Возвращение в весну

Борис Аксюзов
- Па, посмотри, ручьи побежали! – закричала дочь из гостиной. – Я открою окно, можно?
- Еще рано открывать окна, - ответил ей Павел Сергеевич, поспешив из кухни, чтобы Ольга, не дай Бог, не совершила желаемое. – Ручьи на улице еще не показатель, что пришла весна и стало тепло
Он выглянул в окно и досадливо поморщился: по мостовой и вдоль тротуаров действительно бежали потоки мутной воды, унося с собой мусор и комья снега.
«Без галош сегодня не обойтись, - подумал он. – Только не забыть бы их в раздевалке, когда буду возвращаться домой. После работы у меня начисто отшибает память».
Он вернулся на кухню, допил чай, хотя он совсем остыл, и вышел в прихожую, где уже одевалась дочь.
- У тебя сколько уроков сегодня? – спросил он.
Ольга улыбнулась ему и радостно затараторила:
- Всего пять, но я уже сказала маме, что приду поздно. Я думаю вдохновить своих девчонок пойти за подснежниками в лесопарк…
- А я надеюсь, что твои девчонки окажутся разумнее тебя, - строго остановил ее отец. - Какие могут быть подснежники сейчас? И в каком еще лесопарке? Туда ходят трамваи?
- Наши мальчишки уже собирали подснежники и подарили нам по малюсенькому букетику на Восьмое марта. А Комсомольский лесопарк находится в километре от нашей школы. Ты даже этого не знаешь, потому что ни разу не был в школе, где уже десятый год учится твоя единственная дочь.
- Я обязательно приду на твой выпускной вечер, - пообещал отец. – А ты непременно надень галоши, чтобы не промочить в этом лесопарке ноги.
- Какие галоши? – вскричала Ольга. – У меня отличные итальянские сапоги, в которых я хожу по снегу и любой слякоти! Видно, не зря мой одноклассник Юзя Фридман говорит: «Я никогда не стану профессором, потому что они все очень рассеянные и не от мира сего».
- А этот Юзя, случайно, не сын ли моего коллеги Абрама Моисеевича Фридмана?
- Он самый. Он тянет на золотую медаль, но поступать будет не в медицинский, а в горно-металлургический институт. Ладно, я побежала…

В этот день у профессора Страхова в институте было всего две «пары» и, спускаясь по лестнице к раздевалке, он думал, как бы не забыть там галоши, и предвкушал интересную работу над статьей для медицинского журнала. Но тут перед ним возникла девушка в розовой кофточке и, жалобно глядя ему в глаза, спросила:
- Павел Сергеевич, вы меня помните? Я – Ирина Гусева…
- Конечно, помню, - ответил он недовольным тоном. – По-моему, излишне напоминать мне об этом.
- Но вы, вероятно, забыли, что я завалила у вас экзамен по основам педиатрии. Я хотела бы пересдать его прямо сейчас, если можно. Мне очень надо…
- Если в деканате вам выдадут направление на пересдачу, я охотно приму у вас экзамен.
Девушка сразу же протянула ему бумажку:
- Я уже взяла его у декана.
- Прекрасно! Тогда давайте найдем свободную аудиторию и поговорим с вами об основах педиатрии.
Когда студентка села перед ним за стол, и он взглянул на ее взволнованное лицо, у него мелькнули мысли, уже давно не посещавшие его: «А какая она красивая сейчас. Вероятно, оттого, что весна наступает. А, впрочем, все женщины красивы, когда волнуются… »
- Я буду отвечать по билетам? – спросила девушка.
- Нет, зачем же? Просто расскажите мне об основных симптомах при заболевании корью.
- Первыми и наиболее характерными симптомами кори являются: высокая температура и появление на лице пятен Вельского.., - тут же зачастила студентка…
Когда он поставил в её зачетку жирную «четверку», девушка вдруг улыбнулась и сказала:
- А вы знаете, что я дочь Елены Михайловны Рощиной7
- Лены Рощиной?- оторопело переспросил он. - Той самой?
Девушка рассмеялась:
- Не знаю, той самой или нет, но она знает вас очень хорошо. И однажды даже сказала мне, что вы были в нее влюблены.
- Вполне возможно, - задумчиво произнес Павел Сергеевич, но тут же спохватился, поняв, что сказал нечто неуместное, и заговорил быстро и горячо:
- Конечно же, конечно! Я был влюблен в нее, мы вместе учились в институте, но кто тогда не был в нее влюблен? Она по-прежнему такая же красивая?
- Мама для меня будет всегда красивой, даже в глубокой старости, - ответила Ирина.
Затем, чуть подумав, спросила:
- А хотите увидеть её? Мы живем совсем рядом, в собственном доме возле десятой школы.
- Там учится моя дочь. Это и взаправду недалеко. Но будет ли это удобно?
- Будет, будет! – почти закричала девушка. – Папа у нас тоже врач, они вместе с мамой в военном госпитале работают. Он знает о вас по рассказам мамы. А бабушка до сих пор помнит, как вы приходили к ним с цветами.
- Хорошо, - решительно сказал он, - Я только спущусь в раздевалку и надену эти ненавистные галоши …

