Без ложной стыдливости

Рафаэль Гимаев
 
     На одном из телемостов СССР – США на вопрос американской стороны, как в  СССР «обстоят дела с сексом», уже не очень юная представительница нашей страны ответила: «У нас секса нет!». Словечко «секс», видимо, ассоциируется у неё с «чуждым нам образом жизни»…
     А знать бы ей, да и многим, что «секс» означает «половой». И речь шла всего лишь об интимных отношениях. Казалось, можно посмеяться над столь «достойным» ответом. Но смешного тут мало. Степень информированности в вопросах  половых отношений, очень низка. Публикации, освещающие тему половых отношений, до сего времени, остаются разрозненными и робкими. И в них рассматривается в основном морально – нравственный аспект этих отношений.

     Из концепции здоровой половой жизни в определении экспертов Всемирной организации здравоохранения:

1. Способность наслаждаться половой жизнью, иметь детей и контролировать своё поведение в соответствии с общественной и личной этикой.

2. Свобода  от страха, чувства вины и предрассудков, а также прочих психологических факторов, подавляющих половые реакции и мешающие половым отношениям.

     Первый пункт комментариев не требует. На втором же следует остановиться особо. Половое воспитание человека, его «пассивный» этап, начинается буквально с рождения и как бы детерминировано самим полом человека. По достижении 1,5 – 2 лет начинается «активный» этап полового воспитания, ибо с этого времени ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность.
     Конечно, понятия «пассивный» и «активный» этапы в половом воспитании более чем условны, поскольку половое воспитание – процесс непрерывный. Во всяком случае, должен быть таким. К 6 годам нормально развивающиеся дети уже четко усваивают свою половую принадлежность. К этому времени завершается период так называемой половой идентификации. Именно в это время и проявляется наибольший интерес детей к половым различиям, функциям пола.
     Этот интерес естественен и не является свидетельством «испорченности» или рано пробудившейся сексуальности, как её понимают некоторые взрослые. Родителям  необходимо удовлетворять детское любопытство. Конечно, разъяснения должны быть лишены чрезмерной детализации, эмоций, могущих натолкнуть ребенка на двусмысленное толкование сказанного.
     Погасив интерес ребенка к волновавшим его вопросам, дав ему необходимую, и достоверную информацию, соответствующую возрасту и уровню восприятия, вы во многом гарантируете правильное восприятие всего, что связано с полом и половыми отношениями в будущем, когда он станет взрослым.
     Если же родители считают, что их ребенок задает «неприличные» вопросы, поэтому пресекают их или просто обходят молчанием, они тем самым, формируют в детском сознании представления о том, что всё связанное с полом и половыми отношениями – такое, чего нужно стыдиться, о чем не принято говорить.
     Так насаждаются ханжество, ложная стыдливость, искаженное восприятие совершенно естественных понятий и фактов. Иногда именно в этом истоки половых преступлений, различных отклонений психики, в частности так называемого морального помешательства  и неврозов!
     Если детское любопытство можно довольно легко удовлетворить, а взрослые могут сами получить интересующую информацию по этим вопросам, то подростки испытывают настоящий информационный голод. Поэтому именно они должны в первую очередь быть в фокусе внимания у родителей и педагогов.
     Сошлюсь на слова министра здравоохранения СССР Е.И. Чазова в «Комсомольской правде» от 18 июня 1988 года: «Все как одна программы полового воспитания школьников потерпели крах, и мы не знаем, как тут быть дальше»..
     Не сомневаюсь в том, что в младших классах школ вообще не ведется никакой работы по половому воспитанию. Ну, а в подростковых классах? Чаще всего, это как говорится, жалкие потуги. На уроках по этике и психологии семейной жизни речь идет о достойном поведении, «красивых» отношениях, о том, что при недостойном поведении можно заболеть «неприличными» болезнями. Чуть о личной гигиене, и всё.  У подростков это вызывает ухмылки или смертельную скуку.
     Ни в коей мере не оспариваю необходимость и такой информации. Но нужны и другие, более конкретные знания в возрасте уже не очень смутных желаний, активного познания окружающего мира и себя! Адекватная возрасту, без излишнего морализаторства доведенная до подростков информация по физиологии и анатомии пола, возрастных проявлениях, психологии  половых отношений, снимет накал страстей. Выведет тему из категории запретных. Уменьшит тягу к получению подобной информации из подозрительных источников.
     Однако ни родители, ни педагоги в силу ряда причин, не могут дать исчерпывающей информации по этим вопросам. Более углубленная подача материала должна осуществляться школьными врачами \при условии их достаточной подготовленности в этих вопросах\ или врачами сексопатологами. В идеале необходим тесный контакт между родителями, педагогами и врачами.
     Их совместная работа должна быть четко скоординированной, планомерной и достаточно долговременной. Метод «редких атак» здесь нецелесообразен, ибо информации не должна быть запаздывающей.
     При возникновении у подростков сугубо личных проблем интимного характера они и их родители должны обращаться к врачу сексопатологу. При этом не должно  возникать уже упоминавшейся ложной стыдливости, которая может в итоге оказаться пагубной.
     Небольшая по объёму публикация, разумеется, не может претендовать на углубленную подачу этой вечно актуальной темы в виду сложности и многообразия её аспектов. Но, важно начать разговор. И мы его начинаем!

     Р. Гимаев

     врач сексопатолог

     Республиканской психиатрической больницы Минздрава ТАССР

     «ВЕЧЕРНЯЯ КАЗАНЬ» 3 августа 1988г.

     P.S. Это первая статья из серии моих статей на эту тему, которая стала освещаться в республиканских газетах!
     P.P.S. Прошло много лет. В чем то, данная статья потеряла актуальность. Но, по опыту своей работы я знаю, что до сих пор для многих родителей "камнем преткновения" остаются разговоры с детьми на "деликатную" тему...