Титанический разум

Иван Рысин 2
Сегодня, когда я возвращался с работы, то всю дорогу думал, что же мне написать! Был вариант "Зоолог", и собственно говоря, "Титанический разум"(о чем это, читатель узнает позднее). В "Зоологе" я собирался изложить полную информацию о своем литературном творчестве. Но почему-то второй вариант прямо запал в мои мысли. Поэтому я на нем и остановился. Итак, представляю вашему вниманию "Титанический разум". Что это: книга, роман или эссе, я ещё не решил. Давайте по порядку.

Когда я попал, а точнее меня отправили насильно в психушку (мое отношение к психологам вы можете узнать из таких маленьких рассказов как "Мир драконов" или "Уколы", надеюсь их не удалил модератор, надобы проверить), среди психологических тестов, которые на самом деле представляют собой ряд ничего не обозначающих вопросов, был такой: "Воображали ли вы себя героем фильмов?" Хотя кажется было иначе. Просто я достал карточку, где было написано: "Мне кажется, я часто воображаю себя героем фильма." Психологи, вообще, полные дауны, и им кажется, что обращение к самому себе даёт более ясную картину о психическом развитии человека. На самом деле разницы никакой. Тем более повторюсь, все это абстракции.

Но у меня действительно было такое, что я вооброжал, что создаю фильм. Сначала меня интересовали только бойвики, а потом я уж стал подумывать о более серьезных фильмах. Так у меня зародилась идея фильма об Альберте Эйнштейне. И захотел я назвать этот фильм: "Титанический разум". (Правда я ещё не задумывался о том, чтобы пойти работать режиссером. Для этого сначала надо проучиться в актерском училище, а актер из меня никудышний).

Прежде я должен сказать, что когда-то смотрел русский сериал про Альберта Эйнштейна. Что же там показали!? Да собственно ничего. Просто обругали и посмеялись над великим учёным. Что якобы у него было много любовниц! Вообщем всякий бред интимной жизни, о которой даже не хочется продолжать рассказывать. И вот я подумал: было б неплохо, если б люди просто сняли фильм о его биографии.

Итак, первое - это заставка. Ее я представлял очень зрелищной. По моему предположению это должны быть часы, у которых искривляется циферблат (ведь это именно Эйнштейн обнаружил, что мы живём в четырехмерном мире, и пространство и время искривляются), закадровый голос рассказывает о достижениях предыдущих учёных и о том, как они столкнулись с рядом неразрешимых задач перед открытием Теории относительности, и большими рельефными буквами всплывает название фильма. Ну там ещё конечно добавятся имена актеров, но это уже мелочи.

И вот начинается сам фильм. Повествование начинается примерно с пятилетнего возраста великого ученого. В комнату входит Герман Эйнштейн и говорит молодому Альберту:
- Ну, давай же Альберт, прочитай несколько строчек!
Ребенок держа книгу в руках, произносит какие-то звуки, пытается читать по слогам. Получается у него не очень хорошо, можно даже сказать, ужасно плохо (так сказал бы любой, кто работает педагогом). Он прилагает усилия, чтобы с точностью определить, какая буква напечатана следующей в тексте. Но Герману это надоедает, он берет в руки книгу сам:
-Ладно!- говорит он.- Давай я тебе прочитаю, чтобы ты хоть что-то усвоил!
Потом его лицо вдруг переминилось.
-Хочешь? На держи! - и он вручает ему маленький компас. (Почему здесь написано "вручает", разве это какой-то торжественный подарок?- спросит читатель. Но "вручает", потому что ребенок Эйнштейн засиял счастьем. Объясню в следующей сцене.)

Следующая сцена.

- Полина, ты понимаешь, что наш сын совершенно не приспособлен к чтению? Я ума не приложу, в какую школу его отдавать? - спрашивает супруг Герман.
- Подожди ещё! - отвечает она (жена). - Может он проявит себя в чем-то? В музыке, в рисовании, в науке?
- О, в науке, это вряд-ли! С таким-то чтением! Он не выучит основу основ - религиозную науку, а без нее сейчас, сама знаешь, никуда!- заявил Герман.
 Молодой Альберт все это слышит и не слышит одновременно. Он уже привык к тому, что родители часто из-за него ссорятся. Он сам чувствовал, что не может похвастаться особо развитым умом (хотя для детей не совсем ясно, что такое ум, а уж тем более мозг; они используют вместо него другое слово, но я не могу вспомнить, какое). И знал, что родители им недовольны.
 Однако сейчас его взгляд был прикован к стрелке компасса. Он отдергивал железный прутик и завороженно смотрел, как стрелка показывает одно и тоже направление. И чтоже означают эти значки: север и юг?

Следующая сцена.

Кадры сменяются быстро. Они показывают школьные годы молодого Альберта. Самые тяжёлые для него предметы - это религиоведение и латынь. На них педагоги часто его отчитывают. Но как только Альберт научился писать, он записал в своем дневнике: "В школе преподаватели похожи на офицеров, ученики на рядовых, как в казарме! Вообще, воинственность Германии по отношению к Дании меня пугает!"(Эйнштейн официально считается немецким учёным, но родился, насколько я помню, в Дании)
Однако в физике и математике у Альберта проявляются большие успехи. Все формулы он запоминает с лёгкостью. Ближе к концу школы он правда получает тревожное письмо от родителей, в котором говорится, что они, по большей части разорены, и не могут оплатить дом. Скорее всего, им придется переехать. Но молодой Эйнштейн на это как бы не обращает внимания. Сейчас ему нужно готовиться к экзаменам.

