Тайна сновидений

Вадим Бережной
Думается, редко найдётся человек, который никогда бы не видел сновидений. У меня иногда проклюнется сожаление, что я никогда не занимался попыткой их записывать. Записывать их трудно, потому что, не знаю, у кого как, но у меня они трудно передаваемы. Бывают периоды жизни, когда сновидения полностью и длительное время отсутствуют. И бывает так, что в этот период, когда сновидений почти нет, вдруг ворвётся совершенно невероятный сон, после которого несколько дней ходишь в какой-то тревоге, пока впечатления ежедневной текучки его не вытеснят из оперативной памяти.

Сновидениями, несомненно, кто-то из серьёзных исследований пристально и длительно занимается. Но нам это неизвестно. Главное препятствие в таких исследованиях - человечество не имеет инструментов объективной записи сновидений.

* * *
Ты проснёшься на рассвете, мы с тобою вместе встретим день рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.

* * *
Есть люди, которые занимаются так называемыми когнитивными науками. Одна из корифеев в этой области - дважды доктор наук профессор Черниговская. И есть еще несколько профессоров, которые часто публично высказываются о своих исследованиях человеческого сознания. Одно время много можно было слышать выступлений директора Института мозга Бехтеревой, царство ей, как говорится, небесное. Но и от них мы ничего внятного о сновидениях не услышали. Академик Павлов (если не ошибаюсь) сказал о сновидениях: "Небывалые комбинации бывалых впечатлений". Это удачное изречение, но и в нём мало что объясняется.

В последние полтора десятка лет заговорили о так называемых "осознанных" сновидениях. Выражение это, на мой взгляд, крайне неудачное.

Если сесть в кресло, закрыть глаза и попытаться вызвать какие-то дневные картины или, скажем, впечатления прошлого, вряд ли мы сможем дойти до сновидений. Сновидения возникают после полного отключения сознания, когда чувство и ощущение времени и вообще личного бытия полностью пропадает. А когда проснёшься и глянешь на часы - о! два часа прошло. "Ничего не помню".

Бывает, и нередко, совершенно странные сны. Сегодня мне, например, снилось, что я пробирался домой в Одессу из Крыма через какие-то холмы, долго шёл и очень удачно прошёл, потому что чувствовал удовлетворение. А когда начальник похвалил и сказал, что этот маршрут надо повторить, у меня ничего не получилось, как я ни старался, и от этого проснулся и долго соображал, к чему это всё.

В Ютубе есть серьёзный практик по всем этим делам, которого зовут Гречушкин Юрий Викторович
https://www.youtube.com/watch?v=cq9uZmX6w_Y
Я его знаю давно.
Одно время хотел повторить его опыт.
Но потом решил, что мне это недоступно.

* * *
Я думаю, что человечество еще очень долго будет пытаться понять самое сложное материальное образование природы - человеческий мозг, который обладает еще и способностью словесным выражением своих ощущений.

Гляди, о путник, и вникни в эту поэму и задумайся:
https://www.youtube.com/watch?v=Qel9HMDudNo

Сейчас, говорят, разведчики не нужны.
Всё, что нужно, сейчас специально обученные люди умеют добывать во время полу-сна. Есть один такой генерал в отставке Алексей Савин, практик и крупный специалист:
https://www.youtube.com/watch?v=xZ2YmCd8Emk

Не знаю, не знаю, к генералу Савину я отношусь неколько скептически