Зависть - ресурс развития

Анна Федоровна Волкова
     Мы  привыкли  считать  зависть  вредным,  достойным  осуждения чувством.  Дискомфорт  испытывает  и  тот,  кто  завидует,  и  тот,  кому  завидуют.    Много  лет  назад,  когда  я  работала  начмедом   большой  больницы,  однажды  коллега,  кардиолог,  кстати,  жена  прокурора,  спросила,  как  мои  дела.  Я  всегда  в  таком  случае  отвечаю,  что  всё  хорошо.  И  вдруг  в  ответ  услышала:  «Завидую  я  Вам,  Анна  Фёдоровна,  всё - то  у  Вас  хорошо:  высшую  категорию  получили, двоих  детей  родили, диссертацию  защитили,  назначены  начмедом!».  «Елена  Власовна, -  ответила  я,  когда  ко  мне  вернулся  дар  речи, - мне  всё  это  досталось  не  за  красивые  глазки.  Это – большой  труд!  Ну  что  Вам  мешало   родить  детей,  заработать   категорию,  окончить  заочную  аспирантуру,  написать  и  защитить  диссертацию  и  в  результате  получить  повышение  по  службе?»
    И  я  вспомнила,  что  с  завистью    столкнулась  ещё  раньше,   когда   училась  в  аспирантуре   в  московском  Институте  биофизики.  Я  стояла  у  окошечка  библиотеки  института    и  вдруг   за  спиной  услышала  женский  голос:  « Какие  шустрые  эти  иногородние!  Всё - то  они  успевают:   и  детей  родить,  и  работать,  и  диссертации  защищать!  Зачем  им наука?!»  Я  оглянулась.  Разговаривали  две  незнакомые  мне  сотрудницы  института.  Меня  же  они  явно  знали  и  намеренно  говорили  громко.  Мне  стало  очень  обидно,  ведь  я  им  дорогу  не  переходила,  откуда  такая  неприязнь?    Мой   научный  руководитель  сразу  заметил,  что  я  расстроена  и  спросил,  что  случилось?  Я  рассказала.  А  он  мудро  заметил:  «Да  завидуют  они  Вам,  Анна  Фёдоровна!  Вашей  молодости,  внешности,  успешности.  Ведь  некоторые   околонаучные  старые  девы  так  и  прозябают  всю  жизнь  в  младших  научных  сотрудниках,   не  защитив  диссертаций  и    не  создав  семьи.  Не  обижайтесь,  а  пожалейте  их».
    Сама  я,  к  счастью,  никогда  и  никому  не  завидовала,   всего,  что  мне  было  нужно,  добивалась  трудом  и  терпением.  Пережила  много   трудностей  и   потерь.    Тем  более  поразил  меня    разговор  на  улице спустя  полгода  после  смерти  моего  мужа,  когда   знакомая  женщина   спросила:  «Почему  Вы  одна,  Анна  Фёдоровна?  А  где  Ваш  муж?  Все  привыкли,  что  Вы  всегда  неразлучны?»
  – Муж  умер…
  – Теперь  понятно,  почему  некоторые  злорадствуют.
  – Как  злорадствуют?!  У  меня  же  нет  врагов!  Наоборот,  полпосёлка  обращались  ко  мне  за  медицинской  помощью.
  – Да  завидовали  Вам!
     Так  что  же  такое  зависть?  В  некоторых  языках  это  слово  отсутствует  и  заменяется  синонимами:  ревность  к  чужому  успеху,  уязвлённость,  соперничество,  алчность  и  т.д.  По  мнению  психологов  у  зависти  есть  две  составляющие: восхищение  тем,  что  есть  у  другого  и  сожаление,  что  у  Вас  этого  нет.  Не  зря  же  существует  выражение  «белая  и  чёрная  зависть».  Чтоб  понять,  чем  они  отличаются,  надо  сравнить    два  слова:  иметь  и  уметь.  Одна  буква  полностью  меняет  смысл  выражения.
    Если,  видя  чужой  успех,  Вы  испытываете  чувство  собственной  неполноценности,  заглушить  которое  Вы  пытаетесь  тем,  что  принижаете  успех  другого,  искажаете  его  оценку – это  чёрная  зависть.  Ваша  энергия  уходит  в  никуда.  Вот  тут  самое  время  вспомнить  о  своих  собственных  талантах  и  возможностях  и  направить  свою  энергию  в  другое  русло.
    Совсем  другое  дело  белая  зависть! Вы  или  радуетесь  за  обладателя  того,  что  вас  восхищает, или  включаете  свои  скрытые  резервы,  чтоб  добиться  того,  что  есть  у  другого.
                Свой  ресурс  развития.