Шхуна Ancud - курс на юг

Александр Митрофанов 2
Шхуна “Ancud” - курс на юг

       В расположенном на берегу Магелланова пролива городе Пунта Аренас находится музей (открыт в октябре 2011 года), в котором экспонируются реплики парусников, сыгравших важную роль не только в чилийской, но и в мировой истории и науке. Это каракка “Nao Victoria” -  единственное судно экспедиции Магеллана, завершившее под командованием Хуана Себастьяна де Элькано (Juan Sebasti;n de Elcano) первое кругосветное плавание; шлюп HMS “Beagle”, на борту которого совершил две научные экспедиции Чарльз Дарвин;  шлюпка “James Caird”, совершившая беспримерное плавание от антарк-тического острова Элефант Айленд (Elephand Island) к острову Южная Георгия (South Georgia) в ходе антарктической экспедиции Эрнеста Шеклтона (Ernest Sheckleton) и чилийская  шхуна “Ancud”. Еще одна полноразмерная реплика «Анкуда» демонстрируется в Региональном музее города Анкуд (остров Chilo;).
      История «Анкуда» мало известна европейскому читателю, потому опишем ее более подробно.
      К 1826 году, когда закончилась длившаяся с 1810 года война за независимость, южные границы молодого государства не простирались далее острова Чилоэ. Патагония и Огненная земля оставались «безхозными» (юридически - res nullius), поэтому туда и устремились взгляды амбициозных правительств Чили. Принадлежность этого региона Чили декларировалось в конституциях 1822, 1828 и 1833 годов. Особое внимание привлекал Магелланов пролив, бывший до открытия Панамского канала основным морским путем между Атлантическим и Тихим океанами. Путь вокруг мыса Горн был не только более протяженным, но и опасным.
      На эти территории претендовала не только Чили и ее извечный соперник (хотя и недавний союзник в борьбе за независимость от испанской короны) Аргентина, но и ряд европейских государств, в первую очередь Великобритания и Франция.
      Основание в 1838 году первой чилийской пароходной компании Pacific Steam Navigation Company, осуществлявшей сообщение между портами тихоокеанского побережья и Северной Атлантики и начало по инициативе чилийского правительства крупномасштабной иммиграции европейских колонистов, в первую очередь немецких, для освоения региона Los Lagos подтвердили важность обладания Магеллановым проливом для Чили. Определенную роль сыграл и гражданин США моряк Хорхе Мабон (Jorge Mab;n), настойчиво предлагавшего чилийскому правительству свой проект использования паровых буксиров для  проводки парусников через пролив.
      Исходя из этого, тогдашний президент этой южноамериканской страны Мануэль Бульнес (Manuel Bulnes) принял решение об организации морской экспедиции (expedici;n de ocupaci;n y colonizaci;n) к берегам пролива для присоединения к Чили прилегающей  территории и основания там военного форта.
      Чилийцы были не первыми, кто пытался основать поселения в этом, тогда еще неизведанном краю. Еще в 1584 году испанцы под командованием Педро Сармьенто де Гамбоа основали на северном берегу пролива поселение с громким названием Ciudad del Rey Don Felipe с 300 поселенцами.  Увы, вскоре оно превратилось  в Puerto del Hambre (Порт Голода). Так его назвал Томас Кавендиш (Thomas Cavendish), английский мореплаватель и пират, высадившийся здесь в  1587 году. Он нашел там лишь развалины и последнего, полуобезумевшего, испанца, умершего по дороге в Англию. Поселенцы умерли не в боях с местными индейцами, а от голода и болезней - они просто не смогли найти в незнакомых краях средств к существованию. В феврале 1968 года руины Пуэрто дель Амбре были объявлены Национальным монументом Чили.
      Руководство проектом анексии Юга весной 1842 года было возложено на Интенданта и командующего вооруженными силами провинции Чилоэ Доминго Эспиньейра Риеско (Domingo Espi;eira Riesco - 1812-1880). Выбор острова Чилоэ был вызван не только его относительной близостью к проливу Магеллана, но и развитыми судостроительными и мореходными традициями «чилотов», как принято называть островитян. Строившиеся ими на протяжении столетий лодки и небольшие парусники служили как для лова рыбы и морского промысла, так и для сообщения между соседними островами и материком. До середины XVIII века подавляющее число судов, построенных в Чили, были «родом» с Чилоэ.
      Руководство экспедицией в октябре 1842 года было поручено  Джону Вильямсу Вильсону (John Williams Wilson). John Williams Wilson (1798-1857), уроженец Англии, поступил на службу в молодой чилийский флот, возглавляемый тогда его земляком лордом Кокрэйн (Cochrane), в 1824 году. В Чили он получил испанизированное имя Хуан Гильермос (Juan Guillermos) и приобрел большой опыт плавания у берегов Перу и Чили. В 1826 году принимал участие в сражениях с испанцами за острова Чилоэ, а в 1838 году в войне с Конфедерацией Перу-Боливия. Морская карьера развивалась весьма успешно - в 1839 году ему доверена должность капитана порта Анкуд и морского губернатора Чилоэ, а в начале 40-х годов присвоено звание капитана 2 ранга (capit;n de fragata).
       В 1839 году, после окончания войны с Конфедерацией Перу-Боливия, чилийский военно-морской флот практически прекратил существование - в его составе оставалось всего три корабля, из них только два - мореходные. Ввиду этого, для экспедиции было решено построить в Анкуде новое судно.
