Неразоблачённая Изида

Александр Шувалов
(Репортаж № 24)

В 1877 г. Блаватская опубликовала в Нью-Йорке книгу «Разоблачённая Изида», в которой писала о «ключах к тайнам древней и современной науки». Однако до нашего времени оккультизм и личность Блаватской остаются во многом таинственными. В России на волне гласности 90-х годов отмечался большой интерес к книгам этой своеобразной писательницы. Сейчас популярность Блаватской уменьшилась и стала адекватной её истинному историческому значению.

Елена Петровна Блаватская (1831-1891) - русская писательница, основательница теософического общества, устроительница многочисленных спиритических сеансов; она путешествовала по Северной Африке, Малой Азии, Северной и Южной Америке, Индии, Китаю и часто в таких местах, где раньше не появлялись европейские женщины. Личность Елены фон Ган (Блаватской она стала по фамилии мужа) крайне неоднозначна. С одной стороны, ею написаны многочисленные тома по серьёзным вопросам отношений материальной и духовной сущностями человека, с другой, она неоднократно обвинялась - и не бездоказательно - в примитивном шарлатанстве.

Рассмотрим нашу героиню с психопатологической точки зрения. Психический инфантилизм и дисгармония Елены были замечены родными со школьных лет, когда впервые появились истерические состояния, сопровождаемые судорогами и галлюцинациями. Девочка рассказывала, что перед ней возникал величественный образ индуса в белой чалме, которого она называла своим «Покровителем», утверждая, что именно он спасал её в минуты опасности. Блаватская писала: «В течение примерно шести лет (в возрасте от восьми до пятнадцати) ко мне каждый вечер приходил какой-то старый дух, чтобы через мою руку письменно передавать различные сообщения. Это происходило в присутствии моего отца, тёти и многих наших друзей». (М.К. Нэф, 1993).

Блаватская росла очень нервной, впечатлительной. «У неё бывали случаи хождения во сне». (И.Н. Неманов и др., 1969).

С детства не признавая никакой дисциплины, Блаватская не слушалась воспитателей, всякое противоречие вызывало в ней раздражение, доходящее до судорожных приступов. Как хулиганистый мальчишка Елена немедленно нарушала любой запрет. В подростковом возрасте отмечались сноговорение и снохождение. Однажды её нашли в таком состоянии в подвале дома, разговаривающей с каким-то невидимым существом. Она писала: «Я ненавижу наряды, украшения и цивилизованное общество; я презираю балы, залы. Как сильно я их презирала, показывает следующий случай. Когда мне исполнилось 16 лет, меня заставили однажды пойти на большой бал у царского наместника Кавказа. Мои протесты никто не хотел слушать и мне сказали, что велят прислуге насильно меня одеть, вернее раздеть, соответственно моде. Тогда я умышленно сунула ногу в кипящий котёл и потом должна была 6 месяцев сидеть дома… Если бы в моей юности какой-то молодой человек посмел заговорить со мной о любви, я застрелила бы его, как собаку, стремящуюся меня укусить. До 9 лет единственными “нянями”, которых я признавала, были артиллерийские солдаты и калмыкские буддисты». (М.К. Нэф, 1993).

Родыне боялись её припадков, когда она на время казалась всем «окоченевшей. Кожа у неё становилась нечувствительной, и закатывались глазные яблоки. После одного из таких припадков она овладела… автоматическим письмом: способностью бессознательно фиксировать на бумаге получаемую из непонятных источников информацию». (Сенкевич А.Н., 2010).

В семнадцать лет Елена вышла замуж за 60-летнего генерала, ереванского вице-губернатора Н.В. Блаватского. Сыграли свадьбу, а через несколько месяцев молодая жена, по её словам, девственницей (!) уехала в путешествие, из которого вообще не собиралась возвращаться домой.

Но по другим данным, она всё-таки забеременела, родила, но «увидев своего первенца, она вообще впала в летаргическое состояние. Бесчувственную, её погрузили в лодку и отправили рекой до Кутаиси… В Кутаиси у неё начались галлюцинации, словно она заболела горячкой. …боязнь семейного скандала заставила Блаватскую совершить первый некрасивый поступок в отношении сына . Она через дядю Ростислава Андреевича получила от врача, его друга – профессора С.П. Боткина (1832-1882), справку о своём бесплодии». (Сенкевич А.Н., 2010).

