Селивёрстов Леонид Степанович

Вячеслав Кисляков 2
      Настоящий капитан Арктики и Антарктики.

     Селивёрстов Л.С. -  капитан Мурманского морского пароходства, Почетный полярник, Почетный работник Морского флота СССР.

      Родился в  селе  Долгощелье Мезенского р на Архангельской обл. Окончил курсы штурманов (1955), судоводительское отделение Ленинградского мореходного училища (1960), заочно судоводительский факультет Ленинградского ВИМУ им. С. О. Макарова (1969). С 15 лет работал на рыболовных промыслах в Белом море. С 1948 матрос на рыболовных сейнерах Севрыбы. Срочную военную службу проходил в ВМФ. С ноября 1953 в ММП: матрос на ледорезе «Ф. Литке», дизель-электроходе «Лена»,  с 1957 штурман, с 1964 старший помощник капитана на дизель-электроходах и теплоходах. В 1971–1978 капитан на теплоходах, затем капитан-наставник и снова руководитель экипажа. С 1993 ледовый лоцман по проводке иностранных судов по трассе Северного морского пути. Участник 36 арктических навигаций, двух первых Антарктических экспедиций на дизель-электроходе «Лена». В 1995–1998 возглавлял Мурманскую ассоциацию капитанов, с 1998 член Правления. Умер в Мурманске, похоронен в селе Долгощелье.

     Заслуженному капитану Мурманского морского пароходства, почетному полярнику, почетному работнику Морского флота, мудрому наставнику и интересному писателю исполнилось 80 лет.

      Я познакомился с Леонидом Степановичем, когда он работал капитаном наставником СБМ, а я сдавал ему экзамен на старшего помощника капитана. Мой капитан-наставник по пассажирскому флоту Показанов Н.П. отсутствовал. Мы  не работали с Леонидом Степановичем вместе, но я был наслышан о нем как о сильном и опытном капитане. Он мог быть строгим и даже жестким и все штурмана, в том числе и я, заходя к нему на сдачу экзамена, чувствовали некоторый мандраж. Но, мне запомнилось уважительное отношение капитана Селиверстова  к своему экипажу, к тому же, я был хорошо подготовлен.

     Обычно за капитаном-наставником закреплялась группа судов из 13-15 единиц. И все штурмана курировались этим капитаном–наставником в течение многих лет, а капитан-наставник вёл этих штурманов по их морскому жизненному пути, выходя с ними на судне в рейсы, проверяя их на экзаменах в СБМ и  изучая их штурманский  профессионализм. Штурмана тоже знали хорошо своего капитана-наставника… Я же до этого,  нигде не пересекался с Леонидом Степановичем... и он не знал меня.
- Ну что, Кисляков, готов к сдаче.
- Конечно, готов. Иначе, зачем бы я к вам пришёл? У меня, вообще, свой капитан-наставник Показанов Н.П., но он ушёл в рейс надолго, а отдел кадров требует, чтобы я срочно сдал экзамены.
- А ты нахал, Вячеслав Васильевич. Сдавать надо не по блату, а любому капитану-наставнику. Так ты готов сдавать МППСС?
- А что там сдавать? Можете сразу ставить «Отлично»!
- Точно нахал! Если с первого раза получишь «Отлично», то и по всем другим экзаменам я  поставлю «Отлично»! Но у меня ещё никто с первого раза пятёрку не получал!
- Значит, я буду первый!
     В комнате СБМ  было три капитана-наставника и морской инспектор Михайлов А.Ф.  Всем им был интересен этот поединок штурмана и капитана-наставника. Дело в том, что мы до этого сдавали МППСС по специальным карточкам, а буквально недавно, в СБМ поставили что-то типа компьютера и никто с первого раза сдать экзамен не мог… На это и рассчитывал  Селивёрстов Л.С. Тем более,  время на ответы было ограничено 45 минутами.

