Несколько слов о душе

Алексей Афонюшкир
Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера являются, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, мы до конца своих дней остаёмся заложниками обычной физиологии, которая требует от нас постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Нам нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь была безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, пока не догадываешься.

Присутствует, однако, ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens совсем не достаточно. Почему? Оказывается, для человека, у которого действительно имеется разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Всем нам нужны определённые жизненные ориентиры, позволяющие более объёмно и рационально означить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.

Что приводит человека к этой мысли? Как пришёл к ней наш прародитель — обыкновенная обезьяна? Если верить создателю этой приматологической теории, Чарлзу Дарвину, сущность прогресса начинается с простого сучка, которым шимпанзе или орангутанг сбили с дерева плод, не доступный ранее. Так это или нет — другая история, но общий принцип примерно таков: для обретения лучших условий существования собственные возможности слишком узки. Нужен посредник. Нечто, выходящее за пределы, заданные природой.

Духовность является именно этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя свой интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя самого.

Чем отличаются духовные потребности от материальных

Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не являются совершенно необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут тебя накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения своего духовного мира — только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.

Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Ведущей силой духовных наклонностей является не конкретная выгода, а любопытство. Это свойство любой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно может оказаться полезным в будущем.
При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна. Её может ограничить только отсутствие свободного времени.

Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы всегда предметны и обусловлены имеющейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала является творчество.

Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь являются две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой коммуникации, другая с чувственным познанием мира.

Коммуникативная функция сознания позволяет субъекту получить необходимую ему духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.

Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание всего лишнего и усвоение того, что представляется необходимым в данный момент.

Виды духовных потребностей

За свою долгую историю человечество опробовало множество вариантов духовного идеала, определявших мораль того или иного общества. Эта мораль порой обретала совершенно ужасающие черты, развращающие природу человека. Мучительная практика многих веков показала самыми постоянными духовными ценностями всех времён и народов являются любовь, дети, дружба, вера в лучшее, надежда на то, что оно сбудется, верность, преданность, всё то, что включает в себя понятие счастья. В этот достойный список можно включить ещё свободу творчества, независимость в принятии судьбоносных решений, уверенность в своей правоте.

Основные потребности в духовной сфере условно можно разделить на две группы.  Первая из них связана с накоплением духовного потенциала, вторая — с его реализацией в социальной среде.

К первой группе духовных потребностей относятся:
-стремление общаться с интересными людьми в реальной и виртуальной жизни (например, в книгах, спектаклях, кинофильмах);
-приобщение к прекрасному посредством созерцания красивых пейзажей, художественных достижений великих мастеров, прослушивания достойных музыкальных произведений;
-научно-познавательная работа, расширяющая горизонты мировоззрения;
-забота о своём здоровье как единственном фундаменте всех остальных жизненных начинаний.

Во вторую группу, означающую потребности социального плана, входят:
-потребность в трудовой деятельности, позволяющая человеку реализовывать свои материальные и духовные запросы;
-создание нравственных ориентиров, дающих возможность соотнести собственные взгляды на вещи с соответствующим общественным идеалом;
-патриотическая направленность поступков и взглядов, ориентирующая личность на защиту и возвеличивание отечества.

Последовательность в удовлетворении потребностей обеих групп не является строго линейной. Чаще всего она соотносится с материальными запросами и индивидуальными особенностями субъекта. Так по мере реализации основных биологических задач у большинства людей обостряется нужда в духовной ауре. Но в ряде случаев на первое место выдвигаются именно духовные цели.

Роль искусства

Без всякого преувеличения можно сказать, что искусство — это величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности. В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно может простереться человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, каждый из нас не просто удовлетворяет свои духовные запросы, он и решает множество прежде недостижимых задач.

Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.

Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.

Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.

Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень его культуры зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это и есть одна из основных задач искусства.

В итоге остаётся сказать, что от наших духовных запросов во многом зависит и атмосфера, в которой мы предпочитаем обустроить свою личную жизнь. Не всегда это удаётся в полной мере, и, тем не менее, никакая материальная нужда, не способна остановить развитие сильной духовной натуры. Примитивное и грубое всё равно будет вытесняться более изысканным и тонким. На этом принципе базируется весь человеческий прогресс. И, если мы хотим, чтобы так продолжалось и впредь, о душе нужно помнить и постоянно поднимать её на всё новые и новые высоты.