В. Агошков. 1903г. Прославление старца Серафима

Василий Иванович Агошков
В.Агошков. 1903г. Прославление старца Серафима.

Новая хула на Православную Церковь.

Недавно мы случайно узнали, что торжественное прославление святого старца Се-рафима дало повод некоторым противоправительственным русским изданиям, выходящим за границей, набросить тень на русскую Церковь, православную веру, русское Правительство и даже на самого виновника недавнего торжества, святого Серафима.
Прославление Саровского старца Серафима, разглагольствует одно из этих изданий, произошло исключительно по инициативе, русского Правительства; старец Серафим, по выражению заграничного писателя, „придворный святой": происходя из богатого купеческого рода, он, хотя и был иноком, но старался держаться по преимуществу придворной великосветской партии, поддерживая ее и словом и делом.

Так, в своих поучениях приходящему к нему народу он преимущественно проповедовал о необходимости народного подчинения своему Правительству и о богоустановленности этого Правительства.

Другое из изданий в своих суждениях по данному вопросу идет еще дальше.
Русский народ, говорит оно, никогда ничего не знал и не слыхал о каком-то Саровскомъ старце Серафиме, и если прославление этого старца совершилось, то произошло оно благодаря настояниям не народа, а русской Церкви и русского Правительства, желающих этою мерою поддержать упадающее в народе православие, как известно, являющееся одной из главных основ современного русского государственного строя.

Конечно, если бы эти разглагольствования, издающихся на Западе русских запрещенных изданий, оставались там же, беда была бы не особенно велика: в самом деле, мало ли клевещут за границей по адресу русской Церкви и Правительства... Но горе в том, что, проникая разными подпольными путями в Россию, при помощи всевозможных прокламаций от разных пресловутых союзов в роде „союза борьбы с Православием", они не могут не волновать русское мыслящее общество, не могут не поселять смущения и соблазна в умах молодого поколения, и еще более вооружают против русской Церкви исконных врагов её, сектантов и раскольников.

Что это так, доказательство тому на лицо: самые эти строки наши вызваны ни чемъ иным, как беседой нашей по данному вопросу с некоторыми представителями нашей Орловской интеллигенции, любезно познакомившими нас с вышеупомянутыми разглагольствованиями западных русских изданий…

Глас Царя совпал лишь с гласом народа, и только. Что русский народ в наше время нисколько не сомневался в святости преподобного Серафима, доказательство тому можно видеть из того, что весьма многие, узнав о предполагаемом прославлении святого подвижника, выражали невольное удивление:
 „Да неужели он до сих пор еще не прославлен?"

В самом деле, если некоторые из членов русского Царствующего Дома были обязаны своему выздоровлению молитвам преподобного Серафима, и если в русском Царствующемъ Доме с благоговением хранится память о преподобном Саровскомъ подвижнике, то это говорит лишь за то, что глубоко благоговейное отношение русского народа к памяти старца Серафима разделяется и русским Царствующим Домом. Делать же из этого заключение, что преподобный Серафим был по преимуществу придворный святой, более чем неосновательно; более логичным будет заключение, что приснопамятный Саровский подвижник является и являлся общенародным русским святителем, так как память о нем с благоговением хранилась и хранится от скромных хижин поселян до царских чертогов…

Удалившись от мира в глухие Тамбовские леса, порвавши всякие связи с миром и „иже в мире", занятый исключительно своими душеспасительными подвигами, преподобный был чужд суеты Мирской и менее всего, конечно, мог думать о каких-то партийных интересах. Да и как можно приписывать ему подобный интерес лишь на том основании, что он сам раньше принадлежал к богатому купеческому роду.

Купеческое сословие на Руси, как известно, ничего общего с большим светом не имеет и стоит от него гораздо дальше, нежели другие русские сословия. Скорее и ближе купеческое сословие, особенно во времена преподобного Серафима, стояло к сословию крестьянскому. Преподобный Серафим часто учил народ повиноваться богоустановленной гражданской и церковной власти. Поступать так обязан каждый истинный сын своего отечества, каждый, желающий своему государству мира и благополучия, так как и то, и другое основываются, прежде всего, на взаимном порядке и повиновении подчиненных начальствующим.