      Меня посадили за стол с прибором, а за спиной собрались работники СБМ и несколько штурманов, которые уже пытались сдать экзамен на этом «компьютере». Я мысленно перекрестился,  сел за стол и сосредоточился до предела… В голове сверлила одна мысль:  не спеши и думай, не спеши и думай,  не спеши и думай… А вопросов было 50! Я ведь всё это учил и обязан получить «Отлично».  Иначе меня потом заклюют, да и стыдно будет.
И вот пошли вопросы, на которые было несколько ответов, а правильный был только один…

      Первые десять вопросов я закончил за 10 минут. Сзади я слышал реплики капитанов-наставников и даже некоторых штурманов-неудачников…
- Третий ответ неправильный!  Седьмой ответ неправильный! Нет! Не сдаст!
     На 30 минуте я ответил на 45 вопросов. Запас был по времени ещё 15 минут, но на 47 вопросе я зарылся… Думал целых пять минут. В конце концов,  нажал на кнопку со своим ответом, который посчитал правильным. А вот и последний  вопрос! На его ответ я затратил пять секунд. Всё!!!
И вот появляется итоговая оценка – Вы дали правильные ответы на все вопросы - «ОТЛИЧНО»!
- Ну. что, Леонид Степанович? Своё слово вы сдержите? В помещении повисла мёртвая тишина.
- Во, даёт Кисляков, - сказал Павел Петрович Вдовин. Слово надо держать, Леонид Степанович. Обещал освободить Кислякова от остальных экзаменов, ставь отлично и по ним тоже.
- Кисляков. Давай сюда твой протокол! Капитан, дав слово, обязан его держать! Ставлю тебе «Отлично» и по всем другим экзаменам.
Вот так я впервые близко познакомился с капитаном-наставником Селивёрстовым Л.С., сдав все экзамены на старпома за 40 минут, в то время  как другим штурманам на это не хватало и целого месяца, а то и двух.

      Много позже, когда я сам работал капитаном-наставником СБМ,  меня уже связывала дружба с Леонидом Степановичем.  С тех  первых минут знакомства, когда мне пришлось сдавать ему экзамен на старпома,  я почувствовал какую-то симпатию к этому помору. Эта «национальность» просматривалась и в его облике, и в речи, и в манере поведения. И я тогда подумал: «Вот они какие, покорители Антарктиды». Захотелось быть таким же.  Немногословность, основательность, уверенность в себе и чувство долга у этого человека притягивали к нему большую часть экипажа. Как-то незаметно он стал моим другом и наставником. Он часто приходил в мой кабинет в СБМ, садился в рядом стоящее кресло, и начиналась наша беседа, которая иногда, если не было работы, длилась и час, и два. Леонид Степанович очень интересно рассказывал мне о своих плаваниях, а я ему о своих. В его рассказах было много увлекательного, было много любви к профессии и даже романтики, хотя поморы романтиков не любят.

     Леонид Степанович, как и я, много писал статей в газету «Арктическая Звезда». Я вёл много лет в газете рубрику «За безопасность мореплавания» и Леонид Степанович тоже вёл эту рубрику, когда был в СБМ капитаном-наставником. Я вёл всегда свои дневники во время плавания по морям-океанам,  и Селивёрстов постоянно вёл свои дневники.

      Тяга к знаниям у него была феноменальная. Мне казалось, что он прочитал все книги по истории Арктики, по географии и об исследованиях последнего времени. Учился по учебникам только знаменитых авторов и иногда удивлял меня некоторыми знаниями, которых у нас, его коллег, не было. Как выдаст иногда уравнение Пуассона и Арчибальда Смита по теории девиации магнитных компасов! Хоть стой, хоть падай!

     Моряк он был высшей пробы, что не раз доказывал. И именно поэтому ему позволяли принимать в пароходстве суда новых серий: «Капитан Панфилов», «Дмитрий Донской», «Кандалакша», а впоследствии стать капитаном-наставником. Он имел на это право.

     Леонид Степанович являлся активным членом ассоциации капитанов.
Капитан Леонид Степанович Селиверстов был в пароходстве известной личностью. Многие его побаивались, он не прощал вольностей на судне, и это воспринимали по-разному. Мне как раз же импонировали его строгость и знание дела, без самодурства, но с четко обозначенными границами дозволенного, чего он требовал от остальных на судне и придерживался строго сам. Некоторые из его высказываний потом сопровождали меня в течение всей морской службы, например, в отношении форменной одежды, к которой следует относиться с уважением.

