Остановка в пути

Александр Матвейчук
Отрывок.

Владимир Петрович уже несколько часов изучал результаты неожиданного, и в основном удачного слияния природы и технического прогресса.
Старинная, брошенная недавно гидроэлектростанция с плотиной перегородившей не широкую речку и невысокие горы, вокруг, заросшие густым смешанным лесом, вполне могли стать местом паломничества туристов со всего света. Время и бесхозяйственность распорядились иначе. Рукотворные элементы первоначальной, еще дореволюционной постройки,  здания из бутового камня и керамического кирпича и металлические конструкции затвора и крана, с множеством больших полукруглых головок заклепок, разрушались и требовали реставрации и ремонта. Более поздние пристройки из досок или листов железа, бетонные нашлепки в теле плотины и стенах зданий, перила из металлического уголка или прутка вместо отсутствующих звеньев чугунного ограждения еще больше обесценивали уникальное место. Беспроигрышно смотрелись лишь картины природы, горы со всех сторон, деревья, покрытые иголками и увядающей листвой окрашенные в различные оттенки зеленого, желтого, золотистого, красного, и бурого цветов, на склонах живописных скал и груды камней среди леса.
Когда вдруг задул ледяной ветер, подхватывающий  и больно бросающий в лицо мельчайшие колючие кусочки льда, посыпавшие со свинцового неба, основная программа, спонтанно придуманная путешественником,  в самом начале  экскурсии, вполне могла считаться выполненной.
Владимир Петрович уже два раза прошелся по дороге на гребне плотины, спускался  к воде верхнего и нижнего бьефа, а затем удалялся по обоим берегам,вверх и вниз по течению  на несколько сотен метров, и поднимался  достаточно высоко на склоны нескольких  ближайших гор в поисках эффектных видов. Захламленное и лишенное каких либо технических устройств помещение машинного зала, в красивом здании посреди основания плотины и еще какие-то мастерские, каморки, и аппаратные в строениях на берегу не остались без внимания любопытного сталкера. Да и видавший виды цифровик известной и признанной модели, запечатлел уже по отдельности и в самых различных сочетаниях окружающие горы, водную поверхность, спокойную вверху реки и бурлящую внизу, архитектуру и не до конца разворованные еще  механизмы, оснастку и оборудование гидротехнического сооружения.
В пасмурную погоду, конечно, совсем не просто фотографировать, но и в отснятом в скудном свете материале, большинство из сотен фотографий, вызовут восторг у будущих зрителей, да и самого фотографа. Владимир Петрович имел художественные способности и прекрасно владел фотоаппаратом.
Конечно, изменись вдруг сейчас погода и выгляни солнце, стоило задержаться здесь еще на некоторое время, чтобы исследовать, козловой кран на высоких металлических опорах-ножках,  с кузовом наверху, напоминающим старый пассажирский вагон. Круговая съемка сверху, предполагала большую порцию захватывающих и интересных видов, а при осмотре окрестностей, вполне могли обнаружиться новые достойные посещения уголки. Однако со стихией не стоило шутить, тем более на аварийном объекте с запрещенным доступом и к тому же вдали от жилья, а значит и без помощи  в непредвиденной ситуации. 
Потому с удовлетворением человека хорошо сделавшего большое дело, не замечая непогоды ВП, быстрым шагом направился к автобусной остановке. Сразу за ограждением при въезде на гребень плотины, из небрежно сколоченных ежей обмотанных ржавой колючей проволокой большой участок, асфальтированной дороги стал импровизированной стоянкой для множества легковых  автомобилей с Челябинскими и Екатеринбургскими номерами. К ним подтягивался народ, выбравший поездку сюда, основным занятием для выходного дня, и машины, шурша шинами, разбрызгивая мокрый снег, покрывший уже все вокруг, пока что не толстой накидкой уезжали прочь. Людям в автомобилях не было дела до одинокого человека, идущего по обочине.