       Первоначально планировалось заказать два судна разных размеров, но в связи с нехваткой материальных ресурсов и времени решили ограничиться постройкой одного. В начале ноября 1842 года капитан Juan Guillermos представил интенданту Domingo Espi;eira Riesco проект судна и перечень необходимых материалов, который и был утвержден без особых изменений. Части будущего судна, которые невожно было изготовить на острове, предполагалось заказать в Вальпараисо. Строительство началось в начале де-кабря 1842 года в Анкуде, расположенном на севере Чилоэ, а в конце того же месяца из Вальпараисо прибыла бригантина “Intr;pido” с материалами и оборудованием.
        Для постройки набора и обшивки использовалась древесина местных пород: дуб - для киля, штевней, пиллерсов и шпангоутов; лавр и лиственница - для бимсов, переборок и дверей; маньо (ma;;o - эндемическая порода деревьев, достигающих двух десятков метров высоты и метрового диаметра) - для рангоута. Подводная часть обшивалась медными листами толщиной 1-2 миллиметра. Деревянная обшивка промазывалась льняным маслом, надводная часть окрашивалась в белый цвет, подводная - в зеленый. Грузоподъемность и вместимость судна определялась привычным для чилотских корабелов методом - количеством размещенных ... мешков с картошкой.
         В начале 1843 года к будущей экспедиции присоединились Jorge Mab;n (в качестве лоцмана) и прусский ученый-натуралист Bernhardt Eunom Philippi Krumwiede (1811-1852). Разносторонний ученый, получивший образование в области естествознания, технических наук и навигации, Бернард Филиппи сыграл важную роль в истории Чили, где он проживал с 1838 года. Наибольшее значение имела организованная им колонизация немецкими переселенцами Озерного региона (Region de los Lagos) Чили, где следы немецкого влияния видны до сих пор. В 1852 году был назначен губернатором недавно присоединенной к Чили провинции Magallanes. В этом же году был убит местными индейцами.
      В конце марта 1843 года строительство корпуса шхуны было закончено, она стала крупнейшим судном, построенным на Чилоэ и первым военным кораблем чилийской постройки. В спуске судна на воду участвовало чуть ли не все население Анкуда и одна упряжка быков. Первоначально намеревались назвать его “Presidente Bulnes”, но чилийский президент не дал на это согласия и шхуну нарекли именем  “Ancud”. Строительство судна и другие расходы на экспедицию обошлось казне почти в 1458 песо.
       На протяжении последующих двух месяцев продолжалась достройка шхуны, комплектовались экипаж и необходимое для экспедиции снабжение.
        “Ancud” представлял собой гладкопалубную двухмачтовую гафельную шхуну водоизмещением 27 т, длиной 15,84 м, шириной 3,80 м и высотой борта 2,78 м. Корпус «Анкуда» делился переборками на четыре отсека:  в носовом отсеке находился кубрик, служивший также цепным ящиком, парусной и тросовой кладовой; далее в корму располагалась провизионная кладовая; затем трюм, где хранилось различное снабжение, вооружение и боеприпасы, а на свободном пространстве ютились солдаты; в корме под полуютом с двумя световыми люками располагалась каюта офицеров. Перегородкой от этой каюты отделялся крошечный камбуз, к которому примыкала небольшая кают-кампания со столом и двумя скамейками.
       На шхуне имелось две шлюпки, которые в основном использовались для буксировки судна при неблагоприятных ветрах или безветрии и при маневрировании в узкостях и портах.
       Навигационное оборудование ограничивалось компасом, термометром и барометром. В ходе подготовки экспедиции, в начале 1843 года по заданию Морского министерства были отпечатаны морские карты прибрежного участка от Чилоэ до Магелланова пролива, созданные британскими экспедициями на корабле «Бигль» под командованием Фицроя, в одной из которых (1831-1836 гг.) принимал участие известный ученый-натуралист Чарльз Дарвин.
       Шхуну снабдили продовольствием и различным снабжением, необходимым для для рейса и обустройства форта на берегу Магелланова пролива. В носовой части установили орудие (кулеврину), еще одна (по другим данным - три) бронзовая пушка, предна-значенная для будущего форта, хранилась в трюме. На борт погрузили 3 кинталя (1 кинталь равен 46 кг) пороха, 200 четырехфунтовых ядер и 106 зарядов картечи для пушек, 6 карабинов и 50 фунтов свинцовых пуль для них, различное холодное оружие и другое военное снаряжение.
       На борт приняли продовольствие, расчитанное на питание 21 человека в течение 7 месяцев. Провизия состояла в основном из сухарей, солонины, фасоли, муки и жира. Не забыли также о роме, агуардиенте (местная водка) и трех сортах вин. Запас медикаментов ограничивался изрядным запасом слабительных средств - «английской солью» и “palma-cristi” (микстура на местных натуральных инградиентах). Меню предполагалось разно-образить путем рыбалки, для чего экипаж снабдили рыболовными снастями.
       Для разведения живности в будущем поселении на берегу далекого южного пролива на борт погрузили пару коз, две свиньи, трех собак и несколько кур.
       Особое внимание было уделено комплектованию экипажа и гарнизона будущего форта. Матросов отбирал лично Хуан Гильермос. Это были шестеро чилотов, не только опытные моряки, но и хорошие плотники-корабелы. Должность матроса занимал и шестнадцатилетний сын командира Горацио Луис Вильямс. Будущий гарнизон форта состоял из военнослужащих морской артиллерии (Artilleros de marina) - лейтенанта, сержанта, cabo (ефрейтора) и пяти солдат. Со своими мужьями-артиллеристами путешествовали и две женщины, на которых возложили обязанности поварих и прачек.

