Божий Закон - Конституция человечества

Свет Софии
БОЖИЙ ЗАКОН – КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Жизнь нам дарованная Богом – это возможность кристаллизации небесных качеств, совершенствования души, возможность Богопознания, возможность движения и созидания в мире проявленном и в тонких мирах, шанс рождения нового духовного самодостаточного существа. Это просто дар жить и радоваться жизни!

Мы знаем, что этот мир достаточно непрост из-за воздействующего на него наваждения, которое искажает истинное положение вещей. Прежде всего, это искажение касается приоритетов – то, что главное – выглядит второстепенным, малозначительное – важным. Ложное – выглядит истинным, а истинное – фальшивым.

Господь дарует Своим детям Закон, позволяющий обрести фундамент в этой жизни, Закон, который показывает правильную расстановку сил, порядок всего.

Через 50 дней после исхода из Египта, Израиль подошел к горе Синай, где Бог обратился к людям, открывая Свой Закон. Каждый мог слышать его. Это были не просто слова. В момент, когда голос Бога прозвучал для народа Израиля – сознание людей было способно услышать суть, они могли понять, ощутить Кто есть Господь и увидеть путь, по которому возможно обрести единение с Ним. Первые скрижали, которые были даны Моисею – содержали этот Закон. Это было не описание пути, но сам путь – это было объемное проявление Небесного Мира через Шейхину, Которая, как известно, есть видимое проявление Божества. Это была связь, настоящий Завет с Богом, Брачный Союз. Но события, последующие за этим, перечеркнули возможность Израиля пойти высшим путем. Люди недолго помнили тот обет, что они дали своему Богу – обет о послушании и беспрекословном исполнении Закона. Живя в Египте, многие прониклись духом язычества, их сознание было раздроблено и искало призрачных опор для себя. Когда Моисей увидел, что большая часть людей находятся в состоянии наваждения, соединяясь с идолами, отдавая им свою душу – он был в ярости и потому не смог удержать внутреннего равновесия и разбил дарованные ему Скрижали. Скрижали, которые он получил во второй раз – были уже указанием правильного поведения, но не обладали силой тех, что даны были первоначально. Вертикального восхождения не произошло и народ пошел гораздо более длинной дорогой. Землю, что даровал им Господь они также принять сразу не смогли, и не удержали в себе Божьей Благодати. За тем последовали 40 лет блуждания по пустыне.

Когда на Землю пришел Христос – Он ничем не поменял Закон, но Он оживил его, даровал то, что было потеряно – живое присутствие Бога. Он Сам стал тем связующим звеном, тем Мостом, который соединил человека и Бога. Вместо стоявшей во главе буквы – Он вдохнул Дух.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).
.

Фанатизм – это то же язычество, где человек поклоняется букве. Те в Израиле, кто оставался язычниками – не смогли принять Божьего присутствия, и потому отвергли Бога. Сказать, что в настоящее время люди в корне поменялись – это сказать неправду. Есть немало тех, кто считает себя верующими, но они такие же книжники и фарисеи, что и те, что жили во времена Христа. Они также верят во Христа, как многие из современников Иисуса верили в Единого Бога – «приближаются к Богу устами своими, и чтут языком, сердце же их отстоит далеко от Него…» (Мф.15:8). Потому и сказано, что Утешитель обличит мир, что не веруют во Христа.

Скрижали с десятью заповедями хранились в Ковчеге Завета. Но уже во времена Иисуса они были утеряны – их не было в Иерусалимском Храме, местонахождение их и ныне – неизвестно. Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нев"о. Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). на этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом.

Вспомним то, что было написано на них (Исх.20:2-17):

1 Я ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА; ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ ПРЕД ЛИЦЕМ МОИМ.

2 НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ КУМИРА И НИКАКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ ВВЕРХУ, И ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ЧТО В ВОДЕ НИЖЕ ЗЕМЛИ; НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ, ИБО Я ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, БОГ РЕВНИТЕЛЬ, НАКАЗЫВАЮЩИЙ ДЕТЕЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО [РОДА], НЕНАВИДЯЩИХ МЕНЯ, И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ ДО ТЫСЯЧИ РОДОВ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.

3 НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, НАПРАСНО, ИБО ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ ТОГО, КТО ПРОИЗНОСИТ ИМЯ ЕГО НАПРАСНО.

