Питер - экскурсия 5. 2

Григорий Аванесов
Это мои любимые места:
- СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ,
- Князь-Владимирский собор,
- Сампсониевский собор,
- Троицкий собор и Колонна Славы,

                СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ
(первоначально Воскресенский новодевичий монастырь)

На месте шведского форта Петр I устроил смоленной двор. А Елизавета Петровна построила монастырь.

Воскресенский девичий Смольный монастырь — женский монастырь, функционировавший на востоке Санкт-Петербурга в 1744—1764 годах. В эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны.

В 1848 году указом Николая Первого учреждён новый женский монастырь с тем же названием — Воскресенский Новодевичий монастырь.

Постройки поражают великолепием, масштабом, архитектурным вкусом и красотой, как основных форм, так и деталей отделки. Один из самых изящных соборов. Монастырь был не похож на те, что строили испокон веков. Вместо стандартных глухих стен зодчий запланировал ажурную ограду.

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93,7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии.

В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер.

Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в ансамбль корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров.

По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

В соборе регулярно проводят концерты. Перед входом на земле установлен большой колокол.

Князь-Владимирский собор

Официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира. Являлся капитульным храмом ордена Святого Владимира. В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.

Храм — памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Храмовая икона — образ святого равноапостольного князя Владимира (находится у правого клироса центрального придела собора).

Около собора "дерево" на котором отображены все священники, которые служили в соборе. Среди них много известных и высоких чинов.

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор на Выборгской стороне (1740, архитектор Джузеппе Трезини ?). В 1710 году на месте будущего собора в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 года была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве.

На сегодняшний день собор состоит из трёх зданий — основного храма, колокольни и часовни. Собор и колокольня возведены в 1740 году. Имя архитектора собора доподлинно не известно. Историки архитектуры предполагают, что это могли быть: П. А. Трезини, Джузеппе Трезини или Михаил Земцов. Архитектор колокольни неизвестен.

Весь соборный комплекс гармонично покрашен в светлый голубой цвет. В 1711 году возле Сампсониевского храма устроили кладбище, на котором были похоронены люди искусства, чьи произведения во многом определили облик Санкт-Петербурга.

Среди них - зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К.Б. Растрелли, живописцы Л. Каравак и С. Торелли. Кладбище превратили в сквер.

Троицкий собор

Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.

Архитектурный стиль – ампир, автор проекта - В. П. Стасов, строительство 1828 — 1835 годы.

Приделы Главный — Святой Троицы; боковые — мученика Иоанна Воина, равноапостольной Марии Магдалины.

Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей.
Собору был нанесён непоправимый урон — полностью уничтожена деревянная конструкция крупнейшего в Европе купола, находившаяся в храме более 170 лет.

Следствие по делу о пожаре за 7 лет так и не доведено до конца.
Тогдашний папа Римский Бенедикт XVI пожертвовал €10 тыс. на восстановление пострадавшего от пожара собора. Каркас купола был изготовлен из клеёной древесины хвойных пород и покрыт огнеустойчивым материалом.

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Высота составляет 80 метров. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

В 1894—1895 годах, напротив храма построена часовня, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин.

   Традиции:
- в престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
- в праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
- в праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам;
- 12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.
   Святыни:
- крест с частицей Креста Господня и Голгофы.
- икона с частицей мощей целителя Пантелеимона,
- часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
   Частицы мощей:
- матроны Московской,
- Петра и Февронии Муромских,
- трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста,
- икона Святой Троицы 1406 года.

Колонна Славы

Колонна Славы (восстановлена 2005). В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне.

ЗАМЕЧАНИЕ Биккуловой Инессы от 16.09.2018:

"...камень видела, а надпись не смогла прочесть - теперь хоть знаю. Видела его недалеко от Идоменея, рядом с озером, в которое смотрится Китайский дворец.

Ванну видела и сфотографировала, не догадалась сфотографироваться на её фоне. Еле попали!"

Рецензия на «Питер - экскурсия 5. 2» Петр Евсегнеев от 09.04.2019

ДА, красивый град Петр выстроил!

Рецензия на «Питер - экскурсия 5. 2» Игорь Леванов от 26.07.2019 

В Санкт-Петербурге пропал оригинал иконы "Всех скорбящих с грошиками" ездил искал, но из часовни её перенесли в храм, а в храме сказали, что вернули в часовню. После пропажи в 1999 году, все руководители страны оказались из Санкт-Петербурга.

Рецензия на «Питер - экскурсия 5. 2»

Жил неподалёку от Троицкого собора, в доме Державина, Фонтанка 118. А теперь и прочитал про него. Спасибо, Григорий!

Игорь Тычинин   22.10.2021