Казацкий летописец ч. 4

Николай Мринский
При активном участии Дмитрия Ивановича в городе был построен первый дом в украинском стиле – Дом Хренникова (ныне – гостиница «Украина»). Он был одним из инициаторов создания дома «Просвіта» в Екатеринославе в 1905 г. и сам был активным её членом. На земле своих чубатых предков Д. Яворницкий долгое время мечтал побывать в старинных церквях и там поискать предметы музейного значения. Пытливый и настойчивый, он выхлопотал в Синоде право (мандат) осматривать храмы Екатеринославской епархии и отбирать там художественно-исторические вещи. Только на протяжении 1906 г. профессор собрал более 600 экспонатов церковной старины, характеризующих кустарные и художественные изделия прошлых веков, преимущественно ХVIII столетия. Наиболее редкостным экспонатом, которым очень дорожил Дмитрий Иванович был львовский «Апостол» 1574 г. издания - первая книга, выпущенная на Украине в свет первопечатником Иваном Фёдоровым. Яворницкий был основателем изучения истории  казачества на Херсонщине, являлся членом многих научных организаций и обществ. В 1906 г. стал членом Московского археологического общества. Академик являлся также членом Полтавской, Екатеринославской, Псковской, Таврийской губернских ученых архивных комиссий, Украинского научного общества в Киеве, Научного общества имени Тараса Шевченко во Львове. Д. Яворницкий горячо интересовался жизнью кубанских казаков, наследников запорожской славы. Он буквально по крохам собирал всё, что имело отношение к Черноморскому казачьему войску (ЧКВ), созданному русским правительством из бывших запорожских казаков.

Первые страницы о казаках-черноморцах сложил бывший наказной Атаман ЧКВ, украинский писатель-этнограф, ближайший побратим Т.Г. Шевченко Яков Герасимович Кухаренко (1800-1862). В конце апреля 1894 г., проездом из Туркестана в Петербург, Яворницкий посетил Екатеринодар (Краснодар), где осмотрел войсковой архив и археологический музей. В том же году он посылает в подарок кубанцам несколько экземпляров первого тома «Истории запорожских казаков». В начале 1901 г. Дмитрий Иванович во второй раз посещает Кубань. Общественность Екатеринодара, деятели культуры и литературы очень заинтересованно и тепло встречали «завзятого запорожца». Дмитрий Яворницкий общался с известным собирателем народных песен Якимом Бигдаем, поэтами Яковом Жарким и Олексой Киреем. Он также читал в зале городской женской гимназии цикл лекций по истории Запорожской Сечи, после чего возникла идея поручить ему написание «Истории Кубанского казачьего войска». Однако, после долгих переговоров, создание труда всё же было поручено Фёдору Щербине. Д.И. Яворницкий переписывался со многими кубанцами, в том числе с Акимом Бигдаем, Григорием Богдановичем, Гавриилом Доброскоком, Степаном Эрастовым, Прокофием Короленко, Вячеславом Потапенко, М. Вороным. Также он поддерживал контакты с Кубанским областным статистическим комитетом, ОЛИКО (Обществом любителей изучения Кубанской области - являлся его почётным членом), кубанской «Просвитой» («Кубанским просветительным товариществом»), Кубанским войсковым этнографическим и естественно-историческим музеем, Екатеринодарской библиотекой им. А.С. Пушкина и т. д.

Тесная связь с историками-кубанцами, другими вышеуказанными деятелями существенным образом помогала ему в розыске материалов о Запорожской Сечи и Кубанском войске. Уже признанный исследователь украинской старины Д.И. Яворницкий знакомился с кубанским археологическим музеем, ему также показывали казачьи регалии, архивы, запорожские знамёна, бунчук, литавру. Всё, что ученый увидел, он использовал затем в своей монографии о казаках запорожцах. Благодаря усилиям директора, в Екатеринославский историко-археологический областной музей прибыла часть картин из Российской академии художеств, поступали подарки от Ильи Репина и других художников, а также частных лиц. Своей романтической влюбленностью в запорожцев Яворницкий толкает не одного художника к воссозданию героических страниц Запорожской Сечи. Так, известный художник-баталист, академик Н.С. Самокиш рисует картину «Бой под Желтыми Водами», которая рассказывает об освободительной войне украинского народа, под предводительством Б. Хмельницкого в 1648 г. Художник также дарит музею и свои эскизы: «Казаки отбивают у татар пленных» и «Бунт на Сечи». Талантливый ученик Репина - художник Николай Струнников, зарисовывает запорожцев на своих полотнах: «Тарас Бульба с сыновьями в походе», «Казак в бою», «Казак навеселе». Созданный руками Дмитрия Ивановича музей был для него не только местом службы, культурным учреждением, где он всем руководил, а стал для него вторым домом или даже можно сказать храмом, в котором учёный священнодействовал.