Пешеход, дитя своего времени привыкший к равнодушию нынешнего мира не к кому не напрашивался  в попутчики. В раздолбанной будке остановки у асфальтированного пятачка в небольшом отдалении от плотины он нашел единственный уцелевший угол, куда не задувал ветер, и не попадало ледяное крошево, и посмотрел время. Согласно прибитой к стене неподалеку таблички с расписанием, автобус предстояло ждать еще полтора часа и перспектива проторчать их вот здесь значительно, ухудшила настроение ВП.  Найденная в телефонном интернете карта окрестных мест, не читалась без очков, затерянных в бездонном чреве рюкзака. Перебирать множество предметов среди непогоды и неизвестности не хотелось. Требовалась помощь со стороны и ВП позвонил человеку, который почти гарантированно поможет, даже находясь в сотнях километрах отсюда, а не отмахнется под надуманным предлогом,.
– Добрый день, ВП! – Очень быстро,  прозвучал ответ голосом молодого мужчины, по имени Антон. Антон, никогда не корчил из себя значительную личность, здоровался всегда первый, даже если звонили ему, а к ВП относился с особым уважением. Несколько лет назад парень попал в трудную жизненную ситуацию и по просьбе своей матери проработал в магазине ВП продавцом,  довольно долго.
– Привет, Антон! Как жизнь? Вижу тебя еще, не посадили,  как тебе это удается?
ВП конечно знал, чуть ли не все подробности жизни своего бывшего продавца, после увольнения, в первую очередь от его матери. Она считала своим  долгом рассказывать все о сыне человеку подавшему руку помощи в трудный момент, к тому же мужу своей давней подруги. Да и все посты и видеоролики выставляющиеся Антоном на различных интернет порталах   ВП обязательно читал и просматривал. А первый свой вопрос задал в обычной манере общения, с молодым бунтарем, немного провоцируя  его и заводя.
– Да ну вас, дядь Вова…. Статью мою президент декриминализовал, следователь отстал сразу, а я сбавил обороты, тяжело жить под следствием, все не в радость! Тексты постю теперь вполне пристойные, правда подписчиков и бабла стало меньше, но лучше быть бедным на свободе, чем богатым в зоне….
– Золотые слова! Рад за тебя!
Антон, еще работая в магазине,  стал таскаться на различные протестные акции устраиваемые оппозицией, как законные так и не санкционированные, часто отпрашиваясь для этого с работы. Магазин в его смену  напоминал штаб, постоянно толклась молодежь, приходил и уходил разношерстный люд, в том числе и явно маргинального типа. Дела торговли отодвигались на второй план, а продажи резко снижались. ВП на первых порах пытался убедить парня в бесполезности и даже вредности такой деятельности для дальнейшей жизни любого обычного обывателя как обезличенного, так и конкретно Антона и ругал за  ущерб наносимой ею работе.  В какой-то момент Антон стал ко всему прочему тискать посты на нескольких интернет порталах разоблачающие представителей властных и силовых структур города, области и страны. Многие из них, на удивление даже самого автора, становились популярными, что подстегивало тщеславие и работоспособность Антона. Целыми днями теперь он строчил тексты в ноутбуке, или торчал часами перед камерой, ведя прямые трансляции или производя сьемку. Наилучшего фона с силовиками в шлемах разгоняющих дубинками демонстрантов и производящих задержания, удавалось найти редко, но и витрина, заставленная  яркими матрешками, дымковской керамикой и прочими изделиями народных промыслов многострадальной России, выглядела необычно и ярко, что и требовалось как блогеру, так и его искушенной  аудитории. 
Деликатный владелец магазина,  долго не решался распрощаться со своим нерадивым работником, а когда собрался, наконец, духом, не успел произнести слова, что подбирал в борьбе с собой всю предыдущую ночь.
