Диво дивное

Виктор Болгов -Железногорский
ДИВО ДИВНОЕ

          Диво дивное в том, что Мне посчастливилось быть на одном из последних спектаклей с участием блистательной Аллы Дмитриевны Ларионовой, а так же Марианны Александровны Вертинской и Вячеслава Шалевича. Почему посчастливилось, в чём тут кроется счастье? Если об этом спросят молодые люди, то возможно многим из них эти имена ни о чё не говорят. У них на слуху американски, голливудские кино-звёзды, , а отечественные звёзды второй половины 20-го века им видятся такими давними, устаревшими. Но те годы - есть в полной мере моими годами, это годы моего детства, молодости, начальной зрелости - все там.

         Там остались и американские любимые фильмы"; "Великолепная семёрка", В Джазе только девушки", "Золото Маккены", Французские "Фанфан тюльпан", "Граф Монтекристо", "Зорро", "Фантомас"... Фильмы восточногерманской студии "Дефо" о индейцах и конечно же наши любимейшие и не забываемы киноленты. Диво дивное в стране Советов!

          О, какой мужчина Советского Союза тогда не мечтал хоть краем глаза увидеть первую советскую красавицу Аллу Ларионову, или "кавказскую пленницу и панночку" Наташу Варлей - кто из нас тогда не был в них влюблён - да абсолютно все, включая меня - с 1973 года, актёра народного драматического театра имени А.Островского, Какие только роли я не сыграл на сцене ДК: и одной из ролей была роль сэра Эндрю Эгьючика в спектакле по пьесе У.Шекспирпа "Двенадцатая ночь".

         Да-да, в 1997 году на сцене ДК закрытого сибирского города Железногорска впервые была поставлена пьеса самого нашего батеньки Шекспира!. "Двенадцатая ночь". Я играл роль Эндрю Эгьючика (ту, что в одноимённом старом фильме была сыграна Георгием Вициным).  Я люблю острохарактерные и комедийные роли - они мне легче удаются. Надо признаться невольное подражание игре великого актёра было в моей игре, и всё же, мне удалось найти и свои черты смешному персонажу пьесы,добавить что-то  от вздорного гусарского поручика Ржевского, или даже от Д Артаньяна... Роли  самого Ржевского и даже Д Артаньяна мне позднее так же довелось сыграть в одном из театральных капустников, называемых у нас "Клюквой".

          Помнится на премьере спектакля, в одном из действий, я чуть задержался в гримёрке, задумав намалевать себе Эгьючику под глазом синяк. Режиссёром у нас была заслуженная артистка РФ Новелла Николаевна Аксёнова-Залесская, пожилая , добродушная женщина. Насколько помню, - Новелле Николаевне нравилась моя игра. Мне выходить, а меня нет. На сцене в ожидании Эгьчика нервно прохаживается сэр Тоби и его слуга Фабиан.. а меня нет. Новелла ко мне: "Быстро на сцену, тебя поединок ждёт!" Выбегаю я, со шпагой на перевес, кручусь на месте , как бы ища противника, - и говорю гордо , партнёрам, дождавшимся меня: "Шпагу затачивал... Троих таких, как на вертел нанижу"..Отсебятина конечно, но сцена пошла как надо, в зрительном зале все подумали, что так и у Шекспира написано. Да, есть что вспомнить и у других моих друзей по народному театру..

         И вдруг мы узнаём, что в город с гастрольным спектаклем "Коварство,деньги и любовь" приезжает группа знаменитых и любимейших артистов. Назначенная на вечер репетиция была тут же отменена, и мы, самодеятельные актёры и актрисы, с жадным интересом смотрели из-за кулис спектакль. А главное не само действие, что само по себе было интересным и талантливо сыгранным, мы рассматривали во все глаза: Аллу Ларионову, коей к тому времени было 70 лет, Я увидел первую сказочную красавицу СССР Аллу Ларионову, ещё высокой, статной, красивой московской барыней, но уже постаревшей, не той что полюбилась в фильмах. И признаюсь был несколько разочарован. Ожидание красотищи что бьёт мужчин на повал, оказалось завышенным. Сказочная царевна, как бы померкла в моих глазах, потускнела.

         Видел я и Марианну Вертинскую,и Вячеслава Шалевича, запомнившегося по фильму: "Хоккеисты".
В спектакле московские гастролёры играли отлично, иначе и не могло быть - опытные профессионалы. С ними на сцену выходил ещё один, относительно молодой актёр, но его фамилию я не запомнил. и он тоже играл хорошо. Но не игра актёров интересовала меня, а сами актёры-легенды советского кинематографа!