Всё то, что сообщалось впоследствии самой Еленой Петровной о своих странствиях, также часто носило характер фантазий: например, какие-то духи переносили её нематериальным способом из одной страны в другую. Все литературные произведения создавались, по собственному признанию Блаватской, с помощью сверхъестественных сил, так как «покровители» могли «легко сообщаться с ней на расстоянии посредством мысленного телеграфа».

Когда «покровители» не писали её рукой, они помогали ей другими удивительными способами. «Вера, - пишет она сестре, - я пишу Изиду , нет, скорее не пишу, а записываю и рисую то, что Она сама мне показывает. В самом деле, временами мне кажется, что древняя богиня красоты самолично ведёт меня через все области тех столетий, которые я должна описать. Я сижу с открытыми глазами и… вижу и слышу всё реальное вокруг себя и при всём том вижу и слышу то, о чём пишу… Столетие за столетием, образ за образом медленно выплывают издалека и проходят передо мной, словно в магической панораме». (Г. Мэрфи, 1999). Когда Блаватской требовались выдержки из какой-нибудь редкой древней книги, страницы последней тотчас же появлялись перед её глазами в «астральном свете».

Сохранились воспоминания, принадлежащие государственному деятелю и будущему председателю Кабинета министров России С.Ю. Витте, который вряд ли был склонен к легкомысленной доверчивости. «Когда я познакомился с ней ближе, то был поражён её громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом: никогда не учившись музыке, она сама выучилась играть на фортепиано и давала концерты в Париже (и Лондоне); никогда не изучая теорию музыки, она сделалась капельмейстером оркестра и хора у сербского короля Милана… никогда серьёзно не изучая языков, она говорила по-французски, по-английски и на других европейских языках, как на своём родном языке;.. она писала с лёгкостью всевозможные газетные статьи на самые серьёзные темы, совсем не зная основательно того предмета, о котором писала». (С.Ю. Витте, 1991).
Выписка из письма Блаватской к Н.А. Фадеевой: «...как могло случиться, что я, до зрелых лет, тебе известно, круглый неуч, вдруг стала феноменом учёности в глазах людей действительно учёных?.. Подумай только, что я, которая ровно ничего не изучала в жизни; я, которая ни о химии, ни о физике, ни о зоологии - как есть понятия не имела - теперь пишу обо всём этом диссертации. Вхожу с учёными в диспуты и выхожу победительницей... Я не понимаю, как это делается... Всё, что я ни читаю теперь, мне кажется знакомым... Я нахожу ошибки в статьях учёных, в лекциях Тиндаля, Герберта Спенсера, Хёкслея и др. ...У меня толкутся с утра до вечера профессора, доктора наук, теологи… Откуда же всё это? Подменили меня что ли?» (***, 1992).

Практически у каждой гениальной женщины имеются свои неблагополучия в сексуальной сфере. Фридрих Ницше писал в книге «По ту сторону добра и зла»: «Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в её половой системе что-нибудь да не в порядке. Уже бесплодие располагает к известной мужественности вкуса» (1990). Блаватская не составляет в этом правиле исключения, поэтому игнорировать данную патологию было бы неверным, в связи с тем громадным влиянием, которое сексуальность оказывает на личность. По мнение немецкого сексопатолога Моля, у неё «можно предположить наличие ложного гермафродитизма, при котором, как показывает опыт, часто имеют место гомосексуальные наклонности. Временами Блаватская обращалась к однозначно мужским профессиям… Эпизодически она присваивала себе мужское имя, например, “Джек” и могла шуметь и ругаться как ломовой извозчик». (A. Moll, 1910). Факты такого поведения подтверждают и отечественные биографы. «Е.П. Блаватская с внешней стороны проявляла больше недостатков, чем достоинств... Она была обуреваема страстями, всегда раздражена, негодовала, проклинала и командовала без конца; ругалась как солдат; курила с утра до вечера повсюду, даже в священных храмах Индии». (Е.Ф. Писарева, 1990).