      Вот как выглядела судовая роль шхуны «Анкуд» перед началом экспедиции [2]:

Revistas de los oficiales y tripulaci;n de la gente de la Goleta de Guerra Anc;d

Командир ..............................................Капитан де фрагата    Juan Guillermos
Лоцман 2-го класса (Piloto 2°) ..................................................Jorge Mab;n
Плотник Aro
Didimus
Santana
                Remigio Gonzales
                Francisco Hern;ndez
                Geronimo Ruiz
                Jose Victor
                Jose Maria Y;nez
                Horacio Luis Williams

Военнослужащие

Лейтенант артиллерии (Teniente de artilleria) ............................Manuel Gonzales
Сержант (Sargento 2°) Pizarro
Jose Hidalgo
Солдаты Cipriano Jara
                Valentin Vidal
                Pascual Riquelme
                Manuel Villegas
                Lorenzo Soto
Женщины

                Venancia Elgueta
                Ygnacia Leiva y Hidalgo

Bernardo Filippi, натуралист, доброволец

Анкуд, 15 мая 1843 г.
Juan Guillermos

        19 мая интендант Эспиньейра вручил Хуану Гильермосу инструкции для экспедиции «Анкуда». Их суть заключалась в следующем:
1. В задачи плавания входит проведение гидрографических работ во время прохода проливов, сбор информации в интересах мореплавания и создания компании паровых судов для буксировки парусников в проливе Магеллана.
2. Гидрографические и географические исследования Магелланова пролива с целью постройки форта для защиты от нападений аборигенов.
3. Инструкции по строительству форта и его обороне средствами, доставленными на борту «Анкуда» и артиллерийским подразделением. Форт должен быть назван в честь Президента Республики «Фуэрте Бульнес» с исполнением соответствующих формальностней о присоединении прилегающей территории к Чили.
4. Проект форта должен разработать на месте прусский доброволец Бернардо Филлипи.
5. Обязанности поддержания порядка и дисциплины среди участников экспедиции возлагались на Гильермоса.
6. Инструкции по организации питания членов экспедиции и учета запасов продовольствия.
7. Инструкции для гарнизона форта, включая наставления по охоте и рыболовству и поддержанию дружественных отношений с местными аборигенами.
8. Инструкции по ведению судового журнала «Анкуда».
9. Указания, касающиеся даты возвращения судна в Анкуд, персонала, остающегося в форте и возвращающегося на Чилоэ и инструкции для губернатора форта лейтенанта Мануэля Гонсалеса.
10. Инструкции на случай задержки с возвращением, а также на случай экстренной эвакуации всего персонала и вооружения форта.
11. Инструкции на случай, если какие-либо участки Магелланова пролива окажутся занятыми иностранным государством, включая юридические и географические аргументы, доказывающие права Чили на этот регион.
12. Инструкции на случай попыток иностранного государства занять какие-либо пункты пролива после его присоединения к Чили, в том числе в случае применения силы этим государством.


