СССР, где мой брат снял первый советский видеофильм Группа риска" о проститутках, наркоманах и гомосексуалистах, показав их всех реальных, говорящих и спорящих, где мы снимали с ним в 1987 году фильм "После летаргии" о первых межнациональных конфликтах в СССР, о том, как литовский солдат Сакалаускас в спецвагоне расстрелял из табельного оружия дюжину сослуживцев разных наций, которые над ним измывались) образовалась автомобильная пробка. Стою. Левый ряд свободен. По нему несется "девятка" с тонированными стёклами, и вдруг на ходу слетает в кювет! Из нее вываливаются какие-то парни с оружием и истошно вопя "Пацаны, все в лес!", пытаясь в этот самый лес двинуться. Но не тут-то было! Рядом со мной на расстоянии вытянутой руки останавливается рыжий милицейский "газон", из его окон высовываются люди и начинают на моих глазах садить из "калашей" по этим самым "пацанам"! Тра-та-та, тра-та-та, только гильзы по моему капоту. "Что там?" спрашивает жена. "Кино снимают, - отвечаю, - всё нормально".

Ботаник. Ботан - сокращённо. Первое время меня так называли за спиной подмосковные ребята из водочного бизнеса. Надоедал им с историей водки, требовал денег на книги о водочниках дореволюционной России. Сначала смеялись, но после выставки "500 лет русской водки" в Манеже, когда её сняли все каналы РФ и зарубежные, так называть перестали. Как говорится, на всякую хитрую что-то есть что-то с резьбой. 

Кинуть. Слово это в 90-е годы обрело зловещий смысл. В моей юности "кидали палку", то есть, занимались сексом с девушками. Кидали мяч. Кидали гранату в костер и я потерял Вовку Закусилова, а двое в 12-13 лет ещё легко отделались - кто без пальцев на руке остался. Лес под латвийским городом Лиепая, где еще в конце мая 1945 года дрались в Курляндском котле немцы, не желавшие сдаться, был просто напичкан оружием войны. Сейчас если "кинули", то, как из мешка горох посыпались и все прочие, ранее приведённые слова - "пацаны", "стрела", "счётчик", "козёл", "решала" и т.д.

Бодяжить. В мирное время бодягой называли мазь, нам, пацанам, мазали ею синяки. В 90-е бодяжили (разбавляли, фальсифицировали) водку и пускали в криминальный оборот водку.

Телка. По отношению к девушке и молодой женщине это слово вызывает омерзение, как и камеди-клаб с уст его участников не сходит это гнусное слово, которое сопровождается не менее гнусной усмешкой. Меня всегда удивляли и удивляют красивые девушки на этих садистских акциях камеди-клаба, которые смеются, слыша слово телка в свой адрес. Русская женщина оказалась подстать русскому мужику и нечего ее жалеть.

Так что присылайте ваши слова, а я их прокомментирую.