4 ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ СВЯТИТЬ ЕГО; ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЯКИЕ ДЕЛА ТВОИ, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ - СУББОТА ГОСПОДУ, БОГУ ТВОЕМУ: НЕ ДЕЛАЙ В ОНЫЙ НИКАКОГО ДЕЛА НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЛЕЦ, КОТОРЫЙ В ЖИЛИЩАХ ТВОИХ; ИБО В ШЕСТЬ ДНЕЙ СОЗДАЛ ГОСПОДЬ НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, А В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ПОЧИЛ; ПОСЕМУ БЛАГОСЛОВИЛ ГОСПОДЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО.

5 ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ.

6 НЕ УБИВАЙ.

7 НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ.

8 НЕ КРАДИ.

9 НЕ ПРОИЗНОСИ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО.

10 НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО; НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ ВОЛА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО, НИЧЕГО, ЧТО У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО.

Богословы и учителя церкви говорят, что Десять Заповедей содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы “конституцией” человечества.

Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие шесть определяют взаимоотношения между людьми.

Отцы церкви говорили о Законе следующее:

«Каждая заповедь Божия есть священная тайна: открывается она исполнением ее и по мере исполнения ее» ((108, 510). Преп Исаак Сирин);

«В заповедях – не одно делание: в них сокровен и при посредстве их бывает явлен духовный разум». (Еп Игнатий (Брянчанинов) (109, 6));

«Сохранением заповедей очищается душа» (Преп. авва Дорофей (58, 27)).

«Для духовного разумения закона и более ясного познания заповедей вовсе не достаточно того, что вложено природой, если не придет Божественное просвещение и не осветит внутренних чувств». (Преп Иоанн Кассиан Римлянин (53, 218)).

 «При возделывании сердца заповедями извлекаются из него наружу самые основные помышления и ощущения, от которых произрастает всякого рода грех, и таким образом при постоянном и постепенном обнаружении они истребляются мало-помалу» ((112, 148–149). Еп Игнатий (Брянчанинов))

«Иной, внешне исполняя заповеди, раболепствует страсти и злыми помыслами истребляет доброе дело». (Преп Марк Подвижник (54, 23)).

«Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей... не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом». (Преп Исаак Сирин (55, 268)).

10 Заповедей:

1 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Первая заповедь является краеугольным камнем Божьего Закона и включает в себя все остальные. Последующие же заповеди конкретнее раскрывают смысл первой. Она оборачивает человека к Богу. Оборачивает его со всеми чувствами, мыслями, намерениями, со всеми его надеждами к Истоку Вечной Жизни.

Христос, говоря об отношении человека к Богу, об исполнении самой важной заповеди сказал:

 «...Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!  Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:29-32).

Как непросто достичь единения с Богом, доверить Ему свою жизнь! Мы мечемся между опорой на свои силы, где сами пытаемся сдвинуть с места корабль нашей жизни, и между перекладыванием всего на Бога, где сидим, сложа руки и ждем, как у моря погоды – когда наш корабль сам приплывет к нужному берегу. Синергия же, соединение нашей воли и воли высшей – это живое, творческое сотрудничество, где душа послушно следует за высшим импульсом, подобно тому, как это происходит в парном танце, где с полуслова второй партнер ощущает как и когда ему следует двигаться, где он или увлекается движением ведущего в танце, или тот отступает и дает место активному движению второго. Это все подсказывает музыка, которая раскрывает небесную гармонию в проявленных действиях. Но мы то бежим вперед, не имея терпения и проявляя своеволие, то тормозим от разных страхов, не видя и не понимая Божьего Промысла и потому – противясь ему.

В первой заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта заповедь занимает первенствующее место среди других заповедей. Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет началом твоих мыслей и стремлений, будет смыслом всех твоих путей, и они все пусть идут к Нему. Познание Бога – считай самым драгоценным знанием, Его волю – высшим авторитетом, служение Ему – жизненным призванием.

«...Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 3).