       Ночью 21 мая некоторые моряки «Анкуда» утверждали, что слышали звон проснувшегося подводного колокола залива Анкуд*. А утром 22-го в Анкуде, несмотря на силь-ный дождь, царило необычное оживление. У крошечного мола, где стоял «Анкуд», собра-лись буквально все местные жители, местный оркестр наигрывал марши и чилотские мелодии, звонили колокола местного собора, звучали возгласы “Viva Chile! Viva la goleta Ancud!” (Да здравствует Чили! Да здравствует шхуна «Анкуд»!). Шхуна отправлялась в свое историческое плавание.
       В первый день плавания из-за отсутствия благоприятного ветра шхуна буксировалась одной из ее шлюпок. У капитана встретившейся по пути чилийской бригантины Гильермосу за три унции золота удалось приобрести шлюпку для замены одной из своих, находившейся в очень плохом состоянии. В проливе Чакао ветер сменился, на шхуне поста-вили паруса и легли курсом на залив Анкуд (Golfo de Ancud), следуя вдоль восточного берега острова Чилоэ, изобиливающим островами и изрезанного заливами.
      26 мая в одной из деревушек на берегу пролива Далькауе  (Dalcahue) к экипажу шхуны присоединился  англичанин Карлос Миллер Нортон (Carlos Miller Norton), шкипер местного баркаса, лоцман, охотник за тюленями и нутриями и большой знаток местных вод. Командир «Анкуда» нанял его в качестве “marinero primero” (матроса первого класса) с месячной оплатой в 10 чилийских песо. Нортон оказался весьма полезным для экспедиции и впоследствие написал мемуары о своей службе на шхуне.
       Из-за безветрия и маневрирования в проливах между островами, шхуну часто приходилось буксировать, при этом шлюпки менялись каждые четыре часа для отдыха гребцов. На одном из островов удалось пополнить запасы продовольствия и запастись лесомате-риалами на случай ремонта судна.
       Наступала зима южного полушария, световые дни становились все короче, шторма все яростнее, холодало. Нам трудно представить, насколько тяжелыми были условия жизни на борту «Анкуда», этого Ноева ковчега в миниатюре: в тесных, сырых, неотапливае-мых отсеках, заполненных запасами провизии, судового инвентаря, оружия и боеприпа-сов, домашними животными и птицей, едва хватало места для 23 человек. Добавьте к этому почти постоянную качку, перекатывающиеся через палубу волны, плескавщуюся на дне трюма воду, парусные авралы и тяжелый труд гребцов шлюпок при буксировке шхуны. И все это на протяжении семи месяцев!
       1 июня судно вышло в пролив Мораледа (Moraleda) между островом Чилоэ и островами Гуайтекас архипелага Чонос (Archipelago de los Chonos), где Тихий океан показал свой суровый нрав. В этот же день была потеряна одна из шлюпок, следовавшая на буксире за шхуной. Гильермос принял решение укрыться между островами Гуайтекас, а на следующий день, когда погода улучшилась, приступили к поискам исчезнувшей шлюпки.
       Четырехдневные поиски под руководством Миллера оказались тщетными и 6-го июня «Анкуд» продолжил свой рейс на юг. Утром следующего дня шхуна стала на якорь на рейде Пуэрто-Американо. Экипаж занялся сбором съедобных моллюсков, которыми изобиловало побережье, заготовкой дров, пресной воды. Женщины занялись стиркой, для чего использовали пемзу, покрывавшую  местный пляж. Гильермос решил также исполь-зовать древесину росших на берегу кипарисов для постройки шлюпки, взамен утерянной. Поиск и рубка подходящих деревьев продолжалась с 12 июня до 5 июля.
       Интересно отметить, что заготовляемые по пути рыба, моллюски, водоросли и другие морепродукты составляли значительную, если не основную, часть рациона на борту «Анкуда». Горячая пища готовилась только раз в день, на завтрак, который подавался в 11 часов.
       Во второй половине июня - начале июля моряки «Анкуда» совершали плавания в окрестностях Пуэрто-Американо, изучая местные воды. Гильермосу удалось также договориться с капитаном стоявшего по-соседству американского судна “Enterprise”, промышлявшего тюленей, о копировке карт прибрежных проливов Южной Патагонии и Магелланова пролива, которыми располагали американцы. Выполнение этой кропотливой работы было доверено натуралисту Б. Филиппи, который с честью с ней справился.
      И как говорится, «долг платежом красен». Ночью 20 июня экипаж «Анкуда» пришел на помощь американскому судну, стоявшему на якоре в сотне метров от них, на котором вспыхнул пожар. Пламя полыхало рядом с кладовой, где хранилось 10 кинталей (около полутонны) пороха. Благодаря быстрым и решительным действиям моряков пожар был потушен.
