В. Агошков Царская Россия на стыке 19-20вв. Статьи

Василий Иванович Агошков
В.Агошков. Царская Россия на стыке 19 и 20 вв. Статьи.
*

1903 год.
Из внебогослужебной беседы сельскаго пастыря съ прихожанами о томъ, что разрушение чужихъ большихъ имений можетъ принести крестьянами только вредъ, а не пользу. *) (Из статьи „Письмо священника", помещенной въ газете. „Гражданинъ", №7 сего года).

1. Вотъ у насъ подъ бокомъ железнодорожный вокзалъ и станщя; невдалеке отъ нихъ сахарный заводъ, въ близкомъ соседстве нашемъ есть несколько водочныхъ заводовъ; посчитайте хоть приблизительно, сколько все вы зарабатываете и на железнодорожной станции и на сахарномъ и водочныхъ заводах! Ведь и въ десятки тысячъ рублей не вберете. Ведь вся окрестность однимъ только извозомъ туда зарабатываетъ тысячи денегъ, а сбыть сельскихъ продуктовъ, а служба в качестве сторожей, стрелочниковъ, плотниковъ и других рабочихъ – ведь все это даетъ хлебь насущный чуть не половине окрестнаго населения; а разрушьте, разгромите все это, разграбьте железнодорожный вокзалъ, сахарный и водочный заводы – каждому достанется по куску железа, по фунту – два сахару, по бутылке водки, а потомъ что будетъ?

Сами же себя лишите заработка, сами же у себя отнимите кусокъ хлеба, сами же себя разорите. Вотъ соседи наши – помещики А.Б.В.: они ведутъ большое и благоустроенное хозяйство; все вы и летомъ, и зимою имеете въ этихъ хозяйствахъ обильный заработок: даже малолетния дети ваши, собирая на бурачныхъ плантацияхъ жучковъ и червяковъ, зарабатывают десятки рублей. Там же, въ этихъ помещичьих экономияхъ, все крестьяне, сами почему-либо не имеющие хозяйства или имеющие небольшое хозяйство, зарабатываютъ свое пропитание и все нужное для жизненного обихода. Разгромите все эти помещичьи хозяйства, разорите их, разграбьте ихъ, что выйдет? Каждому достанутся сущие пустяки, а бедныхъ людей вы лишите насущнаго куска хлеба и сами себя лишите теперешняго благосостояния.

Вотъ и я хозяйничаю среди васъ уже более 50-ти летъ; Приобрелъ ли я что для себя лично этимъ хозяйничаниемъ, вы не знаете; если поверите мне, то я скажу, что ничего не приобрелъ: все прибытки пошли на это же хозяйничанье. Куда же они, эти прибытки, пошли?

Да на васъ же. И я знаю и вы знаете, что за эти 30 летъ отъ меня кормились и зарабатывали изъ васъ же самихъ несколько семействъ и отдельно несколько десятковъ, а можетъ, и сотенъ лицъ; а разграбьте, разорите мое хозяйство – каждому изъ васъ достанется разве по клочку соломы... У васъ, знаю, ведутся разговоры, что, молъ, земли у васъ мало, что надо бы землю отнять у помещиковъ и отдать вамъ – крестьянами. Но, ведь, вы, крестьяне, имеете хоть сколько- нибудь земли, а въ нашей матушке России есть многое множество такихъ, которые вовсе не имеютъ земли ни клочка: мещане, ремесленники, торговцы, чиновники и проч.; надо, значить, и имъ дать землю. Ну, а потомъ что? Черезъ 10-20 летъ нарастетъ еще людей безземельныхъ, тогда надо будетъ отнимать землю у васъ и отдать безземельнымъ? Но этому и конца не будетъ; ведь земли не прибавляется, а люди прибывають...

Вотъ некоторые изъ васъ переселялись въ Сибирь, где много земли, а теперь возвратились обратно, Почему возвратились? Потому, говорятъ они, что тамъ хоть и много земли, да заработковъ нетъ. „Здесь я, говорятъ они, съ семьею своею заработаю и на подати, и на одежду, да и на наемъ земли; здесь баба моя съ одного своего огорода получить за лето больше, чемъ я тамъ со всей своей земли; а заработковъ стороннихъ нетъ никакихъ; ни помещиковъ тамъ нетъ, ни заводовъ нашихъ, ни хозяйствъ большихъ, – негде ничего заработать; сиди целую зиму, да все тяни изъ хозяйства".

