Тристан и Изольда. Роман в стихах. Глава 6

Ольга Николаевна Шарко
Начало романа - http://www.proza.ru/2019/03/31/1857


Глава  шестая

…Огромная волна подкинула «Фортуну»
легко, как скорлупу от грецкого ореха, –
и снова в бездну бросила, – …ревя безумно!.. –
грозя сглотнуть её!.. Но, к счастью, без успеха…

…Три долгих чАса бушевала грозно буря:
сломалась мачта!.. – (две других, по счастью, целы).
…Волной трёх спутников – в мгновенье!.. – смыло за борт,
и только шестеро с Тристаном – …уцелели…

…Ещё два дня пути в волнАх под парусами:
попутный ветер будто возмещал утраты!..
…Кружили чайки с криками над головами, –
и море красилось в кровавый цвет заката…
И вот уже Ирландия открылась взору:
и в гавань Вейзерфорд вплыла их каравелла…
Вот брошен якорь в тихой гавани…  А вскоре –
ночное небо, – в звёздах, – бархатом чернело…

Наутро, отдохнув и выспавшись, решили:
Тристан и трое рыцарей пойдут к Гурмуну;
другие трое будут ждать на корабле их:
и, охраняя, защищать мечом «Фортуну».
…Надев доспехи, четверо сошли на берег
и углубились в лес… Ирландия – лишь остров:
большой, – но всё же остров. И на самом деле –
его пройти – и обойти! – довольно  …просто.
Ну… может, и не так-то просто. Только всё же
он – не бескрайний,  и конец пути найдётся!
Когда знак равенства – между «хочу» и «можешь»,
то всё исполнится, свершится и сойдётся…
…И вот идут четыре рыцаря по лесу:
чем дальше вглубь – тем сумрачней и тише…
И птицы не поют… Болотистое место.
И вдруг вдали… как будто – рык?.. «Тристан, ты слышал?..», –
спросил один из рыцарей. Остановились.
Прислушались… Нет, ничего. Что: …показалось?
Пошли опять вперёд… – и вновь насторожились:
какой-то странный шум: и рёв, и рык!.. Осталось
лишь подойти поближе: что за зверь?.. О, боже!
Дракон!.. С кроваво-красным гребнем на пятнистой коже!
«Он нас давно учуял… – ждал. Ну, что ж: поможем
зверюге сдохнуть!.. А не то  –  он  нам «поможет»!..»

Они вступили в бой нешуточный: смертельный.
Дракон, увидев четверых, тотчас взъярился:
со страшным рыком пасть открылась, и мгновенно
огромный зев бездонным чревом отворился!..

…Когда ирландцы привели дракону жертвы, –
раба-мужчину и двух девушек невинных, –
они увидели дракона… «очень! мёртвым»:
лежал он на боку, копьём пронзённый длинным…
Четыре рыцаря… – лежали в разных позах.
И, к счастью, все из них, как оказалось, живы!
Но были ранены драконом так серьёзно,
что… полегли, как мёртвые!.. Ирландцы были
потрясены их подвигом: такая туша!
Теперь лежит безжизненно, – в крови вся морда…
Под брюхом жёлтым натекла большая лужа, –
и слипся гребень, колыхавшийся так гордо…

…Спасителей доставили к Гурмуну в замок.
Лечением Тристана занялась Изольда:
она готовила чаи на разных травах, –
и заговОров всяких-разных знала много…
Ей помогала в этом верная Бренгена:
она всегда про всё  –  всё  узнавала первой.
Изольда с ней была близка и откровенна:
и с ней, и с матерью – Ирландской королевой…

…Тристан открыл глаза: …о, боги! Не в раю ль он?
Богатые покои… – чисто и уютно…
А вот и  …ангел:  это девушка… – она врачует
его  израненное тело: …нежно, чутко…
И смотрит ласково, участливо… Она – прекрасна!
Ах, хороша-то как!.. Богиня, да и только!
Взор – бирюза морская с прозеленью ясной;
точёный носик… Он спросил негромко: «Сколько
я был в беспамятстве …мой ангел?..» – «Двое суток… –
и голос был у девушки певуч, как флейта. –
Ты слаб ещё… Прими целительный напиток…»
И кубок поднесла к его губам: «Испей-ка…»
…Улыбка обнажает ряд зубов жемчужных
сквозь сочность лепестков душистой розы алой…
А эти руки!.. – так легки, так осторожны:
прикосновенье их – блаженно: боже правый!..
А… сердце?!. Сердцу сладко в чувственной истоме:
оно в груди так странно бьётся!.. – что такое:
то вниз срывается и где-то в бездне тонет, –
то… замирая, тает… Сердце, что с тобою?..