      5 июля продолжил «Анкуд» продолжил свое плавание на Юг, неизведанный путь пролегал по извилистым каналам между десятками островов архипелага Чонос. Неоценимую помощь на этом этапе перехода оказал местный охотник за тюленями Хуан Ятес (Juan Yates), добровольно вызвавшийся исполнять обязанности лоцмана.
       Вдоль изрезанного фиордами тихоокеанского побережья Патагонии от Чилоэ до мыса Горн протянулась цепь из сотен островов и островков. Но южнее архипелага Чонос ее разрезает выдающийся в океан полуостров Таитао (peninsula de Taitao или Tres Montes). Чтобы обогнуть его, «Анкуду» пришлось покинуть относительно спокойные шхерные воды и выйти в открытый океан.
       6 июля шхуна вошла в пролив Эрразуриз (Err;zuriz) между островами Луз (Luz) и Умос (Humos) и утром следующего дня вышла в океан, где попала в сильный шторм и была вынуждена искать укрытие в шхерах. К ночи ветер стих и «Анкуд» продолжил свой путь на буксире шлюпки.
       Утром 8 июля на берегу заметили лежбище тюленей и на охоту отправились Б. Филлипи с двумя матросами. Через несколько часов их шлюпка вернулась с богатой добычей, что стало существенной прибавкой к рациону экипажа.
      Тем временем зима набирала силу, все чаще штормило, что сильно замедлило продвижение экспедиции на юг, так как большую часть времени шхуне приходилось отстаиваться на защищенных от ветра и волны якорных стоянках.
     Монотонность судовой жизни была нарушена 22 июля неординарным событием - родила судовая коза, роддомом послужила офицерская каюта.
     Утром 28 июля у берегов полуострова экипажу пришлось выдержать серьезное испытание. Океан разгулялся не на шутку, увеличилось поступление воды в трюм. Осушительный насос с течью не справлялся, в ход пошли ведра, но и это не дало должного эффекта. Уровень воды продолжал повышаться. Вскоре мощным ударом волны сломало металлический штырь руля и судно практически потеряло управление.
      «Анкуд» с трудом дошел до защищенной от стихии бухты Клифф, где моряки занялись осмотром повреждений. Выводы были неутешительными: большая часть продуктов, хранившихся в трюме, была испорчена забортной водой и не годилась к употреблению, требовался ремонт рулевого устройства с заменой металлических деталей и устранение течи корпуса шхуны. Одна из досок бортовой общивки лопнула от удара волн, при этом образовалась трещина длиной 12 футов и шириной до трех дюймов, через которую при крене на левый борт в трюм поступала вода.
      Исходя из этого, Гильермос принял решение возвращаться в Пуэрто-Американо в архипелаге Чонос, а оттуда на шлюпке отправиться за помощью на Чилоэ. 2 августа шхуна стала на якорь в бухте Пуэрто-Американо. Высаженные на берег артиллеристы приступили  к строительству навеса для защиты выгруженных для ревизии и сушки продуктов, а экипаж занялся демонтажом поврежденного руля.
       3 августа шлюпка с Филлипи, Миллером, пятью матросами и запасом продовольствия на 12 дней на борту отправилась в дальнее и нелегкое плавание протяженностью около 160 миль. Через пять суток шлюпка достигла населенного пункта Далькауэ на острове Чилоэ, откуда Филлипи на лошади продолжил путь до Сан-Карлоса-де-Анкуд. Расстояние от Далькауэ до Анкуда составляло около 80 километров, но в те времена такое путешествие было весьма непростым предприятием.
      Вот как описывает этот путь побывавший здесь в 1835 году Чарльз Дарвин [4]:
      «Любопытна сама дорога: она во всю свою длину, за исключением очень немногих мест, состоит из больших деревянных брусьев, которые либо бывают широки и тогда уложены вдоль, либо узки и расположены поперек. Летом дорога не слишком скверная,но зимой, когда дерево становится скользким от дождей, ездить по ней чрезвычайно трудно. В это время года почва по обеим сторонам дороги превращается в трясину, а часто совсем заливается водою; поэтому продольные брусья приходится прикреплять к земле наклон-ными кольями, вколачиваемыми с обеих сторон. Эти колья грозят опасностью всадникам, потому что вероятность попасть на один из них при падении с лошади довольно велика. Замечательно, однако, какими ловкими стали лошади Чилоэ под действием привычки. Перебираясь через такие места, где брусья разошлись, они перескакивают с одного бруса на другой с проворством и уверенностью чуть ли не собаки.»
      В ожидании возвращения «гонцов» с Чилоэ, члены экспедиции «Анкуда» были заняты ремонтом судна, для чего его вытащили на берег, строительством шлюпки, сушкой подмоченных продуктов и сбором морепродуктов для пополнения своего рациона.