Такъ вотъ оно какъ: значит, не въ количестве земли тутъ дело, а въ труде. Не сказалъ Господь, что отъ земли только человекъ будетъ иметь свое пропитание, а сказалъ: въ поте лица твоего снеси хлебъ твой, т. е. трудомъ своимъ будешь питать себя, каковъ бы трудъ твой ни былъ, – земледелецъ ли ты, торговецъ ли, ремесленникъ ли, учитель ли, священникъ ли, чиновникъ ли и т. п. Вотъ вы все почти занимаетесь земледелиемъ, а между темъ, умеемъ ли, а потому и можемъ ли заниматься этимъ деломъ успешно? Ведь у насъ и плуга земледельческаго некому починить: кузнеца хорошаго нетъ во всей округе.

Завелись вотъ у насъ железные плуги Сакковские, Рамсоновские и другие; покупаемъ мы эти  плуги, платим за нихъ очень дорого, поработаем плугом неделю-другую, – надо въ кузницу его отправить, чтобы подострить, перевинтить гайки, – кузнецъ испортит непременно, и дорогой плугъ не годится для работы; топора некому починить; не говорю ужъ о молотилкахъ, веялкахъ и т. п. Плотниковъ нетъ, сапожника нетъ, портного нетъ, простого красильщика въ деревне нетъ, печника нетъ, кровельщика нетъ, а почему? Да потому, что мы труда бегаемъ, а все только пашемъ да пашемъ, т. е. царапаемъ землю и ожидаемъ отъ этого царапанья всяческихъ благъ, лишь бы земли было побольше; а между тем посмотрите вокругъ себя и увидите, что не тотъ имеете достатокъ,  кто много изъ васъ земли имеете, а тотъ, кто много, разнообразно и прилежно трудится.

Вотъ Z. имеет четыре надела земли, – землю свою самъ не обрабатывает, а сдаете другимъ, сам вальяжничаетъ, баклуши бьетъ, и у него скудость, а Г. имеет только полъ-надела земли, иногда болеет, имеетъ малыхъ детей, но трудится, не ленится, не пьянствуете и имеет достатокъ; да посмотрите все на самихъ себя: ведь не тотъ изъ васъ больше богатъ, кто больше земли имеетъ, а тотъ, кто больше трудится, а земля здесь не при чём…
*
2.
Кто виноватъ въ нравственной распущенности крестьянскаго населения? *) (Из газеты «Гражданин»)
(0тветъ сельскаго священника т. н. интеллигентамъ, усматривающимъ причину крестьянскихъ своеволий въ „косности" сельскаго духовенства).

Не о разнузданности и распущенности сельскаго мужика довлеет теперь говорить, а о его деморализации какъ причине и источнике крестьянскихъ своеволий. Ведь посудите: крестьянинъ въ церкви и вне церкви отъ священника слышит одно, отъ помещика совсемъ другое, отъ полиции третье, отъ разной ходячей и неходячей интеллигенции четвертое, – тутъ и не мужикъ голову себе свихнётъ. Вотъ и явилась и сама собою образовалась въ мужике двойственность жизненныхъ понятий: попа онъ почитаетъ, но не какъ насущный авторитет, а какъ служителя церкви и только церкви, отделяя эту церковь отъ своего социальнаго бытья-житья, благо ему, мужику, отовсюду жужжать и напеваютъ, что попы и сякие и такие, и обманщики они, и дармоеды, и хапуны и т. д.

Изъ этой нравственной деморализации родилась социальная: при общей какофонии, воздействующей на него, и чиновничьей, и помещичьей морали, мужикъ потерялъ меру своихъ отношений ко всему его окружающему и готовъ повторить былую гайдаматчину. Во всемъ этомъ, господа, мы все виноваты, каждый въ свою долю: мы, священники, стараемся провести нравственно-религюзную мораль въ жизнь крестьянина, но силъ у насъ недостаточно, въ чемъ отчасти и сами мы виноваты; мы действуемъ одиночно, при отсутствии сплоченнаго единства и общей связи, а потому безъ общаго плана и разобщенно, безъ строго обдуманной системы, а иногда и порядка, – въ этомъ наша слабость, а въ этой слабости и причина недостаточной продуктивности нашей пастырской деятельности.

Но все-таки мы, сельские священники, немало делаемъ для народа, делаемъ, по крайней мере, то, что можемъ делать. Ну, а вы, господа интеллигенты, вы хоть палецъ о палецъ тронули у себя для воспитания этого народа? Помогли ли вы намъ, пастырямъ, хоть въ чемъ- нибудь? Потрудились ли вы, по крайней мере, разсудить и вникнуть хоть въ то, что на успешности нашей священнической деятельности въ среде простого народа зиждется и ваше благополучие, и заставили ли вы себя, если не оказать намъ, священникамъ, положительнаго содействия, то хоть воздержаться отъ легкомысленной и такъ щедро расточаемой вами хулы и недоброжелательства къ намъ, какъ священникамъ Церкви?... То-то же!..