Буквальный смысл еврейского выражения «;;  ;;;» <алъ панай, переведенного «пред лицом Моим», — «кроме Меня», «сверх Меня». Тут подразумевается также, что «другие боги», т. е. лжебоги, те начала, которые самовольно обожествляет и которым поклоняется человек, «скрывают», «заслоняют» от него Божий лик, как бы становясь между ним и ликом Господним. Действительно, словно бы неким экраном пред лицом Божьим, некой ширмой становится тот лжебог, которому поклоняется человек. Самый большой лжебог – это самость и гордыня!

Полное обращение нашего существа к Богу дает нам правильное виденье и понимание всего происходящего, в том числе понимание всех остальных заповедей, правильное реагирование во всех ситуациях. Оно дает нам силы, уверенность, защиту, оно преображает нас, дарует небесные качества. Опора на внешнее – на людей, на ситуации – искажает восприятие человека. Он становится зависимым от мира, на него действует иллюзия, наваждение, которая лежит на мире видимом. Человек наполняется неуверенностью и страхом, которые еще больше толкают его на то, чтобы войти в зависимость от мира. И лишь опора на Бога освобождает от всякого воздействия иллюзий, даруя настоящие  силу и уверенность.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15-17).

Исполнение лишь буквы Закона привело Израиль к тому, что люди, призывая Бога, не смогли узнать Его – настолько их сердца оказались чужды Ему. Сейчас, после Воскресения Христа, после снисхождения Святого Духа – каждый христианин получил способность видеть, чувствовать, понимать Волю Бога и претворять ее в жизнь. Мы опираемся уже не на предписания, но на водительство Духа, что открывает нам суть. Если человек не имеет такого водительства – значит, он не принял Христа и находится еще в Ветхом Завете. Фраза «Я – Господь и нет иных богов, кроме Меня..» - понималась многими через страх. Бог представлялся грозным Судией, Который за каждый грех наказывал. Но Христос иначе объясняет эту заповедь, Он говорит: «Возлюби!..» и говорит «Возлюби всем – и сердцем, и крепостью, и разумением...»

«Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс.103:27-30).

2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им

Эта заповедь говорит о том, чтобы опора человека была только на Бога, иначе – он рискует потерять себя, заблудиться в земных миражах, стать добровольным донором для созданных им идолов, стать их заложником, рабом.

Такого рода «кумиром», которому поклоняются, может стать, во-первых, нечто очень «ценное» и «высокое» – «то, что находится на небе вверху». Им может оказаться философская теория, этическая система, те убеждения, которые человек ставит превыше всего. Конечно, здесь могут иметься в виду и светила – «солнце, луна и звезды» (Втор. 4, 19), и небожители — ангелы и др. (ср. Откр. 22, 8-9). Во-вторых, «кумиром» может стать и нечто гораздо более низменное – «то, что находится на земле внизу», например, успех самого человека, его слава или богатство. И, наконец, в-третьих, кумиром может стать нечто совсем ничтожное – «то, что в воде ниже земли». Даже, казалось бы, совершенно мерзостные вещи или деяния могут стать объектом поклонения и заслонить от человека Господа. Однако ведь все, что сотворил Господь, будь то на небе, на земле или «в воде ниже земли», – все принадлежит Ему, живет только Его милостью, лишь Его Духом поддерживается и существует. И поэтому поклонение творению вместо Творца – великий грех.

Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед известными личностями, интернет, новые изобретения. Кумир – это все то, что нами поставлено на место Бога. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Ап. Павел говорит: «Любостяжание есть идолослужение», относительно же чревоугодия: «Их бог – чрево» (Кол.3:5; Флп.3:19). И совсем необязательно, чтобы грех кумирослужения заключался только в пленении низменными страстями: пьянством, алчностью, властолюбием и пр. Кумиром может стать само по себе благородное дело или стремление – если оно занимает не предназначенное ему место в душе. Творчество семья, дружба – все может быть извращено, обернуться уродливой гримасой, если ради того предается Бог.

3 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Эта заповедь говорит о святости Божьего Имени. Господь открывает тайну Богообщения. Человеку дана возможность обращаться к Богу и слышать Его. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32) – так говорит Библия. Потому эта связь должна бережно оберегаться.

