Не гладьте спящую голодную собаку, если это кобель

Юрий Ванеев
               

   Кто-то просыпается по стону будильника или кукареканью петуха, а меня посторонние звуки лишь переворачивают на другой бок и возвращают в сон, но при этом вмешиваются в него.
   Срабатывают в итоге биологический будильник, подсознательный страх опоздать на работу и простое желание вернуться в реальность. И тогда, проснувшись,  я помню только финал - верхушку.
   Что снилось в последний раз? Кажется, дрался с кем-то. Понравилось, что победил, и открыл глаза в хорошем настроении.
   Беда в том, что жизнь пинает человека не только дремлющего, но чаще бодрствующего. В этом случае больше простора для манёвра – не зря кто-то сказал, что человек творец своей судьбы.
   Жизнь ставит подножки, преподносит неприятности на блюдечке с какой-то каёмочкой, иногда отпускает на вольные хлеба и даже угощает десертом. Но чтобы она ни делала, смерть всегда ставит жирную точку. Мы знаем, что она неминуема, и всё равно надеемся, что столкнёмся с ней когда-нибудь, но только не сейчас, и поэтому забываем, что смертны.

   Я всегда спешу на работу. Это гарантия, что приду вовремя. Прибуду раньше? Это лучше, чем опоздать.
   «Спешка нужна при ловле блох!» Эту аксиому знают все, но я тороплюсь даже тогда, когда разговариваю с начальником. Нет, не чтобы поддакнуть или возразить, а потому что на его лице, как на экране монитора, читаю мысли.
   - Нужно сделать!
   - Сделано!
   - Не забудьте….
   - Не забыл!
   - А как….
   - Ваш заместитель в командировке. Я заменю его.
   - Думаешь, справишься?
   - Даже не сомневайтесь!

   О чём шла речь? Нам сообщили, что «Сам» поехал на совещание и позвонит оттуда. Там часто устраивают головомойку, и нужно быть в курсе событий. В этот раз специально не озвучили тему, чтобы проверить компетентность руководителей.
   Все и вся должны быть готовыми, ждать звонка и сделать полные выкладки, когда их непосредственный начальник узнает, на какой предмет будут пытать, и лично позвонит.
   И всё бы ничего, но мой шеф умудрился завести капризную любовницу, давно не навещал её, обещал приехать сегодня, но вмешались обстоятельства. Такую полуправду он преподнёс мне.
   Я же знал, что любовница – это предлог, а на самом деле мой начальник испугался неожиданного экзамена. Его предстояло сдать мне. Заместитель заместителя – превосходная кандидатура, чтобы стать стрелочником.
   Мне пришлось сидеть в кресле шефа четыре часа. Никто не позвонил – не понадобилось. Но дивиденды за риск я получил – взял сам, сколько посчитал нужным.
   - Тут всё нормально? – спросил начальник, когда вернулся.
   - Прошло как по маслу. Лишь один вопрос выплыл. Кто-то пожаловался, что затянули с заменой труб, и уже несколько дней нет воды.
   - Адрес записал?
   - Конечно.
   - Как раз из-за подобных казусов всех собирали. Позвони, пусть ускорятся.
   - Вы хотите нарваться на неприятности? Мой звонок проигнорируют.
   - Набери номер.
   Через пять минут я точно знал, что в моём доме к утру дадут воду.

   Я счастлив? Не знаю. Скажите мне, что такое счастье, и я отвечу. Я неприхотлив. Живу в тепле. Отдыху на Канарах предпочитаю рыбалку на Волге. Работой доволен. Одеваюсь не как модно, а как хочется: чтобы одежда не бросалась в глаза, была по размеру и удобной.
   Я живу один в трёхкомнатной квартире. Досталась она мне в наследство от одинокой сестры бабушки по отцу. Мои родные дедушки и бабушки умерли, а она задержалась на этом свете. Родители предлагали старушке переехать к нам, чувствуя, что ей живётся одиноко, но та наотрез отказалась.
   У меня была и есть младшая сестра. Мы очень часто расходились во мнениях и выясняли отношения. Отец с матерью мирили нас так, что лишь продлевали скандал. Старушка не захотела менять одну крайность на другую и выбрала тишину.
   Уже школьником я понял, что ей не хватает общения, и стал навещать престарелую родственницу. Родители поощряли в этом, заставляли покупать продукты и относить ей. В конце концов, все мои игрушки перекочевали в дом двоюродной бабушки. Я стал делать у неё уроки.
   Однажды старушке стало плохо. Пришлось вызвать «скорую помощь», и её увезли в больницу. Из неё бабушка не вернулась. Я любил её, но поздно понял это. Она понимала меня лучше, чем я её, и завещала свой скарб мне.
   Есть такой термин в высшей математике, используемый при доказательствах – «необходимо и достаточно». У меня есть всё, что необходимо, и этого достаточно. Наверное, я счастлив.