Вотъ мы любимъ чуть не во всемъ указывать и ссылаться на заграницу; возьмемъ Англию: тамъ Церковь и интеллигенция всегда въ единении; тамъ помещикъ-лордъ, какихъ бы онъ ни былъ религиозныхъ убеждений, будь даже атеист, онъ всегда первый попечитель  прихода; на его попечении тамъ и храмъ, и больница, и школа, и пасторъ, и все бедные прихода, и онъ всегда принимаетъ самое живое участие, какъ материальное, такъ и нравственное, в жизни прихода; оттого тамъ и отсутствие дисгармонии между церковью, народомъ и интеллигенциею.

А у насъ? Да где же попы были, что они делали, когда крестьяне грабили? – говорятъ теперь и пишутъ въ газетахъ.
– Гдъ были? Попрятались, конечно, въ своихъ лачугахъ, вздыхали, да охали.
– А быть может, и злорадствовали, – говорятъ некоторые, – думая про себя: пусть теперь помещики пожнутъ то, что посеяли.
– Можетъ быть было и такъ, ведь попы тоже люди, и ничто людское имъ не чуждо. – Да что же это такое, откуда у насъ въ России все это безумие, и когда вся эта галиматья окончится? – А безумие наше, – по моему мнению, – отъ Бога: это наказание Божие за наши многие грехи; а когда Богъ хочетъ кого наказать, то отнимаетъ у того разумъ, какъ говоритъ народная мудрость, и галиматья вся эта окончится только тогда, когда окончится наше безумие...
*

ПРИЧИНЫ НЕВЕРИЯ. Некто И.Глебов рассуждал так (страницы 1098-1099):
 
«Причиною неверия людей перед потопом была крайняя нравственная испорченность сердца этих людей. Приведём другой пример. Во времена революции 1789 года среди французского народа было распространено крайнее безбожие. Открыто было провозглашено, что нет Бога, нет мира сверхчувственного, нет и не должно быть никакой религии, кроме религии разума (которая, собственно, и не могла назваться религией). Такое крайнее неверие, конечно, вызвано было крайне низким уровнем нравственного состояния французского народа.

…Высший класс народа, следуя примеру королей – Людовика 14 и 15, весь смысл жизни полагал только в чувственных удовольствиях. Убийства, грабежи, насилия и другие пороки широко были распространены между интеллигенцией. От высшего класса не отставал и простой народ…».

В то же время И.Глебов писал, что «нельзя признать, как думают некоторые, причиною появления неверия в это время распространение  философских идей, так называемыми энциклопедистами. Дело в том, что самое явление этих идей зависело ни от чего иного, как от нравственной испорченности сердца проповедников их».

«С изменением нравственного состояния французского общества изменилось и религиозное состояние его», утверждал автор. Стоило, по мысли автора, Наполеону усмирить мятеж, как «страсти тогда утихли, и теперь опять вошла в свои права религия. Народ опять вспомнил про Бога и начал воздавать Ему должное поклонение и почитание. Эти примеры красноречиво говорят за то, что главный источник религиозных сомнений и неверия коренится в нравственной испорченности сердца человеческого».

И.Глебов приводил слова Льва Толстого:
«Я заблуждался не столько оттого, что неправильно мыслил, столько оттого, что жил дурно». Поэтому «остаётся верною дилемма, что человек или страшится религиозной истины, или желает её. Чем глубже нравственное падение, тем больше страха перед ней и тем глубже внутреннее отвращение, которое употребляет все средства освободиться от ея обвинений».

Как видим, власть оберегала себя не только философскими размышлениями о мятежах и революциях, но и вела религиозное просвещение народа, надеясь таким образом обезопасить себя и создать приемлемые условия для жизни народа.
*
И тут же даётся большая статья на тему «Отношение общества к духовенству». Напомним, что мы читаем ведомости за 1892 год.

«Общество идёт далее. Оно обвиняет духовенство в нравственной распущенности… Это, говорят, сословие испортившееся нравственно и вносящее  эту порчу и в других. Такое обвинение духовного сословия в нравственной развращенности слишком тяжёлое. Оно равносильно смертному приговору над духовенством и могло бы служить серьёзной уликой нашему православному духовенству, если бы только оно было справедливо. К счастью, это тяжкое обвинение духовенства голословно и бездоказательно».