      И я считаю, что Селиверстов Л.С. – человек большого труда, который добился всего сам, он ведь и среднюю мореходку, и высшую мореходку окончил заочно, работая. А вот сейчас он еще и писатель, причем, хороший писатель! Молодец!

     Леонид Степанович Селиверстов - помор и капитан. Эти два обстоятельства, как мне кажется, своего рода ключ к его книгам. Ведь прозу свою - и ту, что стала основой книги «Из Поморья - в океан», и ту, что составила «В Арктике на парусниках и атомоходах» - он выстраивает и по-поморски, и по-капитански. Слово его - простое, но точное, выверенное. Всегда - к месту, всегда - в точку, о чем бы ни писал. Тот случай, когда ни прибавить, ни убавить. Без завитушек, без красивостей, которые всегда были чужды и природе, и искусству, и образу мыслей жителей Русского Севера. Конечно, нельзя отнести его книги целиком к прозе художественной, но к художественно-публицистической - безусловно.

     Единственное, что меня с ним разделяло – это то, что я пишу в традициях нашего главного писателя-мариниста Виктора Конецкого, которого он  не очень любил, если не сказать – презирал.  Я хорошо знаком и был очень дружен с мурманским писателем Виталием Масловым, но прочитать его хоть одну книгу до конца, я так и не смог. Мне не нравилась его «тягомотина», как я ему говорил прямо в глаза. Ведь с Масловым мы жили рядом на улице Октябрьской.  Я в  доме № 24, а Виталий жил напротив меня через дорогу. И хотя  я  Виталия критиковал, он на меня не обижался.

     Для меня важно  то, что проза Леонида Селиверстова прочно связана с литературными традициями родного для  него  архангельского Поморья, освященного именами Бориса Шергина, Владимира Личутина, Федора Абрамова и, конечно, Виталия Маслова. С последним они были близки многопланово - и как соседи (Маслов родился и вырос в деревне Семжа, Селиверстов в соседнем Долгощелье), и как моряки, и как мурманчане, и - творчески, как писатели.

       В последние годы среди авторов Мурманского книжного издательства можно назвать ряд ярких имен, и непременно в нем будет упомянуто и имя Леонида Степановича Селиверстова.
      Писателем он стал не так давно. Его вполне можно было бы назвать «молодым» автором, но все мы хорошо знали и понимали, что  в мурманское издательство пришел не столько «молодой» автор, сколько новый писатель.

     Леонид Степанович Селиверстов - известная личность, он прошел все ступени моряцкой служебной лестницы: от матроса на рыболовном сейнере до капитана дальнего плавания. В каких только должностях не бывал Леонид Степанович, уже,  будучи судоводителем, - и капитан, и ледовый лоцман, и капитан-наставник, каких только наград и почетных званий не удостаивался он! Но не звания и награды, а яркие эпизоды его морской жизни стали для него - будущего писателя - судьбоносными в его творческой деятельности. Ведь где, как не в море, в походах к экзотическим странам, в чужих гаванях и у родного причала, могло сложиться доброе поморское слово капитана Селиверстова.

      О морской жизни, полной рисков, опасностей, приключений и трудовых будней, поведал Селиверстов в своей книге «Из Поморья - в океан», вышедшей в Мурманском книжном издательстве в 2005 году. Взгляд моряка, любознательного человека, обошедшего по морям-океанам весь земной шар, посетившего все континенты планеты, безусловно, интересен. А книга в хорошем изложении, написанная складным языком и добротным стилем, читается легко, увлекает и захватывает.

     Вторая книга вышла в свет в 2008 году. Новая книга Леонида Степановича - четырехсотстраничный фолиант «В Арктике на парусниках и атомоходах» - увлекательное повествование о людях, осваивавших Арктику с незапамятных времен, о кораблях Арктики, об арктическом флоте и о наших современниках - моряках и людях, посвятивших себя Арктике. Как и первая книга, так и вторая  - заслуживает  похвал. Обе его книги стоят у меня на полке в книжном шкафу.
 
