Нахой. Дубовая грива

Евгений Садков
          Является ли цивилизацией общность, оставляющая после себя пустыню?
                Ван Ли-чжун, лесник провинции Юньнань.
                ***

 В одном из предыдущих материалов коснулся знаменитого памятника природы Поволжья. Речь идет о наиболее "продвинутом" для нашего климата биоценозе.

 Возможно, у кого-то ещё сохранилось бумажное издание леоновского "Русского леса". Конечно, совсем другая эпоха, соцреализм, с его родимыми пятнами и идеологией. Но тема-то более обширна.

 Она же прослеживается и в раздумьях одного из героев толстовской "Анны Карениной". Допускаю, что под описанием "любовных утех" главной героини Лев Николаевич замаскировал переживания Константина Дмитриевича Левина о родной природе и отношении к ней прогрессивного россиянина.

 Можно ещё приводить литературные примеры, но сейчас остановимся на взаимоотношении немецких колонистов с экологией. Да, в то время  не знали этого термина.

 А вот упоминание ляда и для нашей местности было актуально. Выражение "ну его к ляду", хоть и известно сейчас, но носило тогда не только остатки язычества, но и упоминание одного из приемов земледелия.

 Вплоть до конца XIX века в России использовался прием подсечно-огневого земледелия. Его-то и называли лядом. Был и ещё один, очевидно, вторичный метод подготовки земли к посеву зерновых-перелог. Думаю, он в те времена более распространился в левобережной зоне Поволжья. Перелог ещё проще. Выжег траву и подрост со старых пней, вот и вся недолга. После пала земля обогащается минеральными элементами,в первую очередь-калием. Но ненадолго.

 Маловероятно, что европейские переселенцы использовали подсечно-огневой примем подготовки своих угодий. Лес им был нужен для другого.  В дополнениях к Манифесту Екатерины II предусматривались постройки домов на новых для колонистов землях, в первую очередь-для оставшихся здесь вызывателей и старост. Намного позже появились кирпичные заводы, продукция которых в первую очередь шла для культовых построек.

 У моего одинокого читателя может сложиться мнение, что я вешаю на любимых нахойцев всех "собак". В прошлой публикации объявил пусть и невольными, но пособниками бесноватого фюрера. Сейчас возлагаю вину за уничтожение одного из главных природных памятников России.

 Увы, из песни слов не выкинешь и в любой бочке, даже хорошо высушенной останется капелька дегтя. Но все по порядку. Задолго до приезда колонистов берега Волги покрывали обширные леса. Одно из главных урочищ называлось Дубовой Гривой.

 Чуть экологии. Лес-наиболее прогрессивный, если так можно выразиться, наземный биоценоз. Здесь тысячи видов, взаимодействуя друг с другом, создают уникальную среду. Вспомним, кто укрыл и спас семейство Карпа Осиповича Лыкова. И кто, увы, как я полагаю, посодействовал уходу части его потомства.

 Но вернемся в "наш" лес. Как разноразмерные части единой структуры многочисленные виды определяют общую картину леса. Но никто не отменяет "эффект бабочки". Вычлени один, пусть и малозначительный, на наш взгляд, элемент и картина чуть изменится. А здесь -по факту тотальное "вычленение" основного вида биоценоза.

 Возможно, я усиливаю роль колонистов в обезлесении Великого Нахоя. Думаю, и без них, пусть и чуть позже, нашлись бы охотники до вековых дубов нашей Гривы. Да и время, отпущенное  на екатерининский "эксперимент",  ограничилось полуторавековым отрезком. Не будете же вы включать сюда советский период, полностью выхолостивший нахойскую аутентичность?

 Мы помним, больше-по историческому казусу, Беловежскую пущу. А вот более обширное, в свое время, урочище Дубовая грива сохранилось лишь в названии  одной островной турбазы.

 И вина в этом в наименьшей степени лежит на нахойцах. Они сами-лишь малая частица манипуляций Системы власти.