Поступал таким образом и преподобный Серафим, следуя заветам и наставлениям св. апостола Павла. Учил народъ о повиновении богоустановленной власти не „преимущественно", какъ свидетельствует об этом  вышеприведенное заграничное издание, а в ряду многих наставлений по другим вопросам:

«Но будь благопокорлив, наипаче авве твоему, который ради Бога печется о тебе, и которому вверена душа твоя...
Подчиненный должен умертвить себя для жизни временной, чтобы иметь жизнь вечную. Он должен быть, как сукно на сукновальне, по словам преподобного Антиоха. Ибо как сукно белильник колотить, толчет, чешетъ, моет, и оно делается бело, подобно снегу; так и послушник, терпя уничижения, оскорбления, поношения, очищается и делается, как серебро чистое, блестящее, огнемъ ражженное.
Не должен входить в дела начальнические и судить оные: сим оскорбляется величество Божие, от Коего власти поставляются; ибо „несть власть, аще не от Бога; сущие же власти от Бога учинены суть" (Рим. 13, 1).
 
Не должно противиться власти во благое, чтобы не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию. Таково учение преподобного Серафима о повиновении подчиненных начальствующим, которое подвижник предлагал иногда приходящему к нему народу. Непонятно, что нашло  в  этом учении заграничное издание такого, на основании чего позволило себе заключить о каком-то стремлении преподобного к поддержанию особых каких-то правительственных интересов?

Второе заграничное издание пошло еще дальше первого и в своем стремлении доказать, что признание святости преподобного Серафима было  исключительным  делом  русского Правительства и Иерархии безъ всякого участия русского народа, договорилось до того, что, не стесняясь, заявило:

„Русский народ никогда ничего не знал и не слыхал о каком-то Саровском старце". 
Да! русский народ ничего не знал и не слыхал о каком-то Саровскомъ старце, но зато  он весьма много слыхал и весьма хорошо знал великого подвижника Саровской Пустыни, старца Серафима… Устные предания  народа говорят о том, что еще при жизни преподобного русскому народу имя старца Серафима было  хорошо  знакомо, как имя великого подвижника и теплого народного молитвенника.

Да иначе и не могло быть:
„Не может град укрытися, верху горы стоя", сказалъ Христось-Спаситель, а преподобный Серафим для своих современников был именно „градом, верху горы стоящим", и светильникомъ, разливающим свет истинной веры и благочестия из глухих дебрей Саровских лесов на всю землю русскую.

„И богатые, и бедные, и знатные, и простые, говорится в одном из „житий" преподобного Серафима, ежедневно и отовсюду тысячами стекались к его келье и, падая ниц пред согбенным старцем, открывали  ему тайны своей совести, поверяли свои скорби и нужды и принимали с искреннею любовью и благодарностью каждое его слово". И преподобный, как любвеобильный отец притекающего к нему народа, не оставлял никого без своего внимания.

Кроме письменных источниковъ, свидетельствующих о громадномъ стечении бого-мольцев к преподобному Серафиму, мы имеем и вещественный памятник, свидетельствующий о том же. Этим памятником является славная Дивеевская обитель, основанная преподобным и построенная на пожертвования многочисленных посетителей отца Серафима.

Величественные здания названной обители, стоящие немалых сумм, наглядно показываютъ нам, как велики были пожертвования, сделанные на устройство этой обители посетителями отца Серафима, а вместе с тем, какъ многочисленны были эти посетители…

Церковь торжественно причислила приснопамятного Серафима к лику святых. Как отнесся к этому событию русский народ, можно судить по тому небывалому стечению богомольцев, которые, несмотря на самое горячее время полевых работ, во множестве со всех концов Руси сошлись к этому дню ко вратам Саровской обители.

Таким образом, инициатива прославления старца Серафима принадлежала не русской Церкви только, понимаемой в узком значении иерархической власти и не исключительно Русскому Правительству, а всему русскому народу вообще; и отсюда само собою понятно, что и преподобный Серафим является не „придворным" только святым, как трактуют разные „пасынки России, а всероссийским Угодником и небесным покровителем русской Церкви, Царского Престола и всего народа Русского.

Л. Абрамов.

(С) Текст приготовил в печать - В.И. Агошков, апрель, 2019г