Заступ Иафета 2 - Три царя

Акутёнок
       На иллюстрации Змиевы валы в Киевской области.

  Небольшое мифическое вступление было необходимо, чтобы понять то, что настоящим
 кочевникам-скифам совершенно ни к чему был плуг с ярмом упавший с неба, ни к селу, ни к городу.
 А.Б.Рыбаков, в своей монографии "Язычество древней Руси"(изд."Наука" 1988г.), говорит о множестве преданий в эпосе
 Среднего Поднепровья, где говорится о мифических кузнецах, кующих первый на земле сорокапудовый плуг, которым
 можно вспахать глубокие борозды и валы. Здесь сразу вспоминается былина про Никиту Кожемяку, запрягшего в
 плуг Змея и взрывшем борозду до самого моря, где Змей и утонул. Былина былиной, но Змеевы валы и сейчас может
 видеть любой желающий на Поднепровье. Они расположены на огромной территории, где-то отчётливо видные, а где-то
 нивелированные хозяйственной деятельностью человека. Учёные ломают головы над тем, кто, и главное как произвёл
 такую гигантскую титаническую работу в незапамятные времена тысячелетия назад и надо полагать относящиеся к периоду
 Мегалитической культуры имеющую неопределённую древность!
   Финская Калевала, включает песнь о том, как кузнец выковал плуг сверкавший как золото и это наводит на мысль о том,
что на ежегодных земледельческих праздниках могли выковывать ритуальный плуг, сверкавший до тех пор, пока не остывал.
Там же существует метод решения споров, где надо было браться голой рукой за расскалённый метал и правый не обжигал руку.
Можно вспомнить так-же о популярном сюжете в фолклёре славян  и индо-иранцев, о трёх царствах, трёх городах, Медном,
Серебрянном и Золотом, которыми правили три брата, причём Золотым управлял младший.
  С землепашескими праздниками связаны так-же множественные, в своём многообразии, обряды ритуальных жертвоприношений,
включая утончённые жертвы на Ивана-Купала, сжигание на Масленницу или ломание берёзки в весенних Русалиях, и считается,
что изначально, вместо символического чучела сжигали живого человека. Так и в празднике описанном Геродотом, видимо
избирали псевдоцаря или псевдожреца, даря ему огромное пространство земли и оставляя жить до до времени сбора следующего
урожая. Такой же обычай был и в царстве амазонок в Заазовье и на Дону, где царица выбирала себе мужа на год. Впрочем,
в последствии, умерщвление, так-же могло быть символическим.
  Продолжая свой рассказ, Геродот объясняет: "От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов. От
среднего, Арпаксая, произошли именуемые катиарами и траспиями. От самого младшего из них - цари, которые именуются
паралатами. Все они вместе называются "сколоты" по имени царя (Колоксая), скифами же называли их греки".
  Таким образом мы получаем четыре племени проишедшие от трёх братьев. Известно, что соседям этих племён были на северо-
западе - невры (протославяне), на востоке - челоно-будины(землепашцы). На левобережье Борисфена и на юге обитали скифы-
кочевники.
  Чтобы окончательно отделить сколотов от скифов, необходимо привести другую историю Геродота о происхождении скифов,
где он называет родителями скифов Геракла и Ехидну, а сыновьями Скифа, Агафирса и Гелона, в то время, как сколоты, названы
так, по имени царя всех племён - Колоксая, сына Зевса и дочери Днепра-Борисфена, которые, испытывая мощное влияние
скифской культуры, конечно имели внешнее сходство.
  Проводя параллели с украино-беларусским-русским фолклёром, надо сказать, что Колоксай (Коло - солнце), Солнце-царь, иначе
Зоревик, Световик или же Светозар. Соответственно Липоксай и Арпоксай, это Вода-царь и Гора-царь, что соответствует
фолклёрным Усыне и Горыне. Дословно, Арпо-Ксай - "Царь воды и глубин", повелевал землёй, где текла Тирас, имевшая
скалистые берега.
  Археологи достаточно точно определяют локализацию четырёх плумён, произошедших от трёх братьев. Племена располагались
следующим образом: Траспии на Тирасе (от Арпоксая). Катиары на верхнем Буге (так-же от Арпоксая). Авхаты на Гипанисе и
Виси  (Выси) (от Липоксая). Парадаты ("первенствующие") на Борисфене (от Колоксая). Эти племена упоминаются в
"Аргонавтике" Валерия Флакла, где, как союзники в битве действуют царь парадатов Лолокс и "Авх пришедший с единодушными
тысячами, выставляя на показ киммерийские богатства. У него издавна белые волося - прирождённый знак; пожилой возраст
уже образует простор на голове. Овивая виски тройным узлом, он спускает со священной главы две повязки..." Авхат, как
символ племени упоминается в соседстве с "ратями кессейскими" (племенами Северного Кавказа); "... и Авхат, умеющий
раскидывать широким кругом летучие арканы и притягивать петлями самые дальные отряды". Плиний, описывая народы
у северных отрогов Кавказа (Киссийские горы), добавляет, что "сюда вторглись скифские племена, авхеты, атернеи,
асампаты", которые  и сбросили танаитов и налеев. (Танаиты - жители низовий Дона).
  Всё это, в очередной раз подтверждает, что древний эпос, мифы и легенды, отражают реальные события происходившие
в незапамятные времена и следовательно предание о золотом плуге имеет под собой некое реальное событие, а не просто
символическое описание традиций, тем более, что любая традиция имеет в своём основании опять же какое-либо значимое
проишествие отразившееся на судьбе народа.
  Немного разобравшись с племенами, вернёмся к золотому плугу. Известно, что он хранился в царстве Колоксая
растянувшемуся полосой в 100 км вдоль Днепра на площади 40000 км. Самой безопасной для хранения частью, была
средняя.Самым защищённым  местом является внутреннее пространство днепровской луки, самый северный участок, который
отгорожен валом, и внутри этой загородки располагается огромное Трахтемировское городище, площадь которого равняется
500 га при длинне 3,5 км, что намного превышает все известные поселения того времени. (Сакральный, священный центр
городища не выяснен).
  Дата насыпки "Змеевых валов", окаймляющих Поросье в целом, до сих пор не выяснена, но по легендам, многие такие валы,
в том числе, по берегам Днепра и около Киева - дело рук древних великанов Асилков. Асилки (Осилки, Асы, Велеты),
в восточно-славянской мифологии, великаны-богатыри, которые жили в стародавние времена. Они создавали реки, воздвигали
утёсы, а возгордившись своей силой стали угрожать Богу и были им уничтожены. В белорусских преданиях они выкорчёвывали
деревья, разбивали камни каменныь оружием. Они освобождали похищенных Змеем людей томящихся за каменными стенами
или в пещерах. В сказачном варианте отражением этих преданий является известная сказка про Кати-Горошка (аллегория
Солнце-богатыря), победившего Змея, и главному герою помогали братья Усыня и Горыня, ну и самого Кати-Горошка, без труда
можно соотнести с Колоксаем. Он самый молодой из троицы, да и катящееся по небу Солнце можно сравнить с горошиной,
если выражаться идиоматически.

               ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...