9. Охотники и вилки

Илья Васильевич Маслов
     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть первая: НАВОДНЕНИЕ.

     9. ОХОТНИКИ И ВИЛКИ

     Однажды к нам приехали два молодых охотника, с ружьями и рюкзаками за плечами, в высоких болотных сапогах и с легавыми собаками на поводку. Они весело смеялись, шутили и повелительно покрикивали на своих нетерпеливых собак. Отец перевез их через Иртыш на лодке и они сразу ушли бродить по окрестностям в поисках дичи пернатой. Завязанные рюкзаки они оставили в избе и договорились с отцом, что когда вернутся,для них будет сварена уха из красной рыбы.
     - С удовольствием, - ответил отец. - Все будет сделано, Александр Иваныч. Рыбка есть свеженькая, только утром поймали.

     Одного он называл Александром Иванычем, другого господином Жихаревым. В городе жил известный булочник Пугачев, я запомнил эту фамилию по маленьким вкусным сайкам. "Это у Пугачева брали", говорили наши. Жихарев, по рассказам отца, служил у булочника главным пекарем. Вот они и приехали.

     У нас не было заведено пользоваться вилками, если на стол ставили жареную картошку или другую пищу, пользовались теми же ложками, которыми хлебали щи или суп. Но гостей не вооружишь ложками есть вареную рыбу. Мать забеспокоилась, попросила старшего брата, он сел на лошадь, и пока охотники не пришли, ускакал к дяде Петру за вилками. Но экспедиция эта не увенчалась успехом, привез он только одну вилку, и та была никуда негодная, погнутая и третий рожок наполовину отломлен.

     - Зачем такая? - спросила мать. - Ее только выбросить.
     Брат захохотал.
     - Я привез, чтобы ты убедилась: у них хоть такая есть, а у нас никаких нет... Мамка, давай я сделаю деревянные.
     - Полно смешить людей! Обойдемся как-нибудь, - и напустилась на отца, что она сколько раз наказывала ему купить в городе хотя бы полдюжины вилок, но он все забывал.
     - Вина купить так не забываешь! - упрекала она. - А что другое попросишь купить, так у тебя из головы улетает. — И опять напомнила о злополучном умывальнике. - Какой уж год я твержу о нем. Нет, все забывает.

     Охотники вернулись уставшие, разморенные жарой и длительной ходьбой. В избе на прохладном земляном полу раскинули толстую кошму, сверху бросили брезент и легли отдыхать.
     - Василий Иваныч, а дичи-то у вас не густо, - сказал Жихарев, покуривая толстую папиросу, дым которой сизыми кольцами поднимался вверх. - Я полагал гораздо больше будет.
     - У нас мало озер, - ответил отец. - Было бы их столько, как на той стороне, и дичи было бы больше. А на Иртыше она не держится, дичь-то. Вот осенью приезжайте, на гусей. Страсть как много их на песках ночует, хоть руками бери.

     - Гусь - птица чуткая. Руками ее не возьмешь.
     - Конечно, я так для примера сказал.
     Уха была готова, мать начала накрывать на стол.
     Охотники пошли на берег мыть руки. А когда вернулись, Жихарев воскликнул:
     - Александр Иваныч, мы руки вымыли, а развязать рюкзаки забыли! Молодой человек, - обратился он к старшему брату, - будьте добры, развяжите нам рюкзаки, то бишь - вещевые мешки. Вот так, большое спасибо.

     Щепетильность в отношении чистоты рук поразила меня так, что я глаза не спускал с холеных пальцев главного пекаря, он заметил это и спросил:
     - Ты что так смотришь, мальчик? Пряника печатного хочешь?
     Я смутился и спрятался за спину отца.
     - Он никогда не видел чужих людей, поэтому и таращит свои глазища, - пояснил отец.
     - Что вы говорите! - удивился охотник. - Это любопытно. Весьма даже любопытно. Александр Иваныч, слышите? - обратился он к товарищу. - Мальчик не видел чужих людей до сегодняшнего дня... А я думаю, что он так смотрит.
     - Не то, чтобы совсем не видел, а так близко, как вас, - поправился отец. - Мимо нас каждый день проплывают пароходы.

     Узнав как меня зовут, охотник достал из рюкзака связку мелких золотистых сушек, повесил мне на шею.
     - Ешь, не стесняйся. И поделись с другими. - Он порылся в мешке. - Это отдай маме. Это - сестре. Это - брату. Всем, всем раздай от нас подарки. - На столе появилась красивая бутылка с вином. - А это мы разопьем с главным рыбаком. Правда, Василий Иваныч?
     Рыбу подали для гостей в двух тарелках, причем отец пояснил, что мы не пользуемся вилками, когда "кушаем" рыбу.

     Не успели охотники отобедать, как я извлек из-под кровати запыленные старые голенища, натянул на ноги и вышел танцевать. Мать ахнула, схватила меня за руку и повела на улицу. Охотники недоумевали - в чем дело? Но когда разъяснили, они попросили старшего брата сыграть на балалайке. Меня снова привели в избу, уже заплаканного. Несмотря на расстройство, я танцевал до тех пор, пока меня не остановили. В награду я получил второй подарок - перочинный нож с черной костяной ручкой.
     К вечеру отец перевез охотников через Иртыш, на берегу их ждала пара лошадей, запряженных в извозчичью коляску, покрытую виксатином*.

     *Виксатин - непромокаемая ткань, род клеенки.

     *****

     Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2019/04/06/1946