Эдгар Дега-выдающийся французский художник. Ч. 3

Койфман Валерий
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Эдгар Дега – выдающийся французский художник, один из основателей импрессионизма (часть 3).
Тихая, спокойная жизнь Дега была прервана разразившейся в 1870 году Франко-прусской войной, в которой Франция потерпела сокрушительное поражение от Германии.
Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако на первых же стрельбах обнаружилось, что художник плохо видит правым глазом, - это было началом болезни, которая обернулась в конце жизни почти полной слепотой. Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк.
Он был послан защищать укрепление к северу от Буа де Венсен, в предместьях Парижа, под командованием своего друга Анри Руара, чей портрет он написал несколькими годами позже.

Война предоставила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей.
В бастионе №12, где он служил, Дега познакомился с Жаном-Батистом Жинто, Эдуаром Леном и господином по фамилии Лине.
Всех их он изобразил на ГРУППОВОМ  ПОРТРЕТЕ, выполненном в марте 1871 года.
Слева, сложив на столе руки, сидит Жинто, инженер, который в 1881 году прославит себя созданием первого электрического автомобиля.
Кроме фамилии, почти ничего не известно о Лине, мужчине, сидящем в центре в расслабленной позе с цилиндром на голове.
Третий мужчина, читающий газету - Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара.
Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан.
Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает.
Палитра из черного, коричневого и темно-красного цветов, была в то время излюбленной у Дега.

В октябре 1872 года Эдгар и брат Рене покидают Францию и держат путь в Нью-Йорк, а затем в Новый Орлеан, где художник пожелал навестить семью брата и других американских родственников.
Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом из Нового Орлеана.
В 1863 году ее сестра, Одиль Мюссон, прибыла в Париж с дочками Эстеллой и Дезире, спасаясь от гражданской войны. Вероятно, тогда у Рене зародилось чувство к Эстелле, чей муж погиб, оставив ее с ребенком. Рене отходит от отцовского дела и отправляется с Эдгаром в Америку.
В конце концов, Рене женится на Эстелле, а через некоторое время в Новый Орлеан переселяется еще один брат, Ашиль де Га, присоединяясь к семейному предприятию.

Дега был первым из крупных европейских живописцев, посетивших Северную Америку.

К числу портретов, созданных в этот период, принадлежит "ЖЕНЩИНА С ВАЗОЙ ЦВЕТОВ". Моделью послужила, вероятно, Дезире Мюссон, двоюродная сестра Эдгара.
Он пишет портреты и других членов семьи в этой стране. 

Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над "ИНТЕРЬЕРОМ КОНТОРЫ В НОВОМ ОРЛЕАНЕ» (1873, Музей, г. По), главным произведением, написанным в Америке.
Обстоятельства, подтолкнувшие Дега к идее создания этого произведения, неизвестны, но ценность хлопка, несомненно, затронула воображение художника, отмечавшего, что в Новом Орлеане "живут для хлопка и благодаря хлопку".
Возможно, он даже хотел продемонстрировать им, на что способен его творческий ум.
И, действительно, получился не просто детально разработанный интерьер, а весьма впечатляющий групповой портрет.
Нa переднем плане, щупая образец хлопка, находится Мишель Мюссон, дядя Дега по материнской линии.
Сзади за ним - два его зятя, Рене де Га, читающий "Дейли Таймс-Пикиюн", и брокер Уильям Белл, сидящий на краю стола.
В левом углу комнаты, скрестив ноги, стоит Ашиль Де Га, еще один брат Эдгара,
а справа кассир компании Джон Диводе изучает толстый гроссбух.
Сзади за Рене на высоком стуле, в легкой коричневой куртке, сидит Джеймс Престиж, деловой партнер Мюссона.
Комната видна зрителю наклонно, с высокой выгодной позиции, дающей полный обзор спокойного и процветающего американского предприятия. Черные костюмы контрастируют с белизной пушистого хлопка, рубашек и газеты, а светло-зеленые стены, бежевый потолок и розоватый тон деревянного пола создают объединяющую колористическую конструкцию.
Реакция критиков на новое произведение после того, как его, наконец, увидели в Париже, была неоднозначной.
Золя, несгибаемый сторонник "дела импрессионизма", сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски).
Другие хвалили картину за реализм и откровенно современное изображение общественной жизни. Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности. Вопреки ожиданиям Дега картина очутилась во французском музее - и это был первый случай, когда его произведение стало частью публичной коллекции.
После того как картину выставили в г. По, на юге Франции, в 1878 году ее приобрел хранитель музея города По, где она находится и по сей день.
Весьма польщенный и довольный тем, что его картина будет храниться в общественном учреждении, Дега легко расстался с нею за скромную сумму в две тысячи франков.

Дега значительно расширил возможности жанровой живописи, которую другие художники разрабатывали обычно традиционными средствами. Например, в работах "ГОРТЕНЗИЯ ВАЛЬПИНСОН", КАК И В "ЖЕНЩИНЕ С ВАЗОЙ ЦВЕТОВ" художник поместил модели на фоне натюрмортов.
Маленькая девочка оперлась на стол, украшенный разноцветной вышитой скатертью, и ест яблоко. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту.
На женском портрете, напротив, изображено спокойное, созерцательное расположение духа позирующей, ее рука задумчиво поднесена к подбородку. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой.

Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах. Необычная перспектива, близкая точка обзора, срезанные формы фигур и предметов, как на картине "АНРИ РУАР ПЕРЕД СВОЕЙ ФАБРИКОЙ", - использование того или иного из этих приемов также делает портреты Дега и другие его произведения столь современными.
Именно эти черты смущали некоторых критиков, не способных предвидеть, сколь животворным будет влияние Дега на искусство в будущем.