Антон объявил, едва войдя поутру в магазин, о получении первых денег за публикации в Интернете, значительно превосходящие суммой его месячную зарплату продавца. С завтрашнего дня он полностью сосредотачивается на блогерской деятельности, а сегодня отрабатывает последнюю смену в магазине, во-первых как порядочный человек не привыкший подводить начальство, а во вторых из-за предстоящей  очередной съемки здесь, запланированной давно, с привлечением стороннего оператора и профессионального  оборудования.
Вот так ВП расстался с продавцом, без ссор и взаимных обид, от неосторожных фраз,  и неоднократно, благодарил после этого, неведомые силы управляющие обстоятельствами, в которые попадают люди. Обижать людей было вообще не в правилах ВП, а Антон продолжал оставаться, если и ни другом в полном смысле этого значения, то уж приятелем точно.
– А вы в Питере? – Спросил Антон. – Слышал что-то мельком. Как здоровье брата?
– Брат плох, рак в последней стадии, от лечения отказался, но пока не забирает господь к себе….
– Сочувствую!
– Ладно, Антон, подробности при встрече, помогай.
– По мере сил, излагайте!
– Я сейчас на среднем Урале, возле плотины Ай– Шауме….
– Ого…. Знакомое название…. Вы, в сталкеры подались?  – ВП, не произвольно крякнул, выражая не довольство и Антон, уловил настроение собеседника. – Помню, помню, подробности при встрече, говорите.
ВП мысленно укорил себя, за нетерпимость, к человеку, возможно единственному на всем белом свете искренне дружественно настроенному по отношению к нему, но прежде чем снизошел до пояснений, далекому собеседнику, оторвал телефон от уха и посмотрел проценты зарядки батареи. Циферка 78, вполне его удовлетворила, можно было смело говорить дальше. Перед тем как сойти с поезда, телефон ВП несколько часов заряжался от вагонной электросети.
– Случайно попался в интернете, в «Живой газете» репортаж о брошенной недавно плотине, на Урале, а в расписании остановок поезда, что в вагоне висит, станция указана, что в тексте упоминается, собрал манатки и сошел спонтанно. Специально вряд ли соберусь ехать, а тут вон сорок километров на автобусе и красоты, неописуемые. И с обратной дорогой есть варианты по купленному билету добираться, и дел никаких дома….
– За то вас и уважаю, любопытство и авантюрность – с восхищением сказал Антон, – но самое интересное совпадение, я даже автора поста, похоже, знаю, не помните Ник?
– Странник, по-моему, интересно пишет и фотографии классные….
– Ну, точно, лично знаком, неоднократно пересекались, известный путешественник и сталкер. О ваших отзывах расскажу при случае обязательно. Кстати, – Антон чуть не зашелся от радости, – по-моему, вам крупно повезло….
– Что такое?
– Странник наш, как раз по Уралу мотается сейчас, он любит такое время, когда…. «В багрец и золото, одетые леса….» А еще…. Это именно он брался помочь вам с вашей судебной тяжбой…. Да и сейчас может помочь….
– Антон, не хочу слушать ничего об этом. Я плачу по судебному решению, давным-давно вступившему в законную силу, и пока не выплачу, так, сколько там осталось? Ага, четыре миллиона триста тридцать три тысячи рублей никто не в силах остановить этот процесс, не президент, не генеральный прокурор, не ООН, только моя смерть.
– Ладно, молчу, молчу….  Где вы там конкретно, я карту вот открыл подробную.
– Торчу прямо у въезда с левого берега.
– Да, вижу, небольшая постройка, остановка общественного транспорта, похоже, в чем  ваша проблема?
– Тут не очень весело, непогода, лед с неба падает, ветер насквозь пронзает, автобус не скоро. Посмотри можно ли пешком дойти куда-нибудь перекусить, погреться, ну и уехать до жд станции потом, не совсем в глуши короче, чтобы было.
– Сейчас…, вариант хороший вырисовывается,  если сойдется…. Нее, лучше проверю, боюсь спугнуть, не разъединяйтесь….