Тем не мене автор далее писал:
«Отношение общества к духовенству в высшей степени ненормально. Само собою понятно, что враждебная  настроенность, которая проглядывает в отношениях общества к духовенству, - явление удивительное, вовсе нежелательное и ничем не оправдываемое. Это тем более удивительно, что наше православное духовенство не имеет и помышлений о преобладании над обществом, что составляет предмет постоянных стремлений католического духовенства: наше духовенство знает своё место и пределы своей власти.

Голоса духовенства не слушают, потому что оно унижено, придавлено. По идее своего служения, духовенство должно бы оказывать влияние на общество, но на деле  оно само находится пол сильным давлением общества. Без преувеличения можно сказать, что удел духовенства – терпение, на которое никто не обращает внимания. В довершение всего, православное духовенство на Руси пользуется таким неуважением, которое может удивить и действительно удивляет иноверцев.

«Странно мне, писал один лютеранец к православному, и совершенно непонятно, отчего это у вас так мало уважают такое, кажется, богатое на духовную пищу духовенство? Удивительно: православные, кажется, а именно вы только одни в целом свете отличаетесь этим неуважением к духовному своему. Нигде этого нет: ни у нас, протестантов, ни у католиков, ни у жидов, ни у татар, равно ни у кого, у вас только одних. Что бы это значило? Грехи, слабости ваших духовных? Да вам то что за дело  до них? Разве вы судьи их».
Подпись: А.Сухозанет.
*
Севская епархия, куда входил и наш край, насчитывала почти 800 церквей. Священники говорили о своей тяжёлой жизни: и в театры им нельзя, и в цирки, и на общественных гуляниях им запрещено появляться.

Думается, что данный автор немного лукавил, когда писал о том, что православные не стремились к преобладанию над обществом. Достаточно сказать, что книги в России выходили в то время только с  отметкой церковного цензора. Так, был запрещён церковью 6-й том собрания сочинений Лескова, что сказалось на его здоровье.

Церковь в России была одним  из столпов власти, приближена к царю. Священники защищали, превозносили в основном богатых, которые, как Мальцев, благодарили за это священников. Конечно, церковно-приходские школы и школы грамоты многое делали в  области просвещения прихожан - крестьян и батраков, но такие школы были не везде, то есть целенаправленной работы не велось...
*

Преподаватель А.Архангельский напечатал статью «Духовный недуг нашего общества», в которой он стремится доказать тлетворное влияние Запада на Россию.

 Вот некоторые примеры: некто поручик Х. застрелил из револьвера молодую девушку, придя в дом ея родителей, кажется с целью сделать ей предложение выйти за него замуж. И при этом ни тени раскаяния, сожаления, даже сознания преступности не обнаружено этим злодеем…

Замужняя женщина низшего крестьянского, но уже «цивилизованного» общества бросила своего мужа, поскольку он не может представить ей никаких, по её выражению, «удовольствиев», так как он человек небогатый.

Если к этому прибавить столь обычные теперь случаи самоубийства, то можно будет с правом сказать, что русский народ, который так хорошо, как ни какой другой народ, умел жить и умирать, как это изобразили наши лучшие писатели и художники, - что этот народ находится в опасности утратить ту высшую цель жизни, которая всегда жила в глубине души его и пред которою жизнь всегда представлялась ему как исполнение великого долга, как несение возложенного бремени. Сознание этой высшей цели делало возможным те подвиги безграничного терпения и самопожертвования, которым удивлялись и удивляются и другие народы».
*

Одна изъ ближайших задач духовенства в настоящее время. О праздниках..

Особое Совещание о нуждахъ сельскохозяйственной промышленности признало за одну из несомненныхъ причин всеобщего оскудения крестьянского сословия - большое число праздничных дней, въ которые крестьяне отвлекаются от своих обычных трудовых занятий. Конечно, съ нашей точки зрения и с точки зрения Церкви прекрашение работ и всякого будничного дела по праздникам, какъ безусловно заповеданное волею Божиею, не подлежитъ видоизменению, ограничению, перетолковыванию по человеческим соображениям.

Но, судя по наблюдениям над провождениемъ праздничных дней народом, нельзя не согласиться, что праздники действительно служат ко вреду и оскудению, только происходит это не оттого, что крестьяне соблюдают их, а скорее, потому, что они не соблюдают праздников. какъ должно. И не наша ли вина в этом? Потому что, кто же другой, как не духовенство, обязан и может научить народ праздновать дни Господни, какъ дни, которые Господь отделил от прочих дней, предоставив Себе в оные нарочитое приближение к людям и открыв им более полное и близкое общение с Собою?