«Напрасно» – так переведено древнееврейское «;;;;» <лашав>, а буквальный перевод такой: «Не прилагай имени Господа, Бога твоего, к ничтожному», или «ко лжи». Третья заповедь говорит о благоговейном отношении ко всякому Божьему проявлению в нашей жизни, отношении, которое должно заполнить нашу жизнь и в корне поменять ее, иначе – мы призываем Бога всуе – напрасно. Если человек молится и просит, но не исполняет – то этим он пренебрегает Волей Бога, и это прямое нарушение этой заповеди. Если вознося в одно время молитвы и славя Бога, человек в другое время грешит языком, бросает слова на ветер, раздает обещания, не ценит значимости слов, употребляет и такие, от которых разбегаются все ангелы – то он серьезно нарушает третью заповедь и ему придется пожинать эти посеянные им ядовитые семена. В том числе, к нарушению этой заповеди относится и постоянное повторение Имени Бога без надобности, давание обетов и клятв, без Божьей на то Воли. Здесь же – приписывание Богу слов и обетов, откровений, которые были не от Него. «Это мне Бог сказал» – говорит человек, чтобы усилить авторитет и силу своих решений. Сюда же – обращение к Богу по мелочным вопросам, которыми может заниматься и более нижняя иерархия.

4 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела.

Эта заповедь показывает особый ритм жизни на Земле. Время, когда человек должен трудиться, обрабатывать землю, гармонизировать земное пространство, вкладывая свой труд в то, что связано с земным бытием, и время, когда он должен оставить все, что связано с миром материальным и полностью устремиться в Небо, обращаясь к Своему Творцу. Слово «суббота» в подлиннике звучит как «шаббат», что еще означает «покой». Тем отражая то, что «шесть дней Бог творил, а в седьмой удалился на Покой. День седьмой – это день, когда максимально происходит обмен с миром духовным. Это день встречи с Богом, день Богообщения, день, когда душе дается возможность оживить память Неба в себе, освободиться от накопленного негатива через славословие и благодарение Богу. Это день, когда максимально происходит сращивание Небесного и земного в человеке. Место же, где Небо соединяется с Землей – это Храм. Потому в этот день, день покоя – человек должен находиться в Храме.

«...Не делай в оный никакого дела...» В древнееврейском тексте тут стоит слово «;;;;» <мелаха> – «ручной труд», «физическая работа». Следовательно, в субботу предписано заниматься только деятельностью духовной – молитвой, изучением Писания, размышлением. Обычными делами не должны заниматься «...ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой...». Господь, таким образом, предписывает заботиться не только о членах своей семьи, но и о людях зависимых (о «рабе», вернее – «работнике» – «;;;» <эвед>, именно таково значение данного слова), а также о домашних животных.

В апостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собирались для молитвы и причащения. Так уже в первое столетие христианской эры возникло празднование воскресного дня. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое стало повсеместно отмечаться, как день, посвященный Богу, в исполнение четвертой заповеди. Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: «шесть дней трудись». Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних развлечениях.

Чтобы по-настоящему святить день седьмой, о нем надо помнить в течение всех шести предшествующих дней, и все, чем занимаешься в остальные дни, стараться совершать во славу Божию. Тогда и сможешь предстать с чистым сердцем, чистыми руками и светлыми глазами пред Богом в день субботний, «войти в покой Его» (Евр. 4, 1-10).

5 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Это первая из заповедей, что говорит об отношении человека к человеку. И говорит она об истоке земной жизни каждого – т.е. о земных родителях. В ней указывается на значимость и большое влияние родственных уз. Эта заповедь не говорит о наказании за ее нарушение, но объясняет, что ее исполнение дает человеку благоденствие. В нашей земной жизни, действительно, огромное влияние идет через родовые каналы. Если отношения с родителями выстроены неправильно, то тем подвергается угрозе и физическое здоровье человека, и душевное. Известно, что проклятие матери разрушает до основания. Сказано, чтобы дети не раздражали родителей своих, не доводили их до проклятий. В то же время обязанность детей – воздать своим родителям за то, что они дали им жизнь. Это непререкаемый закон поколений – платить за возможность родиться на этой Земле. И в заповеди сказано именно «почитай», а не «возлюби». Потому что родители не должны становится на место Бога, дети должны их почитать, но сердце свое отдавать Родителям Небесным.

6 Не убивай.

«Я никого не убивал» – говорят люди, чтобы показать, что они не имеют грехов. Но к этому греху относятся многие поступки, которыми пестрит наша жизнь. Грех убийства относится ко всему, где человек совершает действия, которые гасят, разрушают чью-то жизнь – физическую или духовную. Также относится ко всему, где человек не совершает необходимых поступков для спасения души и жизни своей и других. Христос сказал:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21-22).

Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех (Мф.5:21–23).Согласно Евангельскому учению, «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (1Ин.3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство – духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовной смертью (Иак.1:15). Спаситель сказал:

«Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:5-7).

В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил любви, даже к тем, кто не находится с нами во взаимной любви:

«Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44).

А святые отцы учат, что не тот пост христианский, когда только мяса не ешь, но тот, когда не пожираешь осуждением и раздражением ближних своих. Таков христианский взгляд на грех убийства.

К греху убийства относится и то, что человек рискует своей жизнью без надобности. Например, если кто-то пьяным садится за руль, лазит по крыше, без защиты берет оголенные провода и т.д. Сюда же идет и то, если человек не совершает необходимых действий для спасения своей души – не искореняет серьезных грехов, не идет в храм, не кается. Грех детоубийства приписывается и тем, кто не воспитывает своих детей в любви к Богу и исполнению Его Закона. Кто своим близким не дает «живой воды» Божьего Слова, равнодушно глядя, как они движутся к пропасти, где могут потерять свою душу. Также сюда относятся намерения самоубийства, проклятия и самопроклятия, пренебрежение к жизни.

7 Не прелюбодействуй.

Сюда относится как физический блуд, так и духовный. Этой заповедью запрещается нарушать супружеские права другого человека, разрушать целостность его брака. Соответственно уклонение от Бога к идолам во многих местах Священного Писания, особенно у пророков, сравнивается с прелюбодеянием. При этом народ Божий представляется в виде неверной жены, оставляющей Мужа юности своей, Которому она обязана жизнью, пропитанием и изобилием, и идущей за чужими – «любовниками», которые не в силах принести ей ни блага, ни мира, ни тем более спасения (Иер. 2, 1-6; 2, 32-37; 3, 1-12; Ос. 2, 2-16 и др.). Душа идолопоклонника «прелюбодействует» с идолами, с началами немощными, вещественными, ничтожными, забывая единого Возлюбленного своего – Бога.

Также в Библии есть фрагменты, говорящие о нарушении брачного союза с Шейхиной, Которая была спутницей Израиля и посредником между ним и Богом:

«И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: "за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей» (Мал.2:13-15).

Также говорится и в Откровении ангелу Ефесской церкви:

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр.2:4).

Грех прелюбодеяния разрушает целостность человеческого существа.

«Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:4-6).

Также и духовный блуд делает раздробленным человеческое существо – т.к. разъединяет его с Богом.

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:15-18).

Христос показал, что Закон должен выполняться не только во внешних поступках, но он должен быть внутренней сутью человека. Об исполнении 7-ой заповеди Он сказал:

«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28)

8 Не кради.

Побуждает человека красть его пристрастие к удовольствиям и материальным благам. «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся» (Еф. 4:28). Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника и т.д. Уворовать можно не только материальное имущество – можно присвоить чужие идеи, разработки, открытия. Приписать свое авторство книгам, которые не писал. Темные силы обманом отбирают у высоких душ всевозможные дары. Вампиризм – это воровство на уровне энергетики. Человек, который желает получить какие-то блага хитростью, добиться каких-то привилегий – также занимается воровством.

9 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя “дьявол” значит “клеветник.”

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12:10).

Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Ап. Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы – члены друг другу» (Еф. 4:25).Относительно осуждения Спаситель категорически заявил: «Не судите, да не судимы будете!» (Мф.7:1).

Люди очень часто нарушают эту заповедь из-за неумения обуздывать свой язык. Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37).

Апостол говорит:

«...Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду» (Иак.3:5-12);

«Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26).

10 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с искушающей и разрушительной мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше – в мыслях.

Именно через этот грех, как говорит Библия в мир вошла смерть. Грех зависти называют грехом зрения. Уже нечистый взгляд в сторону другого вызывает включение темных сил. Известно, что именно этот грех толкнул священников на отвержение Бога:

«Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти» (Мк.15:10).


Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид:

«Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно» (Пс.1:1–3).

(Некоторые данные взяты из книги Д. Щедровицкого «Введение в Ветхий Завет. Книга Исход»)