Елена Петровна никогда не жила да, видимо, и не стремилась жить полноценной женской жизнью: после падения с лошади у неё произошло смещение матки, «освободившее её от сексуальных переживаний и давшее возможность всецело сосредоточиться на духовных исканиях». (И.И. Гарин, 2004). Здесь уместно привести выписку из медицинского свидетельства от 1885 г., которое подтверждает такое предположение: «Страдает Anteflexio Uteri , по всей видимости врождённой, поскольку она, как показывает подробное исследование, никогда не рожала и не переносила гинекологических заболеваний». Близкий соратник Блаватской по теософскому обществу полковник Генри Олкотт дополняет: «Каждое её слово и каждый её поступок говорили о безразличии к сексу». (Г. Мэрфи, 1999).

Весной 1878 года она, упала в обморок, продолжавшийся несколько дней. Её сочли умершей и собирались хоронить. Но на пятые сутки такое состояние внезапно прошло и она встала, здоровая и жизнерадостная. «Такие летаргические состояния чрезвычайно характерны для лиц, страдающих выраженной истерией». (И.Н. Неманов и др., 1969).

Относительно её оккультных способностей сохранились самые противоположные мнения. Приведём два из них.

«Главная же её сила и условие её успехов заключались в необычайном её цинизме и презрении к людям... “Чем проще, чем глупее и грубее феномен, - признавалась она мне впоследствии, - тем он вернее удаётся”». Выписка из отчёта учёной комиссии, назначенной для исследования феноменов Теософического общества, гласит: «Что касается нас, мы не видим в ней ни представительницы таинственных мудрецов, ни того менее простой авантюристки; мы полагаем, что она заслужила своё место в истории как одна из наиболее совершенных, остроумных и интересных обманщиц нашей эпохи». (В.С. Соловьёв, 1994).

 «…во время оживлённого разговора… она внезапно останавливалась, как бы прислушиваясь, и вслед за тем каждый раз появлялось или письмо, или внутреннее указание, которое она спешила выполнить. Никто при этом не слыхал каких-либо звуков, кроме неё; лишь до её раскрытого внутреннего слуха ясно доносились внутренно произносимые слова Учителя, которые и передавались посредством соединявших их магнетических токов… Если бы это было не верно, если бы за ней не стояли Учителя и она сама придумала свою “Тайную Доктрину”, со всеми её бесчисленными ссылками и цитатами, она оказалась бы не только обладательницей огромной учёности, неизвестно где приобретённой, но и величайшим гением, потому что такого индивидуального творчества, как её “Тайная Доктрина”, не найти ни в одной эпохе. И что могло заставить её лишать себя заслуженной славы, почёта и уважения своих современников и упорно приписывать своё личное творчество несуществующим призракам? Какие силы могли бы заставить человека, который собственными усилиями приобрёл массу знаний, отрекаться от них в пользу создания своей фантазии, вызывая лично к себе оскорбительное недоверие, насмешки и непонимание со всех сторон». (Е.П., 1991).

Блаватская принадлежит к той категории деятелей, гениальность которых соединяется с авантюризмом... Будучи энергичной и талантливой натурой, открыв путь на Запад буддизму и йоге медитации, Блаватская смогла реализовать свой литературный потенциал. Другая творческая грань её личности была окрашена в яркие истерические тона, привлекая к её персоне повышенное внимание окружающих. «Сверхнормальные» способности поддерживались шарлатанскими приёмами, что она особенно и не скрывала. Третья грань её личности – сексуальная девиация в сторону гомосексуальности – характерна для большинства великих женщин. Сочетание этих граней, среди которых психопатологическая составляющая занимает не последнее место, сформировало личность, уверенно занявшей своё особое место в истории и литературе. Внимание и доверие к ней общества колебалось в зависимости от состояния и мировоззрения самого общества.

А мне лишь хотелось напомнить читателям, что жила такая русская женщина, которая на свой лад видела и объясняла существующий мир.