   Я не верю в любовь. Моё определение этого понятия удивит кого угодно, даже сам удивляюсь.
   Это желание секса с конкретной девушкой. Не исключено, что ей нравится кто-то другой, а тебя при этом заклинило. Идёт навстречу, а ты смотришь на неё. Проходит мимо, и оглядываешься. И всё время хочется видеть больше, чем она показывает. Можно это наваждение назвать любовью? Тогда я часто влюбляюсь.
   Мне кажется, медовый месяц можно назвать временем любви. Это как питаться в незнакомом ресторане, когда не знаешь, что и как там готовят. Но приходит насыщение. Тебя уже не трясёт, когда твоя женщина раздевается, а у неё может неожиданно заболеть голова, на которую раньше никогда не жаловалась. И в этот раз отказывает в близости, ссылаясь на что-нибудь.
   Финишная ленточка порвана. Что дальше? А дальше люди становятся настоящими родственниками, и в права вступают привычки. И ты привыкаешь так жить.
   Все по-разному относятся к штампу в паспорте, но часто он останавливает от совершения необдуманных поступков. Мужчина может изменить, но чёрный оттиск в удостоверении личности, как верёвка бычка, удерживает его у вбитого в землю колышка – дома. Дети, конечно, утолщают привязь, и колышек превращают в кол.
   Умная женщина, узнав о таком, не заметит. Опасаться ей нужно только затянувшейся устойчивой связи мужа с другой женщиной. Та становится соперницей. И там отношения со временем переходят в привычку, но у мужчины появляется выбор.
   Самый крепкий брак тот, когда супруг старше избранницы лет на двадцать. Тогда жена для него будет вечно молодой. Медовый месяц пройдёт и наступит идиллия. У жены никогда не будет болеть голова, потому что муж станет предлагать лекарство вовремя и в достаточном количестве – не больше и не меньше. Дети в этом случае укрепят брак совсем по-другому.
   Я мудрый и поэтому до сих пор не женат – не подошёл срок. Моя будущая избранница учится сейчас в пятом классе, как минимум. Я её ещё не знаю.

   Трёхкомнатная квартира для холостяка – это обуза. Пользуюсь я одной комнатой, а остальные две просто пылятся. Идеально прибранные, через неделю они напоминают пустыню Гоби: там злобствует пыль.
   Случайность помогла мне найти выход из затруднительного положения. В соседней квартире жила женщина с дочкой-подростком. Мужских рук, как говорят в таком случае, не хватало.
   Однажды я восстановил у них свет – где-то коротнуло. В следующий раз починил текущий кран: слесаря вызвали, но не дождались.
   Женщина испекла пирог и принесла мне в знак благодарности. Я пригласил её выпить чай. Она, уходя, заглянула в одну из комнат, которыми я не пользуюсь, и замерла, удивлённо уставившись на хозяина, то бишь на меня.
   - И что? Две убираю раз в месяц, потому что не нужны, - ответил я на немой вопрос.
   - Как это замечательно! – расцвела женщина.
   - Я туда даже не захожу. Это тоже прекрасно!
   Соседка не поняла юмора.
   - Я буду убирать у вас!
   - Вот ещё! Никогда!
   - Вы же производили у меня ремонт, делали мужскую работу? Почему - нет?
   - Только за плату!
   - Вот ещё! Никогда!
   Соседка повторила мои слова, но я настоял на своём, и мы остановились на небольшой сумме, необременительной для меня и слегка улучшающей бюджет матери-одиночки.
   Кто бы что ни говорил, но жизнь иногда сама помогает вам улучшить своё положение. По чуть-чуть, но постоянно. А иначе для чего тогда жить и работать?

