Симфония Властей

Скобелев
В преамбуле 6-й новеллы святого императора Юстиниана сформулирован сам принцип симфонии: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни… И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие (по-гречески – симфониа, на латинском языке – consonantia.

«Симфония Властей» в преданьях наших предков
Наш освещает путь к победе, как свеча.
Нам истинную власть христьянства открывает
Исторья сквозь века в слиянье двух начал.

Небесное с людским переплелось любовно,
Там русские сердца обожились Творцом,
Там Церковь, как душа, а тело Государство
По образу Христа, спасали свой народ.

Кресты в трудах несли мiряни и монахи,
Общинною семьей путь подвига избрав
С врагом на смерть борясь, друг-другу помогая
Подняться павши ниц с молитвой на устах.

Монастырей звонниц - златыми куполами
Святой Руси земля засеянной была,
В ней звон колоколов, как хор многоголосый
Пел песнь любви слОвян работников Христа.

Свой быт храня в веках, завистникам неясный,
Незнающих Христа, тьмы внешней верных слуг,
Так бережно берег его люд православный
Отступникам главы своей не приклонив.

Там муж святой и Царь с народом заодно,
Служенья ближним стойко подвиг исполняли,
Их Дух Святой скреплял и цель была у них,
Чтоб в Церкви во Христе борясь с грехом ожить.

Общинно на земле народ честной в трудах,
Христьянский крестный хлеб, полив кровавым потом,
Был воином Христа святыни отстояв
Он Богом был богат и лишь к Нему стремился!

Предание гласит: «Коль скоро враг придет
Имение твое и жизнь забрать – отдай,
Но если он лукаво иль с мечем захочет,
Чтоб веру мать свою, с землей отдал - восстань!

P.S.

Восстановление Россiи, отнюдь не означает всеобщей внешней клерикализации народной жизни, но духовное оздоровление самого Народного организма, начало нового, духовно осмысленного его существования – не по «диктатуре закона», но по «диктатуре христианской совести», не по внешнему закону (напомним здесь почти 1000 лет назад сказанные слова Киевского Митрополита Илариона), но по Благодати!

- Возможна ли симфония властей в современной России (Совдепия черный двойник Россiи)?

- Как свидетельствуют факты, сегодня государство и общество совершенно не воцерковлены. Те восемьдесят процентов верующих, которыми мы так любим пугать весь мир, не более чем наше благое пожелание. В действительности, количество воцерковленных христиан сегодня составляет не более 2-3%. Все остальное - это обрядовость или легкая дань традиции отцов. Мы святим куличи на Пасху, потому что так делала наша бабушка, крестим детей, потому что так принято, венчаемся, потому что это красиво – вот и все, на что способен современный среднестатистический христианин. Это значит, что говорить о симфонии властей абсолютно невозможно. В настоящее время Церковь - это лишь незначительная часть российского общества.

- Что мешает найти эту симфонию?

- Главная причина – отсутствие системной, организованной работы в этом направлении.

- То есть плохо работают миссионеры?

- У нас их почти нет. Давайте попробуем перечислить: Святейший Патриарх – великий миссионер, отдельные архиереи, правящие в провинциях, отец Димитрий Смирнов, ну может еще несколько батюшек, которые выступают на телевидении – вот и весь короткий список.
Общее ощущение от наших епархиальных СМИ – отсталость и замшелость. Плохо оборудованные студии, в которых обсуждают какие-то расхожие ценности. Ведь миссионерство - это не только ходить и говорить: «Все в Церковь», это духовное просвещение народа. Оно предполагает, что, в первую очередь, людям будут рассказывать об историческом пути Церкви, которая существует уже две тысячи лет. Полторы тысячи из них она прожила в симф-онии. Так было в России, Византии и на Западе. Да, это были разные вариации, но тем не менее. Сейчас мы просто выбрасываем эти полторы тысячи лет и приучаем рядового обывателя к мысли о том, что государство – это плохо, законы не справедливы, а власть - это всегда гонения на Церковь.
Приведу в пример Запад. Там есть много византийских центров, которые выпускают просветительскую литературу в большом количестве. У нас этого нет. Сегодня на полках магазинов очень мало серьезной современной лит-ературы об истории Церкви. Зато там много брошюрок о том, как надо креститься. Да, такая литература тоже нужна, но пропорции должны быть другими.

- Какова сегодня роль Церкви в управлении государством?

- Никакая. К Церкви сегодня никто не прислушивается. Вот вам живой пример. Некоторое время назад самарская дума вышла с инициативой внести изменения в федеральный закон и запретить государственное финансирование абортов. Святейший эту идею поддержал, а парламентарии нет. Это яркий пример того, как «воцерковлена» наша элита и того, как прислушиваются к голосу Церкви.

Отвечал на воросы известный историк-византолог, доктор юридических наук, заслуженный юрист России Алексей Михайлович Величко.