Ганза, или белая ночь

Ольга Андрианова 001
                     Море слегка шумит. Белая ночь на Балтике длинна и загадочна. Ее ночью  даже назвать трудно. По сути- длинный предсон , в сон не переходящий. Скоро наступит ВРЕМЯ  рассвета. Краешек солнца начинает показываться над размытой линией горизонта слабым позолоченным светом. Краешек тонкий полулунный. Маленький. Будто аккуратно отрезанная тончайшим ножом горбушечка круглого рижского черного.   Спор  золотого краешка с сумраком купольного неба безмолвный и настырный..

     Краюшкой хлеба не накормишь пять тысяч человек, если ты не Бог. Краюшка солнца не может переспорить ВСЕ небо. Но солнышко старается, а земля с удовольствием подставляет прохладный бочок под его теплые лучи. Этот дуэт вечен.

Получилось коротенькое эссе на тему надежды. Надежда на хорошее помогает перетереть и пережить потери прошлого...

Пятнадцать лет назад я стала эдаким неприкаянным краешком.

Ни себе,ни людям . Брожу брошенной собакой . Пишу рассказы, отправляю в журналы . Меня читают и даже покупают мои книжки. Если посмотреть со стороны, жизнь удалась.

Наконец - то я смогла распрощаться с городской суетой и исполнить свою мечту. Купила домик на взморье. До Калининграда - 35 км, до польской границы - 8. Здесь  особенно тихо. Если не слушать музыку и выключить бормочущий ахинею голубой экран, то слышны крики чаек и жужжание ветра в дюнах.

Утренний ветер играет песком все сильнее. Золотой краешек света превращается в четверть , а затем в половинку хлебно- солнечной пищи...Хлеб и золотая соль... Скоро надо приготовить завтрак и идти на разведку по владениям.. Я приехала всего несколько часов назад . Магазинчик на въезде в деревню был уже закрыт , и у меня нет даже хлеба...Зато есть кофе и вчерашяя булочка . 

   Солнце пригревает сквозь стекла окон,ветер играет листвой  деревьев . Под окнами ива  тихо аплодирует миллионом тоненьких ладошек. Все теплее и теплее лучи согревают мои щеки и  лоб...

" Торжественно Ра пронесет светило плененное  днем  . Нилу подарит избыток  добра полнотой от богов".

         При чем здесь Древний Египет,не знаю,хоть убей. Да еще в греческом размере. Я точно не выспалась. Зачастую приблудная художественная мысль становится началом нового рассказа.. Первая . Белая. Ночь.

В своем доме я абсолютно новенькая и чужая.

Первая тихая брачная ночь с моим новым последним домом. Я так решила.

В  огромной мансарде пусто,если не считать дивана, мольберта и двух ящиков. Один с красками  и кистями. Другой полон красных аппетитнейших  яблок . Вот и завтрак, и обед. 

 В больших корзинах  мотки шерстяных ковровых ниток. Наверное, прежняя хозяйка увлекалась макраме. На полу есть коврик. Похоже,что ручной работы.

Дух дома . Дух времени еще жив здесь. Я мечтаю молча,чтобы не спугнуть его. Zeitgeist  жесток к тем, кто его не слушается.

У меня теперь свой Zeitgeist.  Своя коробка. Свой дом. 

Посвист ветра прерывается тонкими настойчивыми звуками. Птицы?   Встаю с дивана и подхожу к окну. То,то я увдела внизу,заставило замереть от удивления и страха.

Высокий юноша в черном. Капюшон и козырек бейболки скрывают лицо. Но не это главное. В руках у него- миноискатель !!!

Я люблю приключения. Но не до такой степени, чтобы быть их жертвой.

Юноша весь в черном . Медленно обходит дом, прозванивая почву и даже фудамент . ПОЧЕМУ он ходит здесь, почему???

Я боюсь пошевелиться. Ой. Кажется,входную дверь вчера не заперла... Сердце начинает бешено стучать.Где же  телефон?
 Медленно отхожу вглубь комнаты. Вот лохушка. Он в сумочке. Сумочка на столе в кухне первого этажа.