      Филлипи пробыл в Анкуде 9 дней «пробивая» через Эспиньейру необходимое для «Анкуда» снабжение: новый рулевой штырь, продовольствие, парусину и парусные нитки для ремонта парусов, канаты и многое другое из длинного перечня Гильермоса. Для доставки снабжения житель Анкуда Хуан Молина бесплатно предоставил свой баркас (lanch;n).
       26 августа в Пуэрто-Американо прибыла шлюпка с Филлипи и тремя матросами на борту, а через два дня и «lanch;n» с Миллером, чилотским лоцманом Чавесом и двумя матросами с «Анкуда».
      Четвертого сентября от экипажей перевозивших лес местных lanch;n’ов Гильермос узнал, что американцы с бригантины «Энтерпрайс» имеют на борту большие запасы табака, который обменивают у местных жителей на мясо и другие продукты. Гильермос счел это контрабандой и потребовал от американского капитана немедленно покинуть чилийские воды, в противном случае пригрозил отконвоировать “Enterprise” на Чилоэ и передать чилийским властям. Американцы выполнить это требование отказались и поки-нули Пуэрто-Американо только под угрозой оружия.
       9-го сентября, закончив ремонт, погрузку снабжения и дождавшись попутного ветра, «Анкуд» покинул Пуэрто-Американо и продолжил свой путь к проливу Магеллана. На следующий день шхуна, пройдя проливы архипелага Чонос, вышла в океан, а 11 сентября достигла залива Пенас (Golfo de Penas).
      На рассвете следующего дня «Анкуд» вошел в пролив Мессиер (Messier) между островом Хуан Стувен (Juan Stuven) и полуостровом Свит (Sweet). Далее путь экспедиции пролегал в неизведанных шхерах архипелагов Южной Патагонии.
       Автору посчастливилось побывать в этих суровых и потрясающе красивых краях. Покрытые лесами и снегами гористые берега, круто обрывающиеся к морю, сползающие со склонов Анд языки ледников, льдины и айсберги, плавающие в водах проливов и фиордов, низвергающиеся с гор водопады. Все это дополняется дождем (и снегом зимой), сильными ветрами и довольно низкой для этих широт температурой. Все эти факторы сильно осложняют плавание в здешних водах.
      13 сентября впервые встретились местные аборигены - индейцы племени кавешкар, каноэ которых сопровождали «Анкуд» на протяжении нескольких миль. Дул сильный благоприятный ветер, но в узких проливах волнение практически отсутвовало, поэтому судно уверенно продвигалось на юг со скоростью до 5-8 узлов.
      В два часа пополудни 17 сентября с левого борта показался мыс Тамар - шхуна входила в долгожданный пролив Магеллана. Ветер сменился с благоприятствующего NW (северо-западного) на господствующий в проливе сильный SW (юго-западный) при интенсивном волнении с NW.
      На следующий день, 18 сентября, участники экспедиции торжественно отметили День независимости Чили, в который чилийский флаг впервые развевался над водами далекого южного пролива. Прогремел салют - 21 выстрел из корабельного орудия под многократные “;Viva!” экипажа. Прозвучали тосты в честь президента, министров Республики и Интенданта Чилоэ.
       Дальнейшее плавание протекало в сложных погодных условиях - ветер и волнение часто меняли силу и направление, шхуне приходилось то лавировать при встречном ветре, то полностью убирать паруса или искать убежище.
       21 сентября «Анкуд» стал на якорь в бухте Сан Хуан (названа так Хуаном Гильермосом, ранее носила название Puerto Famine - Порт Голода) неподалеку от поросшего густым лесом мыса Санта Ана, расположенного на восточном побережье полуострова Брансвик (Brunswick). Сильные ветра, скоростью до 120 км/час, дуют здесь практически постоянно, набирая силу в  зимне-весенний период.
       Заметив на берегу высокий деревянный столб, Гильермос приказал спустить шлюпку и отправился на берег с группой членов экспедиции. У подножья столба обнаружили запечатанный сургучом глиняный горшок, в котором находился документ, сообщающий о том, что тремя годами ранее через пролив прошли два первых в этих краях парохода - британские “Chile” и “Peru” и три английские серебряные монеты. Гильермос приказал заменить британские монеты чилийскими.
      В тот же день состоялась торжественная церемония вступления Чили во владение Магеллановым проливом и прилегающими территориями. За исключением двух вахтенных матросов, оставшихся на борту «Анкуда», на берег  на шлюпке перевезли остальных участников экспедиции и одну из пушек. У подножья импровизированного флагштока с развевающимся на ветру чилийским флагом моряки, артиллеристы и женщины выстроились лицом к водам пролива и с воодушевлением запели национальный гимн.
      Затем Хуан Гильермос зачитал Акт о переходе Магелланова пролива и прилегающих территорий во владение Чили:

      «Боже, храни Отчизну - да здравствует Чили!
Следуя приказам Правительства, двадцать первого сентября тысяча восемьсот сорок третьего года, гражданин, капитан де фрагата Национального военно-морского флота, дон Хуан Гильермос в присутствии лейтенанта артиллерии дона Мануэля Гонсалеса Идальго, лоцмана 2-го класса Национального флота дона Хорхе Мабона, прусского натуралиста добровольца дона Бернардо Еунома Филиппи и секретаря - сержанта артиллерии дона Еусебио Писарро, с исполнением всех необходимых формальностей принимает во владение  именем Чилийской республики пролив Магеллана и прилежащую территорию в соответствие со статьей первой Политической Конституции**, в ознаменование чего поднят национальный флаг Республики и произведен 21 орудийный выстрел.
      Именем Чилийской республики протестую против попыток любой державы захватить какую-либо часть данной территории. Настоящий Акт подписан мною двадцать первого сентября тысяча восемьсот сорок третьего года в третий год президентства Его превосходительства сеньора генерала Мануэля Бульнес.»

Далее следовали подписи начальника экспедиции и командира «Анкуда» Хуана Гильермоса и остальных участников данной экспедиции.

       На следующий день, 22 сентября, неподалеку от «Анкуда»  встал на якорь французский паровой фрегат «Фаэтон» (“Phaethon”), следовавший на Маркизские острова с заходом для бункеровки углем в чилийский порт Талькауано. 23 сентября в этой же бухте появилась и французская зверобойная бригантина “Fleuris”. Экипажи судов обменялись визитами и оказали друг другу всяческую помощь (французы с «Фаэтона» даже питались на борту «Анкуда» во время ремонта их камбуза).
        Однако, между французами и чилийцами вскоре возник конфликт. 25 сентября, высадившаяся на берег для сбора дров группа французских моряков подняла на импровизиро-ванном флагштоке французский флаг, что было расценено командиром «Анкуда» как по-сягательство на чилийский суверенитет.
      В ответ Гильермос приказал выставить у флагштока с чилийским флагом вооруженный караул и установить на береговой возвышенности деревянный щит с надписями “Rep;blica de Chile” со стороны моря и “Viva Chile” со стороны суши. Командиру фрегата была направлен нота протеста.
      27 сентября на уходящей на Чилоэ для пополнения провизии и отдыха экипажа зверобойной бригантине “Fleuris” Хуан Гильермос отправил донесение министру внутренних дел о переходе Магелланова пролива под юрисдикцию Чили. В тот же день «Анкуд» покинул бухту Сан Хуан и направился на северо-восток для исследования пролива и поиска подходящего места для строительства форта.
       30 сентября Хуан Гильермос решил наладить контакты с индейцами племени аоникенк, занимавшимися охотой на гуанако в прибрежной пампе. Высадившиеся на берег моряки во главе с Филиппи не только организовали обменную торговлю (табак на мясо гуанако), но и пригласили группу индейцев на борт «Анкуда», где они провели целых 18 часов.
     Дружеские контакты с местными индейцами продолжались еще несколько дней и только утром 4-го сентября шхуна продолжила плавание с целью  поиска удобного места для основания форта, что предусматривало удобную и защищенную якорную стоянку, изобилие пресной воды и леса для строительства.
      В районе нынешнего Пунта-Аренаса экспедиция обнаружила на пляже куски каменного угля, о чем в своем рапорте Хуан Гильермос отметил как о важном источнике топлива для будущего парового судоходства в Проливе. В судовом журнале «Анкуда» отмечено, что уголь прекрасно горел в камбузной печи.
       После 14 дней поиска 12 октября «Анкуд» вновь стал на якорь у мыса Санта Ана. Данный район (53°37'49''S, 70°55'02''W) сочли оптимальным для форта «Бульнес». Уже утром следующего дня на берег высадилась группа артиллеристов и моряков для заготовки леса для строительства укреплений. 21 октября началось строительство фортификационных сооружений.