На следующий день пришёл король: «Что скажешь,
отважный рыцарь?.. Кто таков ты и откуда?
Зачем в Ирландию приплыл? Кому ты служишь?..
И, кстати, в Вельзерфорде – уж не ваше ль судно?..»
Тристан хотел  привстать, но, застонав, слёг снова.
«Простите, Ваша милость… Я – сын Ривалина
из Лоонойса… Но сейчас – из Корнуолла
я прибыл к Вам, король… Моё посольство – мирно:
король Марк, – дядя мой родной, – жениться хочет
на Вашей дочери Изольде: узы брака
скрепят Ирландию и Корнуолл навечно
крепчайшим миром… Это – велено мне Марком
с поклоном низким передать, вручив подарки
для Вас, король, и для Изольды Златовласой…
Но, к сожаленью, вот: лежу… – не всё так гладко…
Не знал я, что с драконом выпадет сражаться…»
Король ответил: «Мы премного благодарны
отважным рыцарям за подвиг их великий!..
Но как зовут тебя?..» – «Зовут меня Тристаном…» –
«Ах, вот ты кто!..Так…  Морольд,  Морхульт… – ты  убил их?» –
«Я не убил, а  победил  в бою их…  –  честно…
Они! пришли в мой дом: я вырос в Корнуолле.
Они хотели покорить нас! …Вам известно
всё это. Впрочем, я теперь… весь – в Вашей – воле…» –
«Ну, что ж: ты… прав, Тристан!.. Тебя – никто – не тронет:
забудем старую вражду, – и… будь спокоен…
…Да хорошо ль тебя Бренгена поит-кормит?..» –
«Благодарю, король: я всем… – я  всем  доволен.
Король направился к дверям… – и обернулся,
желая, видимо, ещё добавить что-то,
но… – передумав, лишь взглянул и улыбнулся…
И дверь резная притворилась… – тихо, плотно…

Шли дни… – и раны заживали… Но Тристану
хотелось, чтоб они – не заживали – вовсе!
…Хотелось видеть, слышать… – слушать!.. непрестанно
и любоваться  ею… Что за дивный носик!
Её дыханье – аромат цветов… А речи –
журчанье ручейка в июльский полдень знойный… –
…как прикоснётся… – сердце бьётся и лепечет…
А грациозна… – словно лань на круче горной!..

…Однажды он не совладал с собой: …взял руку
и трепетно приник к ладони в поцелуе…
И… – не было ему запрета в том… Ни звука,
ни слова, ни движения напротив… И, целуя,
Тристан читал в её глазах – любви блаженство!..
…Он целовал, – со страстью нежной, – шею… губы…
…шептал: «Ты – ангел мой!.. Любовь!.. Ты – совершенство…
О, как нежданно вдруг свели нас наши судьбы!..»
…Она светилась радостью, – и не скрывала,
что чувствует к нему взаимное влеченье:
и поцелуями на ласки отвечала…
И время… – час ли?.. два?.. – промчалось, как мгновенье.
«Бренгена!.. Без тебя – не жить, и не дышать мне!..
Я увезу тебя с собой, – и в Каноэле
мы будем счастливы, любовь моя… Ответь мне:
согласна ль ты стать в Лоонойсе – королевой?..»
Она ответила: «О да, Тристан, конечно:
я с плачем  вымолила  жизнь твою у Бога!..
Ты дан судьбою мне, – и я твоя навечно!
Единственный ты мой, у нас – одна дорога…
Но почему ты вдруг назвал меня… Бренгеной?
Иль показалось мне?.. Меня зовут – Изольдой». –
«Ты… дочь Гурмуна?..» – «Да, мой друг, ты мыслишь верно!
И брак наш будет – по любви и… не без пользы!..»
Она – смеялась!.. Но Тристан застыл, как камень.
Он помрачнел, как день – в затменье солнца – летом!
И, обхвативши голову свою руками, –
он тягостно молчал… Как пережить всё это!?.
…И, видя, что с Тристаном что-то происходит,
Изольда озабоченно спросила: «Милый…
Да что с тобою?.. Моё имя «не подходит»?
Так называй меня Бренгеной!.. – иль хоть… Скиллой!..
Да что случилось-то? – …померк, как… день ненастный!
Быть может, ты боишься, что отец откажет?
Нет-нет!.. Он – никогда – мне не откажет в счастье!
Ну что с тобой, Тристан?!. – ты, наконец-то скажешь?..»
Но от печали, в сердце павшей чёрной птицей,
Тристан не мог губ разомкнуть: не открывались!
Как ей сказать? – что  не  ему на ней жениться!
Не  быть  –  им  –  вместе…  Счастье было – да умчалось.
…В раздумье он коснулся локона: «Пшеничный… –
за что зовут тебя  Изольдой-Златовлаской?
Где  золото  твоих волос? Они… обычны…
А я, представь, поверил было… – в эту сказку…» –
«И… что? Тебя повергла в грусть моя «обычность»?
Так вот же знай: они – на солнце! золотые.
А там, где солнца нет – они… ну, да:  обычны…» –
«О, нет, Изольда!.. Не о том я… Вот:  впервые
я – полюбил… Я никогда так не был счастлив.
Но, дав любовь, судьба коварно посмеялась:
дала – и сразу отняла… Я – рыцарь чести:
я  долг  нарушить – не могу… И мне осталось –
официально передать подарки Марка –
как предложенье стать тебе… его женою
и королевой Корнуолла…» – «Это… правда?
Иль ты, Тристан, шутил – до этого – со мною?!.» –
«О, не сердись, Изольда… Кто же мог подумать,
что лекарем при мне, сиделкою… – принцесса!
Сама Изольда, дочка грозного Гурмуна!
…И  дяди моего  –  желанная невеста…»
Изольда опечалилась… Вниз опустила
свою прекрасную «пшеничную» головку…
Потом вся вскинулась… – обняв, заговорила:
«Я не хочу! Я не смогу!.. Ну, да: неловко…
Но  ты  –  женись на мне!.. Мы всё с тобой уладим!..
Мы уплывём в твой Лоонойс, где ждёт нас счастье!
Подарки – возвратим… Свои! подарим дяде...
Тристан!.. Решайся. Это всё – в твоей лишь власти…»
Тристан молчал… Он думал: «Сделать дяде Марку
такую …подлость?.. «Наградить» позором, ложью!
Неблагодарностью?.. И «одарить  подарком» –
такого свойства?....  Нет. Нет, это – …невозможно».
И он, вздохнув, ответил тихо и печально:
«...Изольду Златовласую  –  не взять мне в жёны…
Я не могу так поступить… Любовь – случайно
дана судьбой мне: …по ошибке…» Сокрушённо
они молчали оба… Слёзы заструились
и потекли, блестя дорожкой, к подбородку…
Изольда сникла, – и скорее удалилась…
И дверь прикрылась, как всегда, тихонько, плотно…