 Шаги черного юноши слышу на первом этаже... Вот теперь скрипят ступени лестницы на второй этаж.. ЧТО ЕМУ НАДО???

 Зачем  я купила этот дом в этой пустоши? Дура. Дурища.

Надо было подкопить денег хотя бы еще пару лет, и купить таунхаус в охраняемом поселке. Здесь меня прикончат, и все. Конец.

Мои нервы не выдерживают, я поднимаю сташный визг и начинаю бросать в черную фигуру в арке  входа чем попало.

Яблоки, корзины, ящики и мольберт. Все,что находят мои руки.. Стоит грохот, все мелькает в моих глазах. Наконец больше ничего не могу найти,что можно бросить во врага. И теряю сознание от страха и напряжения.

                 Ощущаю слепящие лучи сквозь сомкнутые веки. Тысячеваттная лампа . Нет,слава Богу. Это солнце. Полная круглая буханочка висит под верхней рамой окна. Полдень. Тишина. Пылинки взлетают вверх хаотичным танцем .Тепло. Ни звука.

Встаю. Вокруг разгром. По полной программе. Называется - подготовка к ремонту. Состояние мансарды после тотального обыска. Ладно . Что же внизу? 

Идеальный порядок. Сумочка на столе. Телефон , паспорт и деньги на месте. Вот это вор... растяпа...недоучка..

Дверь на террасу открыта. Мое любопытство сильнее опасений.

 - "Что это?  Красная пряжа . Довольно толстенькая нить зацепилась за шершавые балясины и тянется среди мелкой травки к калитке."

                Иду вдоль нитки. Со стороны кажется, что я что - то потеряла . Пусть. За калиткой нить сворачивает налево, к соседнему дому.

" Вот это вор... даже следы не замел.."

         Я  усмехаюсь немного надменно..." как можно не заметить прицепившийся к пряжке одежды  большой моток ниток..... или .. наверное, брошенный мной клубок запутался в миноискателе и по дороге раскрутился, обозначая путь отступления !"

         Нить приводит меня прямо к двери. Я стучу в эту дверь. Через минуту она открывается. На пороге появилась аккуратненькая сухонькая старушка. Вид у нее испуганный. Наверное,она видит мое взбудораженное лицо.

Несмотря на это, она безмолвно показывает мне, что надо не стучать в дверь, а звонить в звонок . Вышитая плотная неширокая  лента свисает на двери . Только слепой не увидит . Точно, вид у меня сумасшедший.

- Милая, Вы что? Кого ищете? Кто Вы?

- Здравствуйте. Я Ваша новая соседка. Вчера купила  дом.

 Вы только не пугайтесь.

          Я пытаюсь говорить спокойно . Стараюсь следовать правилам приличия. Вежливые люди должны изобразить приветливость , несмотря ни на что, чтобы с ними стали общаться.

- В вашем доме спрятался грабитель. Это опасно! Идемте ко  мне, мы вызовем полицию!

- Какой грабитель?  у нас нет грабителей. 

Я показываю красную нить, ведущую к моей калитке.Пытаюсь рассказать , что случилось.

Вдруг старушка начинает кричать, обернувшись в дом :

- Эльза! Эльза!  иди сюда скорее! Это ты ходила опять со своим прибором?

Выходит мой грабитель. Те же брюки и рубашка. Та же бейсболка. Пунцовое лицо.  Мрачный юноша оказался высокой симпатичной девушкой лет шестнадцати. Волосы светлорусые. Распущены по плечам. Такие были у меня в молодости. Очень похоже. Будто я вижу свое фото . Только в нежном образе юности.

Эльза повесила голову и готова заплакать. Однако ее бабушка  оказалась отменным дипломатом:

- заходите, пожалуйста. У нас есть хороший кофе. И хорошие сливки.

 Я благодарю и принимаю приглашение. Вот это история. Мне хочется узнать о соседях .  Они наверняка хотят узнать, кто я . Начинается разговор. Короткое знакомство.