   Однажды я вернулся домой рано – в необычное время, потому что предстояла командировка.
   Дома застал соседку с дочкой: они убирали квартиру. В этом ничего необычного не было, ведь я сам передал дубликаты ключей и оговорил время, когда меня не бывает. Незапланированная встреча произошла по моей вине. Они уже заканчивали уборку, и мне пришлось спешить, готовя чай и бутерброды.
   Я пригласил всех к столу. Женщина отказалась, но дочь согласилась и потянула мать на кухню.
   Мы пили горячий напиток, говорили ни о чём и обсуждали всякие пустяки. Девочка вставляла остроумные реплики и умело поддерживала беседу. Я впервые разглядел её и задумался.
   Школьница почти превратилось в девушку. Свежесть и обозначившаяся грудь намекали, что это ещё не лебедь, но уже далеко не гадкий утёнок.
   - Я женюсь на Маше, когда вырастет, - сказал я то, о чём подумал и даже представил.
   Соседка поперхнулась, но сразу отреагировала:
   - Ты сейчас просто дурень, а тогда станешь старым дураком. У дочки впервые месячные начались, а ты такое плетёшь!
   Раздался звон упавшей кружки. Девочка вскочила и вылетела из кухни. Чуть позже хлопнула входная дверь.
   - А ты, тёща, тоже с умом не дружишь. Разве можно такое говорить при посторонних? – сказал я, что думал.
   - Это будущий зять посторонний? Гордая она – это хорошо. Но и по гордости стегануть иногда полезно. Такая боль закаливает!
   - Да ты, мать, психолог! Но позволь заметить, ударила не к месту!

   Время называют четвёртым измерением. Первые три – длина, ширина и высота – измерения как измерения, а это особенное. Ни влево, ни вправо, ни тебе назад – только вперёд. Кто бы и как не пытался с ним экспериментировать, никогда не получалось по-другому. Скорость движения можно увеличивать или уменьшать – такое выходило даже у меня. А время? Снотворное моментом переносит тебя часов на шесть-семь вперёд. Голова трещит с похмелья, а оно замирает.
   Три измерения никак не влияют на четвёртое, зато оно безраздельно властвует над всеми. Ты можешь бежать, даже ехать на машине, можешь прыгнуть с парашютом или взлететь вместе с самолётом, но оно всегда будет рядом, наблюдать за тобой и при этом двигаться только вперёд.
   Оно настырное, как и я. Если задумал что-то, то обязательно выполню. За это качество меня недолюбливают на работе и уважают одновременно. А мне по барабану. Это ещё одна моя черта: я умею отличать мелочи и выделять главное.
   Время ещё и тянется, когда с нетерпением ждёшь чего-то.
   Моё замедлилось, потому что мне очень хотелось увидеть повзрослевшую Машу, хотя бы просто увидеть. Но мы не встречались даже в подъезде после этого, а ведь раньше случалось такое.
   Время к тому же лечит, а ещё сглаживает эмоции. Через полгода я стал реже вспоминать соседскую дочь. Через год почти забыл, но иногда непроизвольно сравнивал её со своими коллегами женского пола, даже подружками, которые почему-то стали отдаляться: от меня начало веять холодом.
   Как-то раз я увидел мальчика, несущего два портфеля: свой и идущей рядом с ним одноклассницы. Необъяснимая ревность овладела мной и самая обыкновенная тоска. Я шёл домой с твёрдой уверенностью позвонить не в свою дверь, а в соседскую. Остановила очевидная глупость: зачем звонить в свою квартиру? Не позвонил, открыл ключом. Прошёл на кухню, чтобы смочить чем-нибудь пересохший рот, но услышал шум работающего пылесоса.
   В моей комнате собирала пыль соседка. Я шёл на звук и думал при этом, как сделать так, чтобы отказаться от её услуг и не обидеть. Когда вошёл, увидел Машу. Девушка в коротком летнем платьице обернулась и сказала:
   - Вы пришли раньше, а я ещё не закончила уборку.
   Она не закончила уборку, а я потерял дар речи. Маша выросла. Лебедь предстал во всей красе! Я пришёл раньше или опоздал? Стройное тело, новая причёска, подчёркивающая зрелость, и вызывающее платье. Такая птица не может быть не окольцованной. Несколько мазков макияжа сделали картину законченной. Почти такую писала моя фантазия, когда думал о девушке. Реальность превзошла ожидания. Любое её движение будоражило воображение.
   - Ты изменилась. Мы не виделись два года.
   - И два месяца. Я успела поступить в институт.
   - Новая жизнь, новые друзья. Тебе можно позавидовать.
   - Можно, если смотреть со стороны. Я не чувствую себя счастливой.
   - А ты знаешь, что такое счастье? – мне стало интересно.
   - Конечно. Но женское отличается от мужского, так что не скажу.
   - Надо же, никогда так не считал и даже не думал.
   - Ты судишь о жизни со своей колокольни. А представь нас двоих под куполом, и откроется совершенно другая панорама!
   - Мне никогда так красиво не предлагали себя! Мать знает, что ты здесь?
   - Она сказала, что вырастила ребёнка одна и поделится опытом. Я даже на это согласна.