…Подарки, – жемчуг и парча, меха и злато, –
Гурмуном приняты с улыбкою довольной…

…Изольда – плакала… Но кто здесь виноват был?!.
Любовь!.. – она царит, лаская сердце болью…

Мать-королева утешала дочь: «Послушай,
дитя моё, не плачь ты так… Всё поправимо.
Быть может, Марк окажется хорошим мужем, –
ты будешь счастлива, богата и любима!
Любовного  напитка  выпей с Марком… – слышишь?
Разлейте в свадебные кубки всё до капли…
И вы – полюбите друг друга!.. Вот увидишь!..
Ведь никогда я не лгала тебе… – не так ли?..
Ну?.. – перестань же хлюпать носом! Вон весь красный!..
Такой уж наш удел… Не в нашей это воле.
Отец решил,  –  так нужно. …Ну не плачь напрасно:
придётся покориться вечной женской доле…»
Не знала королева-мать, что дочь страдает
и плачет от любви к Тристану, плачет горько:
Тристан – везёт её – другому! …Отвергает!
Изольда предназначена лишь Марку… – только.
Одна Бренгена верная всё это знала.
Но что Бренгена знает, языку – запретно:
Изольду никогда она не предавала:
попытки «выудить» что-либо – …беспредметны.
 
...Изольда оставляла дом – невестой Марка:
как будущая королева Корнуолла…
Светило солнце, – и блистали жёлто-жарко
златые волосы Изольды! И все взоры
обращены на раскрасавицу принцессу!..
Тристан учтив был, вежлив, холоден… – спокоен…
В глаза ни разу не взглянул он ей: невесте
и будущей супруге Марка… – чтоб невольно
не выдать чувств своих: никто понять не должен,
что – любит! – он её: до выдоха без вдоха,
до остановки сердца, до душевной дрожи!..
О, как мучительно, о, как всё это – …плохо…

…Себе Изольда говорила: «Ненавидеть
Тристана надо:  он – убил  –  моих  двух  дядей!
Он – отказался от меня! Презрел. Обидел.
Любовь  отмстит ему!.. – …совсем не мести ради…»
Но ненавидеть – получалось очень плохо…
Совсем-совсем …не получалось. Это правда.
Возненавидеть – это выход. Но с подвохом:
в любой момент Любовь возьмёт свою награду.

…Попутный ветер раздувал на мачтах парус,
волна морская колыхалась бездной синей…
…Они учтиво лишь и сдержанно общались –
на расстоянии… Да так вот и приплыли…


Продолжение - http://www.proza.ru/2019/04/06/1674