В течение очень короткого времени, в трубке ВП скорее угадывался, чем слышался разговор Антона по другому телефону, а затем его радостный голос произнес:
– Ну, вы везунчик, дядь Вова…. Сейчас к вам подрулит чувак на «Гелике», тот самый «Странник», он в двадцати километрах от вас какие-то развалины фоткал, уже спешит к вам. Даю краткую вводную, чтобы не страшно было…. Коренной питерец, известный блогер, разрабатывает тематику брошенных остатков человеческой цивилизации, здания, строения, сооружения. Он вам поможет однозначно. С деньгами, если что, не тратьтесь и не заморачивайтесь, у нас свои, высокие отношения, сочтемся. Вашу жизненную беду он знает подробно, и если начнет расспрашивать, не бычитесь, пожалуйста, вас не убудет, по любому, а польза реальная возможна….
ВП, едва успел буркнуть: – « Ладно!» – И сказать: – «Спасибо!», как впритык к будке подрулил черный автомобиль, из которого выбрался высокий мужчина, укутанный в простейший пленочный дождевик. От него исходила спокойная и уверенная сила, все совершаемые им действия и произнесенные слова обладали таким же эффектом.
– Добрый день! – Сказал он, приблизившись и протягивая руку. – Я от Антона, Павел.
– Владимир! – ВП назвал тоже, лишь свое имя, обмениваясь рукопожатием, и понимая, что мужчина не намного, младше его.
– Пойдемте в машину, противно стало на улице….
Павел взял рюкзак стоящий, под скамейкой, открыл переднюю дверцу, и жестом пригласил ВП внутрь, и подождав когда тот устроится на переднем сиденье, рядом с креслом водителя,  пристроил рюкзак в багажном отсеке, сзади автомобиля.
Прежде чем вернуться на свое место, Павел быстро скинул дождевик, встряхнул несколько раз на вытянутой руке, а оказавшись внутри и закрыв дверцу, тщательно и аккуратно расстелил дождевик на заднем сиденье для сушки, прежде чем ехать.
– Педантом становлюсь с возрастом, – пояснил он, едва машина тронулась с места, – Можно было и не одеваться, можно было и не сушить, а нет. Простываю в момент, опять же с возрастом, и болею очень тяжело. А мокрые вещи сильно нервируют и раздражают….
– Сколько Вам?
– Полтинник в этом году исполнится….
– А мне пятьдесят семь. И педант все это время, сразу, от рождения, и потому прекрасно вас понимаю.
– На пенсии?
– Да, уже два года. В черной металлургии заработал нужный стаж.
– А я и не думаю о пенсии больше, пятнадцать лет теперь до нее, по реформе. Или 13?
– Я тонкости тоже не улавливаю…. Но вы-то крепко в жизни устроились, судя по машине? В Интернете зарабатываете?
– Антон не говорил? Все мои поездки на развалины хобби. Какие-то деньги капают, с сайтов, но самую малость, гораздо больше тратишь на экспедиции…. Можно и интернете зарабатывать, конечно, но тогда это будет жесткая работа, а не хобби…. – Ему хватило вопросительного взгляда ВП, и он продолжил объяснять.– У меня в Питере свой кабинет психологической помощи. Основные доходы оттуда.
– Сглаживаете депрессии, психозы, неврозы? Но это плата личности за индивидуализм! Возможно, ли ее уменьшить? Очень сомневаюсь. Если только самую малость, да и то поверхностно, глубинные причины не устранимы для человека, живущего в современном обществе.
– Ну не совсем так напрямую…. Но в принципе, под ваше определение можно все проблемы современного человека втиснуть: – «Плата личности за индивидуализм!».
– А в чем тогда, простите,  заключается ваша психологическая помощь?
– Я волею случая, и благодаря своему образованию, да и увлечению всякими брошенными и умирающими сооружениями, близко познакомился в свое время с научным руководителем секретного научно-исследовательского института СССР, дышавшего на ладан в начале девяностых годов….

Российская Федерация. Город Омск. 2010 – 2019 гг.