Хрупкий мир лучше войны

Екатерина Ершова-Киреева
Противоречия между различным пониманием мира детьми и взрослыми порождают социальное явление, конфликт поколений. Темпы общественного развития влияют на отношение между поколениями, следовательно, на культуру детства в целом.

 Отношения поколений в аспекте технического и социального развития общества описаны в работе М. Мид «Культура и преемственность, исследование конфликта между поколениями».
   
       Опыт жизни молодым передают  пожилые люди. Основное условие для передачи их опыта – одновременное проживание представителей трех поколений.

 Освоение культуры в традиционном обществе носит подражательный характер. Дети учатся главным образом у своих предков. В работах Тарда показана роль подражательности в культуре детства. Теория подражательности французского социолога Г.Тарда помогает осмыслить сущность культуры и процессов взросления в примитивном или традиционном обществе, где основой  становления культурного человека является подражание.
 
  Пример из реальной жизни. Обычная практика семейной жизни, описанная в литературе: племянники приезжают  в гости к дядям и тетям. Судентка пединститута из Вологды приехала на каникулы к тете в Петербург. Вместе они составили культурную программу на все дни: посещение музеев, праздников, театра, парков, рынков.

 В условиях ускорения технического и социального развития общества формируется другой тип культуры детства, в котором значим  опыт современного бытия. Моделью поведения для  членов общества становится поведение их современников.
 
Хотя, по мнению М. Мид, старшие по возрасту выступают в роли негласных руководителей. Смысл их руководства в том, что они определяют, стиль поведения молодых людей, которое отличаться от поведения их родителей и дедов. 

 Каждый индивидуум, которому удается выразить новый стиль, становится  образцом для подражания других представителей своего поколения.
Появление нового типа культуры детства обусловлено кризисом этнической системы.

Этот кризис может возникнуть в результате:
- катастрофы, уничтожившей часть населения;
- развития новых форм техники, неизвестных предыдущему поколению;
-переселения в новую страну, где старшие всегда будут считаться пришельцами и чужаками;
- завоевания, когда коренное население вынуждено усваивать нравы и обычаи завоевателей;
- обращения в новую веру, когда новообращенные взрослые пытаются воспитать своих детей в духе новых идеалов;
- революции, принуждающие  молодежь принимать новый образ  жизни, отказываться от  национальных традиций. 

Таким образом,  возникает ориентация на равных по возрасту и опыту современников. Отсюда – растущее влияние юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры.
   
В современном мире темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт оказывается явно недостаточным, тормозит процесс приспособления к новым обстоятельствам. Появляется культура детства, ориентированная на будущее.  Возможна ситуация, когда не только молодежь учится у старших, но и старшие учатся у молодежи. Отношения между старшими и младшими в обществе не определены жестко раз и навсегда.

Можно выделить основные типы отношений: преемственность, противоречия, взаимодействие. Очевидно, фактор противоречий поколений  имеет место в любом типе общества.

Описание войн и взаимодействия  поколений дано в специальной и художественной в литературе. Наиболее рационально и приемлемо для общества отношение взаимодействия, обмен социальным опытом между младшими и старшими, педагогика сотрудничества на основе теоретических исследований и практического опыта  воспитания и обучения русской школы.

 Екатерина  Ершова-Киреева
Санкт-Петербург
Апрель 2019