   Жизнь странная штука. Почему люди любят смотреть на страдания других? Им становится комфортнее на плохом фоне? Уж лучше бы равнялись на чужое счастье! Я задумался почему-то о прошлом. О бабушке, которая любила меня не меньше, чем я любил её. Это она поселила меня здесь. Возможно, смотрит сейчас с неба и улыбается.

   - Чему ты улыбаешься? – спросила Маша. – Я не весь мусор вымела? У тебя легко убирать, потому что всё лежит на своих местах – не разбрасываешь вещи.
   - О, да! Это плюс.
   - Здесь ночевали женщины? Было такое?
   - Как тебе сказать? Не хочу врать!
   - И не надо. Что сказал - достаточно.
   - Это плюс не только мне, но и тебе - не ревнивая.
   - Заметил только это?
   - Ты выросла, стала стройная и красивая.
   - И умная. Муж должен быть значительно старше жены.
   Последняя фраза, сказанная между делом, конечно справедливая, сразила меня.
   - Ты… ты… ты ковырялась в моём ноутбуке?
   - И что? Откуда, думаешь, я всего набралась? Ты создал свою собственную Галатею! Дневник не даёт обет хранить тайну и некоторым помогает! Кто-то лепит мечту из гипса, а кто-то словами!
   - Поделом мне!
   Если подумать, в чём я её упрекаю? Тут впору самому оправдываться. Так получилось, что эта девушка знает меня лучше, чем я сам. В таких случаях предпочтительнее наступать, чем обороняться. Я использовал шанс.
   - Существует индийская притча. В ней одного раджу распирало желание поделиться тем, что никто не должен был знать. Один знаток подсказал, как избавиться от зуда, мол, срежь бамбуковую палочку, нашепчи всё в ствол, а потом воткни в землю где-нибудь в глуши. Земля примет растение вместе с рассказом, и ты успокоишься.
   Он так и сделал. И всё бы ничего, но кто-то срезал проросший черенок и сделал дудочку. Дунул в неё, и она запела, излагая чужую исповедь.
    И зачем я доверился дневнику? Я же голым чувствую себя рядом с тобой!
   - А это легко исправить. Клин клином вышибают! - сказала Маша и развела бретельки на платье.
   Одеяние упало к ногам, и передо мной предстало обнажённое молодое женское тело. Бесстыжее, манящее. Ни тени смущения не было на лице девушки.
   Свет из окна высвечивал силуэт. У меня не хватило сил пойти навстречу, и подошла она.

    Мы лежали уставшие. Каждый задумался о своём. Я, конечно, о Маше. О чём думала она? Захотелось спросить, но не успел. Девушка встала и прошла к окну. Она знала, что сложена идеально, и хвасталась этим. Попыталась откинуть тюль, но вовремя одумалась: такое зрелище предназначалось только мне. Вдруг сказала, стоя спиной, не оборачиваясь:
   - Ты у меня первый, а я погладила спящую голодную собаку.
   - И она проснулась. Я слишком долго этого ждал. Ты считаешь меня кобелём?
   - Породистым. Это меня оправдывает?
   «Эта состоявшаяся женщина читала дневник и всё-всё знает обо мне. Она младше на восемнадцать лет! Это соответствует моей теории счастливой семьи», - подумал я.
   - Завтра мы подадим заявление, - сказала Маша, прочитав мои мысли.
   - Уже сегодня, - ответил я.
   - Как только уберу в квартире!
   Эта женщина знала, где лежат вожжи, и умело пользовалась ими.

                *****