Мы сидим на венских стульях с вышитыми плоскими подушечками на сиденьях. За небольшим круглым столом. Стол явно мал . Рассчитан на двоих. Интересно, где родители Эльзы?

Эмма качает головой и переводит разговор в другое русло.

Я подчиняюсь. Душевные раны требуют пощады и тактичности.

Эльза справилась со своим смущением, извинилась за ночной налет и спрашивает меня, хочу ли я послушать местную легенду?

- Конечно,хочу! С удовольствием!

- "шестьсот с лишним лет назад", -начинает Эльза свой рассказ,-

во времена Ганзейского союза жил был очень богатый молодой купец. Звали его Томас. Состоял он в особенной купеческой общине . Все члены общины должны были быть холостыми. Основатели  монахи- доминиканцы ввели такое строгое правило. Община была самой богатой в городе. Содержалась школа  при монастыре. Самые знатные мальчики учились торговому делу на пользу города.

 - Но сердцу не прикажешь.- продолжила бабушка Эмма - Влюбился Томас . Увидел в здешних дюнах  белокурую красавицу - певунью Бируте. И пропал в ее глубоких синих глазах. Тайно обвенчался с ней в местном маленьком женском монастыре. И уехал по своим торговым делам. В славный город Фленсбург. Или в Свеенборг. Наша рыба особенная, на всю Ганзею славится. Да что там . На весь мир. 

Осталась Бируте ждать.  В богатом рыбацком хуторе жила . С местными монахинями дружила, в монастыре работала. Ее рисунки и тексты песен сохранились .Все помнят о ней.   Ждет любимого  Бируте, рисует и вышивает. Ковры соткала. Полотенца изумительной красоты. Фартуки- приюосте  и юбки- сийонас  у нее получались самые красивые. Томас особенные нити ей привозил - золотые  и серебряные. Перстень княжеский подарил в знак любви . Однако в те годы за такую красоту и украшения из золота штрафовали. Без разрешения короля нельзя носить. Только на большие праздники и ко двору княжескому.Ни в коем случае нельзя было быть богаче князя. Иначе казнить могли.

Здесь я не удержалась:

- конечно,конечно, помню! Вся Европа придерживалась такого правила. Мы все помним Анжелику- маркизу Ангелов и ее мужа, графа де Пейрака. 

Вижу,что Эльза совсем справилась  со смущением и глазами прошу добавить мне кофе.

Эмма продолжает:

- Эльза взяла в голову, что найдет сокровища Бируте именно на нашем берегу.Она уже обследовала развалины монастыря .

Эмма машет рукой по направлению в сады за домами." здесь недалеко".

- бабушка! Легенда прямо говорит, что Бируте встречала Томаса  на берегу, на высоком мостике. В украшениях и нарядном платье. В тот день приплыл не Томас, а монахи и стража . Тайну Томаса кто - то выдал, и он был заключен в тюрьму. 

Бируте вовремя спохватилась и убежала на хутор, а украшения и одежду спрятала в тайник под полом. Со временем песок занес все следы построек, но я найду! Мне нужны морские карты  береговой линии по годам, а эти карты есть только в университете , в Таллинне.

Услышав такие слова, я вздрогнула. Мой бывший муж  был преподавателем на кафедре физики и математики.В университете Таллинна..Академик. Умнейшая голова , но резок и импульсивен, словно подросток. Эту голову вскружила молодая сотрудница, и мы расстались. Он погиб вскоре от обширного инсульта. Но в этом нет моей вины. 

Эльза стрекочет дальше:

- посмотрите, какие изумительные рисунки я нашла в тайнике развалин монастыря! и остатки драгоценной ткани с золотым шитьем! Еще немного, и я найду легендарный перстень счастья!

На рисунках в руках Эльзы я вижу растительный орнамент и звезду с тонкими лучами . Такими искрами и линиями светится ограненный алмаз. Я видела  раньше в краведческом музее  остатки средневековых тканей и реконструкции орнаментов, но такую гармоничную и завораживающую  картинку - в первый раз. Наверняка перстень в самом деле содержал королевский камень. Свет солнца отрисован в ритме   гармонии бриллиантовой огранки.