Ежедневно утром, он приходил туда в чёрном костюме, белой льняной сорочке, вышитой голубыми и коричневыми нитками, с воротником, завязанным голубым шнурочком с кисточками. Летом Д. Яворницкий носил соломенную шляпу и всегда ходил с палкой. Оставив шляпу и палку в своём рабочем кабинете, он шёл через музей во двор. Там у него был свой заветный уголок нетронутой природы, напоминавший клочок степи, того Дикого поля, что таило в себе постоянную опасность татарского набега, которая требовала бдительной охраны дозорами казацких часовых. Постояв у своего «Дикого поля», и поведав ему свои мысли, Яворницкий возвращался в кабинет, украшенный вышитыми рушниками, картинами из быта украинского села, портретами гетманов, кошевых атаманов и выдающихся деятелей украинской культуры. Здесь на столе стоял глиняный кувшинчик, к которому академик относился особенно бережно, потому как в нём хранилась земля, собственноручно взятая им с могилы славного кошевого запорожского атамана И.Д. Сирка в селе Капуливка Никопольского района.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ В СУДЬБЕ ИСТОРИКА

К моменту переезда в Екатеринослав, в 1905 г., Д.И. Яворницкий был уже маститым учёным и среди украинской интеллигенции получил почётное прозвище – «козацький батько». Вынужденный уехать из родных мест, обречённый на скитания и страдания, он мечтал вернуться на землю славных рыцарей–запорожцев: «Если бы меня Господь вынес... куда-нибудь в Запорожье, в хутор, рядом с Днепровскими порогами, то я был бы самым счастливым человеком на свете». Мечта осуществилась, когда коллежский асессор Яворницкий, купил за 300 руб. в Екатеринославе «дворовое пустопорожнее» место для усадьбы. Оно находилось на высокой круче, недалеко от «любимого детища» - краеведческого музея и напоминало Шевченковские строки: «Щоб лани широкополи, и Днипро, и кручи, Було видно, було чути, як реве ревучий». В середине 1905 г. по проекту местного инженера - архитектора Л.А. Бродницкого 50-летний Яворницкий построил первый в жизни собственный дом с мезонином, в котором занимался исторической и научной работой.

Крыльцом небольшой дом выходил на Потёмкинский дворец. По обе стороны от крыльца, вдоль забора, тянулись к солнцу кусты жёлтой акации. Перед окнами кабинета шумел дуб, посаженный учёным, как символ казачества, а слева от крыльца – явор. Большая часть усадьбы была засажена фруктовым садом: росли яблони, сливы, груши, абрикосы, кусты белой и чёрной смородины, рябина. Дмитрий Иванович посадил только те деревья и цветы, которые были воспеты в украинских песнях: калину, руту-мяту, любисток, мальвы и т.д. Вставая каждый день в пять утра, он работал в саду, а вечером гулял в парке, разбитом вокруг Потёмкинского дворца. Там часто играл духовой оркестр. Музыканты знали историка и исполняли его любимые произведения - 5-ю симфонию Чайковского и гопак. Этот народный танец Яворницкий любил и часто танцевал на вечерах, где собирались его многочисленные друзья. А ещё внимание всех привлекала кружевная деревянная веранда, где возле самовара тихими, летними вечерами собирались гости - приятели, знакомые. Варенье к чаю подавали из фруктов собственного сада. В увлекательных, временами горячих дискуссиях часы казались мгновениями. Так было при жизни учёного. Но и сейчас ещё можно увидеть сосну и тополь, посаженые его руками в 30-е гг. С целью воссоздания территории усадьбы, по воспоминаниям домашней работницы К.И. Литвиненко, были посажены розы, пионы, барвинок, сирень, любисток, жасмин, калина и др. К 140-летию со дня рождения Д. Яворницкого в 1995 г., гостями – участниками праздника был посажен фруктовый сад, а к 150-летнему юбилею ученого – два явора и дуб, – деревья, радовавшие некогда душу хозяина.

В тот год, когда Дмитрий Иванович окончательно осел в Екатеринославе, Российскую империю захлестнули события первой революции 1905-1907 гг. Некоторая демократизация устройства страны и либерализация общественной жизни, как никогда остро поставила на повестку дня национальный вопрос. Вот здесь Яворницкий не стоял в стороне. При его непосредственном участии в Екатеринославе, на деньги известного предпринимателя Н.В. Хренникова, стала издаваться первая в истории города украиноязычная газета «Запоріжжє». Дмитрий Иванович стал её редактором. Почти одновременно в городе стали выходить ещё два издания: «Добра справа» и «Селянське слово», в которых Яворницкий тоже печатался. Когда эти издания были закрыты властью, профессор стал редактировать газету – «Русская правда», но она вскоре стала слишком политизированной, поэтому Дмитрий Иванович ушёл из редакции. Он был готов сотрудничать с украинской прессой, если та носила просветительский характер.

ВЕСЕЛЫЕ ЗАПОРОЖЦЫ

Например, с изданием «Дніпрові хвилі» (1910-1913 гг.), где Яворницкий печатал свои популярные рассказы из истории Запорожья, а также художественные произведения - повести («Наша доля - божья воля», 1901; «За чужой грех», 1907; «В бурсу! В бурсу! В бурсу!», 1908, и др.), сатирические рассказы и стихи. Основой замысла знаменитой картины Ильи Репина - «Запорожцы», кроме прочего, послужил ещё один заметный «персонаж» того периода - литературный артефакт, называемый - Письмо запорожцев турецкому султану. Этот текст, датированный по легенде 1676 г., большинство историков считают позднейшей фальсификацией. Он является якобы ответом кошевого атамана И.Д. Сирко «со всем кошем Запорожским» на реальный письменный ультиматум к казакам 19-го османского султана Мехмеда IV Охотника (Авджи), требовавшего покориться ему, как «владыке всего мира и наместнику Бога на земле». Запорожцы в те времена славились своими лихими рейдами против Османской империи и призыву турка не вняли.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2019/10/26/417