Когда жизнь не сахар

Андрей Бухаров
Белорусские сахарные заводы опубликовали финансовую отчетность за 2018 год. Она доступна на Едином портале финансового рынка. Как и в позапрошлом году, три из четырех заводов сработали в убыток, хотя его размер сократился.
Городейский сахарный комбинат за год сократил убыток на 14 млн рублей (до 12,7 млн рублей). Скидельский сахарный комбинат — на 7,5 млн рублей (до 10,9 млн рублей). Как отмечают аудиторы, это предприятие находится в сложном финансовом положении, краткосрочные обязательства комбината превысили краткосрочные активы.
А вот убытки Жабинковского сахарного завода увеличились с 2,9 млн рублей до 16,2 млн рублей. Предприятие, согласно выводам аудиторов, также находится в тяжелом финансовом положении.
В целом убытки трех заводов за год сократились на 8,3 млн рублей.
Слуцкий сахарорафинадный комбинат — единственный завод, который работает с прибылью. За год она увеличилась с 7,5 млн рублей до 13,3 млн рублей. Это следует из отчетности, которую опубликовал миноритарный акционер завода Дмитрий Наривончик в телеграм-канале «Нетрудовые доходы».
В прошлом году сахарные заводы пострадали из-за снижения цен на продукцию. Оно было спровоцировано переизбытком, в первую очередь российского, сахара на рынке.
Тогда правительство приняло ряд мер по поддержке отрасли. В стране были установлены минимальные отпускные цены на сахар, а также снижены закупочные цены на свеклу и природный газ для производителей.
«Эти меры были направлены, в том числе, на повышение экономической эффективности заводов и в первую очередь на то, чтобы сохранить присутствие белорусского сахара на внутреннем рынке. И эти меры показали свою эффективность. Но невозможно за один месяц сократить убытки, которые мы получили в течение двух последних лет», — сказал в комментарии Naviny.by первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов.
Сейчас, по его словам, ситуация на внутреннем рынке стабилизировалась. Российского сахара на полках белорусских магазинов нет. Торговать им стало невыгодно, поскольку цены на импортную и отечественную продукцию выровнялись.
Но на финансовые показатели предприятий по-прежнему давит высокая кредитная нагрузка. Заводы брали валютные займы под увеличение мощностей.
«Объемов получаемой выручки хватает впритык, чтобы погашать долги. Но у нас нет задолженности перед бюджетом, по заработной плате, за энергоресурсы. А это все влияет на финансовый результат», — отметил Игорь Шустов.
Если в России снова не упадут цены, то по итогам этого года сахарные заводы должны выйти на положительные финансовые результаты.
«Возможно, кроме Скиделя, потому что там высокая финансовая нагрузка. Им тяжелее всего», — добавил первый заместитель председателя «Белгоспищепрома".


Сахар вещь необходимая, но одно дело продавать его в мешках или пакетах за границу по бросовым ценам и совсем другое производить из него товары с высокой добавленной стоимостью, например конфеты и другие кондитерские изделия.

Пример Слуцкого сахарорафинадного завода тому яркое подтверждение.

Если сахар стоит 0,5 доллара за килограмм, то конфеты фабрики Коммунарка или Красный Пищевик стоят не менее 3 долларов, при этом сырьё для их приготовления вообще копейки стоит. Белкоопсоюз в прошлом году закупал яблоки по 5 копеек (2,5 цента), а красную смородину по 30 копеек.

Мне возразят: для производства мармелада или зефира нужен ещё и пектин, который в Израиле покупают.

А зачем покупать пектин в Израиле, когда у нас его навалом, причём не в виде химического препарата, а вполне натурального. Много пектина содержится в ревене, смородина, яблоках, но их технологи "в упор не видят", говорят, что у нас "технология"....