Любите ли вы театр...

Татьяна Овчинникова 4
О СПЕКТАКЛЯХ САРАТОВСКОГО ТЕАТРА "БАЛАГАНЧИК" ПО РАССКАЗАМ В. ШУКШИНА

ДВА РАССКАЗА (1)

Спектакль посмотрела два дня назад, но до сих пор нахожусь под впечатлением от режиссерского прочтения рассказов Василия Шукшина, от игры артистов и от особой – доверительной, тёплой – атмосферы маленького, но уютного зала. Признаюсь, что эти рассказы читала давно и… благополучно забыла об их существовании. И вдруг… в памяти всплыли сюжеты, герои - простые люди с обычными переживаниями, заботами – «чудики», без которых наша жизнь стала бы скучной. Эти герои, Иван Петин и больной, пострадавший от вахтёрши, в исполнении Юрия Лапшина пытались убедить нас: чудеса делаются просто. Улыбнись, пойди навстречу, сделай доброе дело, порадуй, прости… - и увидишь, как изменится мир. Василий Шукшин писал, ничего не выдумывая, - Юрий Лапшин сыграл, ничего не выдумывая. Он выплеснул в зал столько желания любить, быть любимым, понятым, нравственно чистым, что захотелось… покопаться в себе и… обязательно перечитать рассказы. Ему удалось устранить дистанцию между залом и своими героями. Способность артиста заинтересовать зрителя, сделать его участником событий, заставить сопереживать – это и есть актёрское мастерство.
Не могу не сказать о яркой работе Ирины Коротковой (вахтёрша). Слов у неё было немного, но движения, глаза, руки и… даже ступни ног были такими выразительными, что и слова не требовались.
Даже каждая вещь на сцене играет наравне с артистами: будь то зеркало или портрет на стене, вездесущее кресло вахтёрши или топор, экран с всплывающим рассказом, напичканным ошибками, или рога…
Спектакль продуман до мелочей, за что огромное спасибо режиссёру Елене Смирновой.
С удовольствием посмотрю продолжение.

***************

ДВА РАССКАЗА (2)

Добро и зло… Они всегда рядом. Они внутри нас и вокруг нас. Добро и зло рядом и в этом спектакле, который держит в напряжении от начала до конца. Интересная задумка режиссёра Юрия Лапшина (он же исполнитель роли Никитича) «рассказ в рассказе» объединяет героев Кольку и Спирьку. И не только тем, что оба сидели в тюрьме – каждый из них вошёл в ту пору, когда хочется вдыхать жизнь полной грудью, но… не получается. Кольке мешает осуществить мечту «об огнях большого города» пребывание в лагере – и он решается на побег. Спирьке, мечтающем о любви, которой он не знал (сирота казанская!), мешает муж молодой учительницы Ирины Ивановны (артисты Александр Кравцов и Дарья Захарова) – и он пытается понравиться женщине, ухаживает за ней, чего раньше никогда не делал. На пути к своей мечте Колька готов даже на убийство – и он убивает своего спасителя Никитича (так, на всякий случай). Спирька же, теряя свою мечту, отказывается от собственной жизни (зачем всё, если нет возможности любить). Он прощается с жизнью не потому что потерпел поражение от другого мужчины, унижен им, как ему кажется – потому что женщина, которая ему нужна, не поняла, не приняла, не полюбила. Наверное, и сибирские жарки выбросила, а ведь он ещё никогда никому не дарил цветов. Внутри у Спирьки пожар, он пытается этот пожар скрыть, "затушить" – и становится скованным, не похожим на себя, не нравится самому себе.
Колька и Спирька не случайно сыграны (причём, удачно сыграны!) одним артистом Александром Котелковым: оба героя идут к своей мечте не тем путём – и оба погибают. Зло внутри них оказывается сильнее. Финал спектакля потрясает – вопрос «зачем?» остаётся без ответа.
Отлично сыграны эпизодические роли артистами Ириной Коротковой, Ольгой Лапшиной, Еленой Смирновой, Михаилом Юдиным, Игорем Гладыревым. Да и эпизодические ли они, если запоминаются?!
Очень ярким получился Никитич в исполнении Юрия Лапшина. Для него всё важно: речь, мимика, жесты, походка… - ничего лишнего, всё играет на раскрытие характера - перед нами предстаёт настоящий сибиряк, крепкий, выносливый и одновременно доверчивый, добрый (пожалел-таки лагерника), совестливый (оступился в молодости – до сих пор совесть гложет).
Браво «Балаганчику»!