Крайняя невежественность и некультурность нашего народа в отношении провождения праздничных дней беспримерна. Мы не говорим уже о тех нациях западной Европы (Англия, Германия, Швеция, Норвегия), которые известны строжайшим соблюдением воскресного покоя, которые, умея сами соблюдать воскресный покой, заставляют и других уважать свои правила и порядок жизни. Но мы знаемъ, что народы менее культурные – магометане и евреи – не делают уступок из своих праздников, и евреи умеют подчинить нас себе, когда празднуют свою субботу: и только мы не жалеем жертвовать кому угодно своими праздниками.

Прежде всего, поражает крайнее невежество наших крестьянъ, проявляющееся в отношении к почитанию  воскресного дня и иныхъ из великих праздников. Воскресный день – это первый и самый важный изъ христианских праздников, это – воспоминание величайшаго события в христианстве, события, утверждающего все христианство, ибо если бы Христос не воскрес, то и вера наша была бы ничто, и мы были бы несчастнейшие из людей. Но что же мы видимъ? В воскресные дни, особенно весеннихъ и летних месяцев, крестьяне с раннего утра занимаются обычными работами, не только в страдную пору, но и в другое время.

В страдную же пору и духовенство нередко следует примеру своих пасомых, не прекращая работы в своем хозяйстве. Не лучше обстоитъ дело с воскресным днем и во все остальное время года оттого, что в это время крестьяне также с раннего утра устремляются на базары. Особенно это нужно сказать о жителях селений близких к городам. Не так давно одинъ изъ Благочинныхъ, наблюдая печальные уклонения крестьянского населения от посещения храма в воскресные и праздничные дни, нашел себя вынужденным даже возбудить дело пред Епархиальнымъ Начальствомъ о принятии мер путем перенесения базаров на другие дни недели, кроме воскресных, к тому, чтобы уже совсем не оскудели селения церкви богомольцами и не расстроилось церковное хозяйство вследствие крайнего уменьшения церковных доходов.

Нам лично пришлось убедиться, что в селениях вблизи города в храмах в воскресные дни бывает 30-40 женщин и ни одного мужчины, кроме 4-5 стариковъ. Между тем соблюдение воскресного покоя, кроме всей важности его, какъ Божественного установления, огражденного такими строгими постановлениями Вселенских соборовъ – этого голоса Церкви, – по которым не посетивший храма в два следующие один за другим воскресных дня безъ уважительной причины, подлежит отлучению от Церкви. Кроме всего этого, соблюдение воскресного покоя имеет великое экономическое значение, важное не только для людей, но и для рабочего скота. В этомъ убеждают наблюдения, сделанные во времена Французской революции, когда из ненависти к христианству установлено было праздновать вместо седьмого – десятый день.

Не трудно и теперь убедиться в великом вреде для благосостояния крестьянского населения несоблюдения воскресного дня. Кроме того, что человек лишается Божьего благословения на свой труд и, следовательно, уверенности и душевного спокойствия, происходящего от сознания своего мира с Богом и совестью, кроме того, что лишает себя и животных необходимого отдыха для укрепления своих сил, он еще постоянным посещением базаров для сбыта всех своих продуктов, часто необходимых для его же питания и семьи его, лишает себя и здорового питания и приучается к беспорядку городской жизни и обихода, несвойственныхъ крестьянскому быту.

Это выяснение покажет также народу и его нецерковные воззрения на другие дни, которые народ суеверно считаетъ за великие праздники, каковы, например, разныя пятницы и др. Весьма целесообразно было бы для утверждения в народе истинного почитания и достойного провождения воскресного дня назначать в этот именно день народныя богомоления, а также приурочивать к этому дню иные вновь возникающие по местам празднества в ознаменование важных событий, какъ, напримеръ, прекращение засухи, отвращение градобития, избавление от пожара и проч…

Особое Совещание само признаетъ принимаемые меры полезными и важными лишь при условии нравственного влияния Церкви. Нужно заметить, что само Высшее Церковное Правительство наше давно уже озабочено было ограничением вреда для сельскаго быта, происходящего вследствие празднеств, которые сверх храмового праздника совершаются в непомерном множестве в селенияхъ и деревнях по разного рода причинам и отвлекают поселян без нужды отъ хозяйственных работ, почему и предписано было священникам располагать своих прихожан к труду, «всячески отклоняя от разорительных для их хозяйства празднований и празднолюбия, а также разъяснять имъ, что праздники церковные должны знаменоваться благоговейною молитвою, посещениемъ храма Божия и добрыми делами, а не пьянством».
* * *
(С) Текст подготовил – В.И. Агошков, апрель, 2019г.