         После спектакля, когда зрители разошлись, и знаменитые актёры собирались на постой в гостиницу. Новелла Николаевна позвала нас из-за кулис на сцену и познакомила со знаменитостями.
         Помню отчётливо, как Новелла Николаевна, оживлённо беседуя с Аллой Дмитриевной Ларионовой, точно они были давними знакомыми, а то и подругами, показывала сложенным веером на меня и до меня донеслось: "Играл талантливо у меня в Двенадцатой ночи сэра Эндрю Эгьючика". Я не растерялся, нет, во мне неожиданно взыграла до того таящаяся ревность к тому что я ожидал увидеть и не увидел. Я стоял в сторонке, гордый как каменное изваяние, гордо, скрестив руки на груди и не подошёл к ним, . Но моя скромно стоящую фигуру заметили. И я сам видел, как блистательнейшая Алла Ларионова внимательно посмотрела на меня. Её взгляд не был обжигающим, но я почувствовал в её слегка слезящихся глазах - интерес. Точно изучающим душу рентгеном прошлась.
         Потом Алла Дмитриевна разговаривала с актёрами нашего спектакля "Двенадцатая ночь". Их имена и фамилии, как и моя фамилия, по сравнению с великими, совершенно не известны широкой публики. Но я всё же вкратце перечислю их всех: И так, в первую очередь Алла Дмитриевна Ларионова поговорила с исполнительницей её роли графини Оливии с нашей миловидной и стройненькой Людмилой Глуховой - потом, с её старшей сестрой Ириной Землянской - играла роль служанки Мари, и с мужем Людмилы - Денисом Глуховым. - сыгравшим роль сэра Тоби. Потом к разговору подключились:худрук ДК Александр Годанов - сыгравший роль Майволио , Миша Рычков - хорошо сыгравшим роль шута. с Леной Манзовой - роль Виолы, Валера Панченко - роль Фабиана. Влад Маркелов -роль герцога... и вроде бы с вездесущий наш молодой весельчак Олег Войнов - исполнивший любовную арию герцога на музыку городского композитора и мастера-настройщика Сергея Струина.
         Влад Маркелов спел арию герцога Онтарио под фонограмму, записанную с голоса Олега Войнова, хотя смог бы и сам. Но Новелла Николаевна прослушав все наши пробы, остановилась на Олеге. Что сказать - молодец! Но роли в спектакле ему не досталось.

         И тут приехала в наш городок и встретилась с ними, даже поговорила немного с каждым, кроме меня - я так и не подошёл, сама Оливия!. И Марианна Вертинская - принимавшая участие в разговоре и дававшая ответы на задаваемые вопросы, даже более охотно, чем Алла Дмитриевна.

         Но сколько не стой статуей, когда-нибудь это и статуи надоест. Я подошёл к беседующим, задал какой-то вопрос Марианне Вертинской, спросил о том, что пришло первым в голову: "Как вам наш Дом Культуры и город, Марианна Александровна?"..Не помню какой был её ответ, но стоящий рядом с нелюдимым видом, показавшийся мне грубоватым, Вячеслав Шалевич, буркнул: "Нормальный город и ДК нормальное , бывает хуже, а у вас чисто" - и ушёл со сцены. А. Марианна Александровна Вертинская запомнилась уставшей, и суховатой. Не такой красавицей с пышными золотистыми волосами, рассыпанными по плечам, как в фильмах с её участием.
         Такие вот диво дивное из воспоминаний.

         Жаль, что ни у кого в это время не оказалось фотоаппарата. С того памятного вечера прошли годы.В начале двухтысячных в Железногорске на гастролях оказалась ещё одна дива советского кино - Наталья Варлей, и мне тогда удалось сфотографироваться стоя рядом с ней, на что она устало улыбаясь, любезно согласились. В тот памятный вечер, в тесном коридоре между сценой и гримёрками много набилось поклонников желающих сфотографироваться с Варлей. И она никому не отказала., одновременно успевая принимать цветы.
         Я стоял прижатый к стене и не -то что не решался подойти, а стеснялся. И тогда меня подозвал Александр Годанов - худруком ДК: "Давай, давай, старый поклонник!,," На что Наталья Варлей понимающе улыбнулась. Стоял я рядом с ней, неуверенно глядя в объектив, какую-то секунду , щелчок объектива и - дива скрылась вскоре за дверями гримёрной комнаты. Потом мне Годанов передал от знакомого ему фотографа фотографию, где я и Наталья Варлей стоим рядом. Вид на фотографии у меня, прямо скажу глуповатый - лучше бы не фотографировался. Но зато Наталья Варлей хорошенькая, хотя и в возрасте.
         Больше фотографий с другими знаменитостями прошлых лет у меня нет. Да и самому мне уже в феврале 2019 года исполнился, страшно подумать, аж 71 год!.. Нет уже ни Аллы Ларионовой, ни Вячеслава Шалевича. ни нашего режиссёра самодеятельного НДТ Новеллы Николаевны Аксёновой-Залесской.
Недавно нашёл на сайте ОК страницу Марианны Вертинской, записался к ней в друзья, что-то написал о спектакле, поздравляю с праздниками. Она иногда коротенько отвечает: "Спасибо!", чаще молчит.
         Вот пожалуй и всё.