Циник о подлодках

Игорь Цветков
Циник о подлодках….

Здесь, в этой теме, я попробую развеять миф о подводном флоте в современной тенденции его развития.
Россия сейчас строит самые передовые атомные и дизельные подводные лодки. Вкладывая в это направление огромные средства. Основа это направление - безопасность будущего. Кроме того имеется проект - лодки торпеды. Идею создания которой приписывают Сахарову. Не буду обсуждать этот блеф, я про авторство идеи.
А вот верна ли современная российская доктрина???? Тут есть вопросы.
Давайте начнём с первого. Какова скрытность субмарин на современном уровне техники? Практически нулевая. Читающий возмутится. Че мол я несу чушь. Тогда подумайте над загадкой. Из сообщений минобороны, нам в СМИ говорят - засекли лодку США в таких то водах! А как вы думаете, при уровне технологий выше наших, они значит, наши не засекают? Тем более, в США система противолодочной обороны была развита сильнее нашей, даже в бытность моей службы в ВМФ. И мы это прекрасно знали, нам это доводили. Почему же сейчас, Россия глаголит о  безграничных возможностях наших лодок? Может потому, что мы стали меньше знать, о их возможностях?
Следовательно это первый аспект для изменения доктрины подводного флота.
Перспектива больших атомоходов не очень. Учитывая, что их основная задача, именно в скрытности. При современном уровне технических средств обнаружения, блокировать не составит труда. Причём на уровне применения мощных инфразвуковых излучателей. Не особо большие перспективы у дизель электрических ПЛ.
Следовательно, нужно новое поколение ПЛ. И здесь главное необходимо изменить саму конструкцию и размеры ПЛ.
Первое. Необходимо изменить размеры, довести их до 20 - 30 метров.
Технически и конструктивно это возможно. Для этого необходимо уйти от существующей системы погружения и всплытия ПЛ. А именно, использование балластных цистерн (главного и вспомогательного) для погружения и надводного хода . Существует две системы продувки - кингстонные и безкингстонные. Обе системы имеют ряд недостатков напрямую влияющих на живучесть ПЛ. И самый большой - это необходимость запаса воздуха под высоким для продувки и всплытия, в том числе и движение в надводном положении. Следовательно, изменив конструкцию ПЛ, мы избавимся от сложности конструкции и сложных систем управления ими. Т. е. повысим живучесть ПЛ. При огромных размерах эта задача невыполнима. Именно поэтому обусловленные малые размеры за счёт ухода от дополнительного оборудования. В ПЛ малого размера, компенсировать надводную плавучесть для подводного хода, можно за счёт рулей (подводных крыльев) с изменяемой геометрией и силовой установкой. Таким образом мы освобождаем внутренний объем от баллонов хранения сжатого воздуха ВВД с давлением выше 300 атм. Таким образом первая составляющая уменьшения габаритов мини ПЛ решаема. Вторая составляющая для уменьшения габаритов ПЛ - это экономичный двигатель нового поколения. Любой ДВС или атомный реактор отпадают.
При использовании ДВС, мы вынуждены две третьих внутреннего объёма использовать для аккумуляторов. Так как в любом варианте ПЛ - дизель электрические. Автономность ограниченная мощностью аккумуляторов и запасом хода под дизелем (на новых поколениях без выхода под РДП).
Атомоход - это радиоактивный след, плюс габариты самой установки.
Таким образом используя двигатель нового поколения  замкнуторегенеративного типа мы получаем не ограниченный запас хода по энергоресурсу. Морская вода, насыщенная солью, регенерируется в основной компонент работы агрегата. Далее  через гидропередачу (для снижения шумов) крутящий момент передаётся на турбовинт.
Таким образом вопрос о размерах мини ПЛ решили.
Теперь второй и не менее важный вопрос самой конструкции ПЛ - корпус. В современных ПЛ, это стандартное решение. Прочный корпус, основа всей ПЛ и её живучесть. И лёгкий корпус, с баластными цистернами, конструктивной частью его.
Типовая схема для мини ПЛ отпадает, так как для выполнения задач под которые её проектируем, она не подходит.
Поэтому корпус мини ПЛ имеет только прочный. Для “зылизывания” повышения гидродинамики и демпфирования аварийных столкновений служит лёгкий корпус из резинопластика. Корпус имеет иллюминаторы, это одно из главных конструктивных условий для этого типа ПЛ. Поперечное сечения корпуса имеет не круг, а полукруг, подобие корпуса акулы. В принципе сама конструкция корпуса напоминает акулу.
Вооружение ПЛ состоит из малокалиберных торпед и… РБУ (реактивные бомбо-метные установки) кормовой и носовой, скрытых в корпусе.
Ну вот теперь их назначение и применение. Предлагаемый проект ПЛ имеет назначения уничтожение АПЛ и других типов существующих ПЛ, уничтожение надводных кораблей всех типов, но основная цель - авианосцы и береговые базы в пределах досягаемости РБУ. Авианосец поражается из надводного положения РБУ.
Для поражение всех типов ПЛ применяются малокалиберных торпеды.
Вот для поражения ПЛ и нужны иллюминаторы. Мини ПЛ выходит на прямую видимость и атакует в уязвимые места АПЛ, или любую другую цель. Но основное назначение это сопровождение и контроль подводных лодок, прилипая к ним в буквальном смысле этого слова, как рыба “прилипала “ и въезд на ней в морские базы. Как говорят “под шумок”. Возможно также контактное минирование, установка мин или маяков на корпуса лодок. Теперь стратегия для мини ПЛ. Транспортировка в район патрулирования  осуществляется на рыболовных сейнерах, или или обычных ПСТ. В районе патрулирования в ночное время происходит выгрузка и погрузка при помощи траловых лебедок, размеры масса и сечение корпуса, это позволяют. Этим же обеспечивается и скрытность. Возвращение в места базирования, гроты и пещеры, учитывая не ограниченный ресурс хода под водой возможно самостоятельно. Ограничение по ресурсу- только пакеты регенерации, питьевая вода, продукты питания.
Ну и теперь главный вопрос - стоимость. Или почему этот проект не приемлем для РФ. Стоимость АПЛ “Ясень “ около трех миллиардов долларов. Стоимость ДПЛ “Варшавянка “ около трехсот миллионов долларов. Стоимость “Прилипалы” в пределах сорока миллионов долларов, это с технологической документацией, проектировкой всей цепочки производства, и запуск в производство. Стоимость самой ПЛ в серии в пределах десяти миллионов.
Вот и ответ на вопрос. Ну а где есть вариант запустить? Будем посмотреть.