Когда на крик Ирины: «Мама, посмотри, кто к нам пришёл!» распахнулась дверь маленького домика, Павел Сергеевич вздрогнул: перед ним стояла та самая Ленка Рощина, его первая любовь, о которой он в суете и превратностях жизни стал уже забывать.
- Пашка, - выдохнула она чуть слышно, - это ты?
- А кто ж еще? – ответил он хмуро, как обычно говаривал в юности, чтобы показать свою серьёзность и независимость. – Пашка Страхов, твой верный «лыцарь» и поклонник твоей красоты, которая, как вижу, не увяла.
- Ты это брось, Страхов, - тоже стараясь выглядеть серьезной, но не в силах сдержать улыбку, сказала она. – Не к лицу солидному профессору говорить комплименты пожилой женщине. Чай будешь?
- Нет, - коротко и категорично отказался он. – Давай лучше прогуляемся по городу. Помнишь, как мы бродили с тобой по улицам, а по канавам бежала весенняя вода, и вдали виднелись снежные горы?
Таких слов он не говорил уже давно, а сказав их, удивился и понял, что произошло что-то непонятное и большое, с ним и со всем миром…
- Конечно, помню, - услышал он ее тихий голос, ничуть не изменившийся с тех далеких лет. – Но того, Пашенька, уже не вернуть.
- Ерунда! У тебя есть итальянские сапожки?
- Зачем? И почему именно итальянские?
- Моя дочь говорит, что в них можно ходить по снегу и в слякоть. А мы с тобой сейчас пойдем на Сапицкую Будку, как назывался в наше время нынешний Комсомольский лесопарк, и будем искать подснежники. Ты помнишь, как на твой день рождения я пришел со своим студенческим чемоданчиком, которые тогда назывались «балетками», и попросил тебя открыть его…
- Я открыла и увидела, что он полон цветов: подснежников и фиалок…
- Сейчас ты бы, наверное, выругала меня за варварское отношение к природе, но тогда мы не думали об экологии, потому что были молодыми и влюбленными… А сегодня мы сорвем с тобой три маленьких цветочка и запомним их навсегда, до глубокой старости…
- Скажи уж, до самой смерти…
- Можно и так… Одевайся….

Они вошли в лес, когда солнце уже начало клониться к закату, заполнив мир нежным искрящимся светом.
- А ты знаешь, - сказал он, - моя дочь тоже пошла сегодня сюда в поисках подснежников. И мне порою кажется, что сейчас она выйдет из чащи, увидит нас и спросит: «Па, это ты?! А кто эта женщина?»
- И что ты ей ответишь?
- А я скажу: «Это моя первая любовь, Ленка Рощина». Она очень удивится: «Па, у тебя была первая любовь?» И я тогда отвечу: «Да, была, да еще какая! Вам до нее расти да расти… »
- Вот ты, оказывается, какой, - задумчиво и грустно сказала она. – А Иришка говорит, что ты бесчувственный сухарь, профессор со странностями и жуткой рассеянностью.
- Она права. Но я и сам не знаю, что случилось со мною сегодня. Этот день начался с крика дочери, выглянувшей из окна на улицу и увидевшей там первые ручьи, А потом все пошло, как с тем ручьем: ожил он и побежал незнамо куда, захлебываясь от счастья… А вот и первый подснежник!
Он наклонился, чтобы сорвать, цветок, пробившийся сквозь снег у самой тропинки, но она остановила его:
- Не надо… Мне уже счастливо, что я увидела такое чудо… Вместе с тобой…