      Я знал, что Леонид Степанович трудится над своей очередной книгой, видимо, также историко-публицистической направленности. Судя по всему, руководство Мурманского морского пароходства, несмотря на сложное финансово-экономическое положение в стране (а когда оно было простым?!), сочтет возможным продолжить свою линию на социальное инвестирование и, как первые две книги Селиверстова, профинансирует издание очередного труда заслуженного капитана и теперь уже известного писателя. Художника обидеть может каждый, а вот поддержать талант… Чтобы совершить этот великодушный шаг, нужна воля и глубокое понимание,  и осознание важности созданного и своей сопричастности  к будущему. У Мурманского морского пароходства, надеюсь хватит и воли, и осознания профинансировать его третью книгу.

     К сожалению, 28 марта 2013 года, Леонида Степановича не стало…

     Селиверстов Леонид Степанович. (21.08. 1929 г. – 28.03. 2013 г.)

     С глубоким прискорбием сообщаем, что 28 марта 2013 года скоропостижно на 84-м году ушел из жизни почетный полярник, почетный работник морского флота, известный арктический капитан и писатель Леонид Степанович  Селиверстов. В эти тяжелые минуты мы искренне  разделяем боль, горе и скорбь родных и близких покойного.
Л.С. Селиверстов родился в 1929 году в селе Долгощелье Архангельской области. Начал трудовую деятельность с 14 лет на  рыбных и зверобойных промыслах. С 1949 по 1953гг.  проходил действительную службу  в Военно-морском флоте. После демобилизации поступил на работу в  Мурманское морское пароходство, где работал до 1999 года.

     Плавал на судах пароходства  матросом, штурманом капитаном, ледовым лоцманом, капитаном ледовых проводок.  С 1978 по 1983гг. работал капитаном-наставником  пароходства.  В должности капитана принимал из постройки новые теплоходы: «Капитан Панфилов»,  «Дмитрий Донской»,  «Анатолий Ляпидевский», «Кандалакша».  Принимал участие в 38-ми летних и зимних арктических навигациях, высокоширотной арктической экспедициях, а также на дизель-электроходе  «Лена» в двух первых антарктических экспедициях.  Командовал теплоходом «Анатолий Ляпидевский»  в кругосветном плавании. Судоводительское образование  получил в двух морских учебных заведениях. Окончил Ленинградское мореходное училище и ЛВИМУ им. адмирала С.О. Макарова.  Получил квалификацию  инженера-судоводителя и звание капитана дальнего плавания. Награжден орденом Трудового Красного знамени и медалями.

     После ухода на пенсию Леонид Степанович, обладавший энциклопедическими знаниями,  занимался литературной деятельностью, где  ярко проявился  писательский талант капитана.  Воспоминания о собственной моряцкой жизни  легли в основу первой книги знаменитого капитана «Из Поморья – в океан». Вторая книга «В Арктике на парусниках и атомоходах»  - о первопроходцах Арктики о продолжателях их дела – моряках Мурманского морского пароходства. Третья -  «Родные берега» посвящена его малой Родине - Долгощелью, где будет упокоен прах заслуженного капитана.

     В коллективе пароходства  Леонид Степанович пользовался заслуженным авторитетом, основой которого являлись его профессиональные и нравственные качества, знание  особенностей  плавания во льдах Арктики.  Его поддержка  молодых специалистов, готовность всегда прийти  на помощь, позволили многим штурманам стать капитанами  ледокольных и транспортных  судов пароходства. Большое количество специалистов, воспитанных Селиверстовым,  и сегодня  ведут океанские лайнеры по морям и океанам планеты.

     В жизни Леонида Степановича был один надежный якорь, с которого он никогда «не срывался» – его чувство долга и высокой ответственности. Он обладал прекрасными организаторскими способностями. Находясь на пенсии,  возглавлял Ассоциацию морских капитанов, являлся членом «Ассоциации исследователей Арктики», регулярно выступал в молодежных аудиториях.

     Скорбим и глубоко переживаем случившееся. Мы все испытываем тяжелое чувство боли от происшедшей трагедии и разделяем огромное горе семьи, тяжесть постигшей утраты.

        В статье о капитане Селивёрстове Л.С. мною частично использованы материалы из газеты "Арктическая звезда".