Узелок с пирожками

Александр Прохладный
Мне ранее доводилось бегло упоминать, что работал я немало лет поездным диспетчером, где смена длилась – двенадцать часов, участок двухпутный, сто девяносто километров, в поле зрения находилось постоянно до семидесяти поездов обоих направлений – грузовые, пассажирские, пригородные, хозяйственные, резервные локомотивы, снегоуборочная техника, мотовозы. Дежурные по станциям запрашивали у меня, как поступать с каждой подвижной единицей – ставить на обгон, отправлять дальше или последует ещё какое решение. В дневное время предоставлялись "окна" для ремонта пути, устройств энергоснабжения, блокировки, автоматики, телемеханики и связи. Работа – сплошное кипение страстей, размышлять некогда, на решение любого вопроса отводятся секунды. И так – все двенадцать часов, после смены – отчёт у руководства, полудрёма в транспорте и тяжёлый сон, вперемежку с кошмарами. Часто снились аварии, крушения и прочие ужасы.

Расскажу пару случаев из прошлого – однажды, часа за три до конца смены вошёл ко мне Андрей Иванович, полковник из "конторы" и сходу задал вопрос – где сейчас поезд номер 75 ? Я ответил, тут же вопрос второй – на какой станции можно поставить его "на прикол" ? Останавливать скорый Тында-Москва – поперёк души, но спорить с чекистами не принято, я вызвал по селектору дежурного по станции Васильево и дал команду – принять поезд 75-й на седьмой путь и держать до особого указания. Полковник ушёл, я – сижу "на иголках", спросят с меня после смены, хотя причина веская. Прошло пятьдесят минут, кровь "закипает" – ввести в расписание на своём участке уже не удастся, тут Андрей Иванович буквально врывается в кабинет : - Отправляй ! Даю команду  дежурному, "подгоняю" машиниста по связи – он ворчит, но не могу же ему открыть причину задержки, расставляю грузовые поезда – чтоб обеспечить простор скорому. Полковник появился в конце смены – он курировал нас много лет, спрашиваю осторожно : - Андрей Иванович, можно спросить – результат есть ? В ответ – широкая улыбка и короткое : - Есть ! Пришли анализаторы графиков, спрашивают причину задержки скорого поезда, я поясняю – но формулировку не принимают, те три буквы [ КГБ ] ставить нельзя, записали "задержан работниками ЛОВД" (линейный отдел внутренних дел) …

Было и такое – при следовании грузового поезд по станции Бирюли, сработала сигнализация контроля нагрева буксы, а дежурная отлучилась без моего разрешения. Через пару минут она объявилась и услышав тревожный звонок контрольных приборов, с опозданием по радиосвязи дала команду машинисту на остановку поезда для проверки, затем доложила мне. Помощник, в нарушение инструкции не стал проверять весь состав, пройдя пяток вагонов (время – четыре утра) он вернулся и доложил – всё в порядке ! При отправлении – колесо седьмого вагона отвалилось от перегрева металла, цисцерну градусов на сорок развернуло, а по соседнему пути шёл скорый поезд номер 26 Москва – Ижевск, у которого негабаритными деталями поотрывало поручни и побило стёкла вагонов. Если представить реакцию проснувшихся от града стеклянных осколков пассажиров - ужас ! Далее – восстановительные работы с перерывом движения поездов на шесть часов, разбор на оперативном совещании у Босса и чуть позже – вызов на допрос в транспортную прокурату. На заседании Верховного суда я был в качестве свидетеля, меня спасла магнитофонная запись, подтвердившая, что я не разрешал дежурной по станции покидать рабочее место. Её с работы уволили, машинисту с помощником присудили выплату вполне увесистой суммы для компенсации части убытка …   

Другой случай – дежурный по станции Ку'кмор позвонил по телефону (по селектору нельзя, идёт запись) и удивил : - Тут женщина с телеграммой подошла, скорым поездом номер 68 сына – солдата из Подмосковья перевозят в Сибирь, плачет – просит остановить на минуту, хочет узелок с пирожками передать ... И тут же извиняется : – Понимаю, что нельзя ! Я – в сплошном недоумении, машинист по прибытию сдаст ленту с показаниями автоматической записи параметров движения и стоянок поезда, а расшифровщики потребуют объяснить причину остановки скорого, последует запись "по команде диспетчера" и … что будет со мной, в разгар компании по безостановочному пропуску пассажирских поездов ? В то же время я отчётливо представил солдатскую мать с узелком на перроне и громыхающий мимо неё скорый. Дал команду дежурному – закрыть выходной сигнал и открыть его сразу же, после остановки поезда, надеясь что солдат среагирует быстро, сам вызвал машиниста по радиосвязи и коротко изложил суть, (магнитофон – фиксирует), одна надежда – записи проверяют выборочно, авось мою речь не прослушают. Машинисту сказал в заключении : - Можете сделать запись по прибытию в депо, но я не могу поступить иначе … Линия всё слышала, говорил я внятно, ответственность на мне - тут не спрячешься. Ответ был коротким : - Понял, выполняю ! Позже дежурный по станции в телефонном разговоре сообщил, что всё получилось за секунды и добавил : - Иваныч, тяжёлое это зрелище – лучше не видеть, даже меня слеза прошибла ...

Целый месяц я ходил – вобрав голову в плечи, но ни у кого не поднялась рука, чтобы настрочить кляузу, видимо – ангелы-хранители заслонили меня крылами своими от надзорного "всевидящего ока".


03.04.19 г.              4:13