Я печально улыбаюсь:

- давайте вернемся к реальности. Все это очень красиво, но правда ли?

Эльза снова вспыхивает пунцовыми яблочками щек.

- правда, правда! мой  искатель докажет всем, что правда!

- Эльза, расскажите, в самом деле, что за чудесный аппарат был сегодня у Вас?

Где я видела такую бурную запальчивость, как у Эльзы?

Тем временем она  не менее бурно продолжает  тараторить:

- я реконструировала обычный миноискатель. Встроила в  его  схему ультразвуковой бета генератор на кристаллах редмия.

Ого. Меня потряхивает от внутреннего жара. Девочка необычайно талантлива или сумасшедшая...

- теперь я могу найти в песке что угодно на глубине даже в пятьдесят метров! с точностью до сантиметра. Даже неметаллические предметы!

- Эльза, а что Вы скажете о стенах и фундаменте моего дома?

 " Пусть это будет проверкой", думаю я.

- фундамент очень неплохой. Армирован  сварной в узлах 10 - кой . Места стыков внахлест. Не в углах.

- верно! " Перед покупкой дома я заказала строительную техническую экспертизу. Все так. Подростки  обычно не осведомлены о правилах связки арматуры в стенах. Тем более , девочки.

Я   слушаю Эльзу и  невольно заражаюсь неуемной энергией этой девочки. Ее увлечение не потянет на нобелевку, но...

- Наверное, мы утомили разговорами Эмму.

 Она пересела в уютное кресло качалку и дремлет.

- нет, милые мои. Однако  мне пора заняться обедом. Идите купаться. Вода прогрелась как раз.

Мы с Эльзой  берем суровые вышитые по краям полотенца и уходим к берегу. Идти недалеко и легко. За невысокой дюной открывается дикий пляж. 

- Ксения,

обращается ко мне Эльза , - Вы надолго  останетесь у нас?

 Я иду за ней по узкой тропинке и  вижу ее высокую худенькую фигурку в тонком платье,  и мечтаю - моя дочь могла бы быть такой...

- да, я теперь навсегда хочу здесь остаться.  Вы разрешите мне искать вместе  перстень счастья?

- Вы тоже ищете счастье?  Я думала...

Вдруг Эльза внезапно останавливается весьма резко. Я налетаю на нее . Одной рукой обнимаю ,потому что инерция желает  уронить на песок нас обеих. Мы сначала пугаемся. потом хохочем. Какая хорошая девочка. 

- моя мама была похожа на Вас, Ксения...

Я немного смущаюсь. Такое печальное признание намекает на большую разлуку..

- Эльза, родители в дальней командировке? 

- да.. они.. на небе..погибли в автокатастрофе ...

Она задумывается так глубоко, что мне тоже больно. Мы некоторое время стоим, обнявшись. Я не знаю почему, но наши сердца бьются в унисон и от ее волос пахнет так... как от моей мамы.. запахом  свежего хлеба и солнца...

- Эльза, догоняй!

Я целую ее в чистый лоб и бегу в волну, на ходу снимая платье. От этого невинного объятия душа поет, словно я уже  нашла тот самый перстень счастья.

Эльза подхватывает мой порыв, и тоже бежит купаться нагишом. Здесь точно  никого не будет рядом. Мы быстро искупаемся и будем вытираться до румянца суровыми полотенцами...

Господи, прости меня... я нашла дочь взамен ... я плаваю и соленая вода делает невидимыми мои слезы. Тогда мне сказали, что моя новорожденная дочь умерла, прожив всего два дня.

Эльза подплывает ко мне. Ее прекрасные волосы собраны косынкой. По спине и шее переливается прозрачная вода. 

Я четко вижу родинку в виде двойного сердечка на ее беленькой спинке. Как раз там, где двигаются лопатки.

Такое пятнышко у всех женщин нашего рода. Такое пятнышко было у моей двухдневной дочки..

Господи, если Эльза- МОЯ ДОЧЬ , то кто похоронен в маленьком  гробике пятнадцать лет назад?????

 

 

;