       Работы велись в сложных погодных условиях  - сильные ветра, дождь, снег, температура воздуха падала до +5°С. 30 октября состоялась торжественная церемония крещения форта в которой кроме участников экспедиции принял участие и капитан американской бригантины “Sapewing”, стоявшей на якоре неподалеку от «Анкуда». Над еще недостроенным фортом был поднят чилийский флаг, о крепостную стену (деревянный частокол) разбили бутылку вина, прогремел 21 орудийный залп из пушек форта, «Анкуда» и “Sapewing”.
       К 10 ноября основные строительные работы были закончены, а на следующий день в форт с борта «Анкуда» перебрался его гарнизон, состоявший из 9 человек, а также две женщины, перевезены запасы продовольствия, вооружение и военное снаряжение. 
       Что представлял из себя Fuerte Bulnes, форпост молодого чилийского государства на юге, на начальном этапе своего существования? В его центре располагалась бревенчатая двухэтажная башня, прямоугольная в плане (4,2 х 5,0 метра), первый этаж которой служил жилым помещением и кухней, а второй, оборудованный четырьмя амбразурами, исполь-зовался для обороны форта. Подземные помещения служили для хранения провианта и боеприпасов. Башню окружали два ряда частокола из толстых бревен высотой два метра, между которыми был вырыт крепостной ров. Через ров был переброшен подъемный мост.
      В 1844-45 годах численность гарнизона возросла, усилилось и его артиллерийское вооружение. Были построены казарма, церковь, склады, хлев для скота и другие соору-жения. Однако, Fuerte Bulnes просуществовал недолго. Суровые климатические условия и малопригодные для земледелия почвы сдерживали развитие поселения. В 1849 году, вскоре после основания Пунта-Аренаса (1848 г.) гарнизон форта был переведен туда, а сам форт сожжен в 1852 году.
       В 1940 году чилийские власти приняли решение о реконструкции Fuerte Bulnes, учитывая его историческую и культурную ценность. Работы по реконструкция форта велись в 1941-1943 годах местными военнослужащими, используя чертежи 1845 года и картины, написанные итальянским художником Alejandro Cicarelli, побывавшего здесь в 1848 году. 11 февраля 1944 года реконструированный Fuerte Bulnes был был торжественно открыт президентом страны Хуаном Антонио Риос (Juan Antonio Rios). В 1968 году форт и весь полуостров Санта Ана были объявлены Национальным историческим монументом.
      12 ноября «Анкуд» снялся с якоря и направился на север с целью продолжения изучения Магелланова пролива, в первую очередь района бухты Sandy Point, где ныне располагается город Пунта Аренас. 15 ноября после короткой стоянки у форта «Бульнес» «Анкуд» с  12 членами экипажа на борту направился в обратный путь на Чилоэ.
      Плавание протекало без особых происшедствий до вечера 29 ноября, когда на подходах к заливу Пенас (Golfo de Penas) была замечена следовавшая к «Анкуду» парусная шлюпка. На ее борту находились моряки с потерпевшей 6 ноября кораблекрушение французской зверобойной бригантины “Fleury”. Ночью шхуна подобрала с одного из близлежащих островов весь экипаж этого судна (19 человек).
      Залив Пенас вновь показал свой суровый нрав. Шхуна получила пробоину в обшивке левого борта, но течь была быстро устранена путем установки пластыря из просмоленного брезента.
      5 декабря 1843 года шхуна «Анкуд» стала к причалу порта Сан-Карлос-де-Анкуд. Трудный поход длиной 7,5 месяцев, вошедший в историю Чили, успешно завершился. В 1846 году, прослужив всего лишь три года в чилийском флоте, шхуна была продана за 503 песо.
    

Примечания

*Подводный колокол Анкуда: согласно чилотской мифологии на дне залива Анкуд находится колокол, который временами начинает звонить по ночам, знаменуя значимые события.

** Статья 1-я Политической Коституции 1833 года гласила:
«Территория Чили простирается от пустыни Атакама до мыса Горн и от горного хребта Анд до Тихого океана, включая архипелаг Чилоэ со всеми прилегающими островами и (острова) Хуан Фернандес» [1]

Библиография

1. Diario de la Goleta “Ancud” al mando del Capit;n de Fragata don Juan Guillermos (1843). Santiago de Chile, 1901
2. Manuel Luis Rodr;guez. Rumbo al Sur. El historico viaje de la Goleta “Ancud”el Estrecho de Magallanes (1843). Hist;ria Patagonica, Punta Arenas, 2004
3. Braun Men;ndez. Fuerte Bulnes. Santiago de Chile, 1997
4. Чарльз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, 1954.