В. Агошков. 1903г. О пьесе А. М. Горького На дне

Василий Иванович Агошков
1903г. О пьесе А.М. Горького "На дне".


Не так давно появилась пьеса Горького «На дне», почти единогласно признанная литературного критикою за наиболее выдающееся литературное произведение последнего времени. Пересказать содержание этой пьесы можно в немногих словах.

Это – ряд картин из жизни босяков, ютящихся в подвале ночлежки, «на дне» жизни. Тут и профессиональный вор Васька Пепелъ, молодой здоровый парень, и забитый нуждою слесарь Клещ с умирающею женою, и несчастное погибшее существо – девушка Настя; тут и бывшие интеллигенты, спившиеся барон и два артиста, и мелкие торговцы в разноску и ломовые извозчики... В ночлежке темно, грязно и душно. Душно и физически, и нравственно. Ночлежники все озлоблены. Озлоблены на жизнь, друг на друга, на себя. Все, хоть и безнадежно, думают об иной жизни, о жизни не «на дне».

– Живут хоть и хуже, а хотят все лучше, – говорит одно действующее лицо «На дне», – упрямые!

Но вот в ночлежку приходит новый жилец, странник Лука, и приносит с собою какой то светлый луч. С его приходом в ночлежке, как будто, посветлело, стало не так душно и тяжело; появились какие-то смутные надежды на что-то отрадное, желанное, дорогое. Встреченный неприветливо старыми жильцами, Лука умеет къ каждому подойти с доброй стороны, сказать ласковое слово, успокоить, мало того, подбодрить, раздвинуть тесные и мрачные стены ночлежки, показать новые, широкие и светлые горизонты...

Однако Лука не может изменить жизнь обитателей ночлежки, не в силах вызвать их со «дна» на «верх». Для этого у него недостаточно сил; лишь на самое короткое время он всем ночлежникам, словно луч солнца, заглянувший с ясного неба в темные подвалы, позолотил тяжелое житье-бытье, вызвал светлые грезы, а затем исчез из ночлежки, и в ней снова стало мрачно, как и прежде. Он сам не знает пути к лучшему будущему: все его утешения в сущности иллюзии, светлые, но неосуществимые. Тем не менее, тип Луки заслуживает внимания.

Известный ученый-академик, кн. Тарханов говорит следующее по поводу этого типа:
«Мы должны быть благодарны М. Горькому за изображение этих подонков общества. Не чувство восхищения подобного рода героями должно вызывать это произведение, а горячее желание придти на помощь этим несчастным, вытащить их из этих трущоб на светъ Божий, тем более, что в этих озлобленных босяках не угасли еще следы человечности. Если странник Лука, забредший мимоходом к ним, успел взбудоражить этот муравейник, вызвать в нем лучшие стремления и пробудить лучшие чувства, то насколько же могло бы быть сильнее обдуманное и строго проведенное образованными людьми влияние, направленное на материальное и духовное обновление этих обездоленных босяков. Да, «Армии Спасения» и нам нужны, как и за границей. (Вестник и Библиотека самообразования, 1903г., № 27)

Эти мысли кн. Тарханова указывают, по нашему мнению, на одну из существенных потребностей нашего времени. Преступный мир растет у нас с каждым годом: «босяки» – обычное явление каждого большого города, тюрьмы переполнены, несмотря на постоянные расширения их. Нельзя, конечно, смотреть на всех этих несчастных, как на окончательно погибших для добра…

А между тем, для духовного просвещения преступного мира у нас до сих пор сделано очень мало. Мы забываем истину, что «не здоровые нуждаются во враче, но больные» и равнодушно проходим мимо угрюмых тюремных зданий, словно мимо кладбища, где похоронены совсем чужие для нас люди. Мы готовы, пожалуй, сделать материальное пожертвование для устройства домов трудолюбия, где ютятся те же босяки, но совсем не думаем о том, что этим людям ещё нужнее духовные благотворения.

Правда, теперь при многих тюрьмах и домах трудолюбия существуют храмы с особыми причтами, ведутся чтения – религиозно-нравственные и светские. Но все это – пока лишь слабые и редкие огоньки среди глубокой ночи; они освещают лишь микроскопические уголки той тьмы, которая окутывает преступный мир...

Мельшин в своей книг «В мире отверженных» рассказывает, как отнеслись каторжники к его чтениям в тюрьмах сочинений Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. писателей. Такие произведения, как „Капитанская дочка", „Братья разбойники" слушались ими с захватывающим интересомъ, но, к сожалению, вызывали у них совсемъ иные чувства, чем ожидал Мельшинъ. Каторжников пленили картины разбоевъ и грабежей, так художественно изображенные Пушкинымъ, и у них вырывались искренние сожаления:
„Эх, если бы при нас заварилась такая каша! То-то мы погуляли бы!"

Тот же автор отмечает у арестантов крайнюю нелюбовь ко всякого рода моральным проповедям. Нужно, следовательно, много труда и уменья, чтобы подойти ближе к этим несчастным, чтобы суметь научить их, затронуть у них лучшие чувства, пробудить веру в Бога, в добро, любовь к людям и труду...

Нужна помощь тюремным священникам, желательно сотрудничество лиц, которые могли бы с успехом вести религиозно-просветительные чтения в тюрьмах, обладая для этого и достаточными знаниями  и умением.

Вопрос лишь в том, где эти сотрудники? Приходские священники заняты своими приходскими делами и не имеют времени для иных занятий. Нужно, поэтому, обратить поиски в другую сторону…(в сокращении).

Подпись: Педагог

(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель 2019