А ведь он помимо прочего ходил в музыкальную школу. И здесь его педагоги ругали. Говорили, что у него нет никаких музыкальных способностей. И на скрипке он вечно фальшивит. Но случилось однажды странное явление. Альберт услышал дивную мелодию, которую играли в одном классе. Дослушав игру, он спросил:
- Кто автор этой музыки?
- Это Вольфганг Амадей Моцарт! - ответил играющий (взрослый человек, лет 30)
- Дайте мне ноты! Я хочу ее разыграть, пожалуйста!
Педагоги, услышав это, переглянулись.
- Ты в простых песенках фальшивишь! Куда тебе?
- Но пусть попробует! - высказался взрослый человек.
Альберту дали скрипку и ноты. И он заиграл. И все были поражены. Настолько ровно у него выходили звуки, в своих тончайших переплетениях, что слились в одну потрясающую мелодию. После этого урока Альберт отправился в библиотеку. Ему хотелось почитать биографию Моцарта.

Приближались экзамены. Все ученики пришли очень нарядными. А Альберт в самом простом костюме, и как-то выделялся своим староватым одеянием. Но на удивление педагогов экзамен по математике и физике он сдал на "отлично". А вот по латыни получил двойку. Расстроенный он стал возвращаться домой. Он знал, что школу придется проходить заново.
Дома его не ругали, но были явно не рады ему. Родители долгое время не хотели с ним разговаривать. На семейном совете Герман сказал:
- Понимаешь, Альберт, чтобы поступить в Политех, ты должен ещё два года проучиться в школе! Я знаю, у тебя были не самые лучшие отношения с педагогами, но иначе никак, таков закон! Правда это будет другая школа.
(Альберт пока ещё не мог восприпятствовать ударам судьбы, он был ещё слишком юн. Но это у него получится позднее)

Следующая сцена.

Снова быстро сменяются кадры. Теперь они уже показывают жизнь в другой школе. И здесь Альберту нравится. Преподаватели более дружелюбные. Они показывают ученикам, как правильно проводить физические и химические опыты. Успехи Эйнштейна уже дают о себе знать. Но сам себе юный ученик уже задаёт вопрос. Он как бы разговаривает сам с собой, но в тоже время спрашивает у педагогов:

- Стоит задуматься! Вдруг Ньютон ошибался! Ну, не то чтоб ошибался, а, так сказать, чего-то не досказал. Все его три закона несомненно верны. Но они идут в разрез с некоторыми сведениями об астрономии (примечание: на тот момент считалось, что Вселенная ограничивается только нашей галлактикой - Млечным путем; Хаббл пока ещё не сделал своих открытий). Например, как объяснить существование эфира и его силу (эфиром называли нечто вроде "центра" Вселенной)!
Педагог его выслушивал и говорил:
-Попробуй рассмотреть проблему с разных сторон. Наука пока ещё не дала ответа на эти вопросы. Я вижу, у тебя смелый пытливый ум! Кстати, ты знаешь о смещении перегелия Меркурия (перегелием называется самая дальняя точка на эллиптической орбите какой либо планеты от Солнца). Попробуй разгадать эту загадку.

Следующая сцена.

Альберт стремительно заходит в свою комнату. (Здесь можно добавить замедленный кадр) и расчищает место на столе. Садится. Открывает тетрадку и начинает записывать формулы. Что-то обдумывает (можно конечно добавить и музыку, но это уж по задумке режиссера фильма). Альберт перечеркивает написанное. Меняет перо на карандаш (так легче и быстрее). Снова пишет, проверяет формулы по учебникам. Вдруг говорит сам себе:
- Ну как же так получается!? Здесь ясно написано, что любая скорость должна складываться при движении объекта! Как же так!?
Смотри в окно. Вдруг его лицо меняется. Он все перечеркивает. И вдруг достает старый почтовый конверт (здесь тоже может быть замедленный кадр). И собравшись писать на нем, вскрикивает:
- Ну конечно! Ведь свет - это основа, точка отсчёта, его скорость должна быть постоянной. И относительно него движутся все тела во Вселенной! Но подождите, разве можно так утверждать. Назову это пока что "теорией". А завтра покажу профессору!

На следующий день он профессора не обнаружил и сильно опечалился, когда узнал, что тот уехал. Надолго. Педагоги вновь ему напомнили про экзамены. Кстати домашнего задания он в этот день не сделал. Он ведь был занят теорией. И получил плохую оценку. Он ещё сильнее опечалился. Пришлось готовиться.
Но вот подошло время экзаменов. На этот раз проверяли его знания только по математике и физике. Ему выдали свидетельство об окончании школы.

Следующая сцена.

Начались каникулы. Альберт вечерами сидит над своей теорией. Он берет небольшие листки бумаги, и снова записывает в них формулы. Ведь, кроме теории, должны быть представлены конкретные величины. Родители радуются его успехам. Гулял он мало.
Незаметно подошла осень, а вместе с ней и учёба в Политехе. Но он не испытывает трудностей. Самые любимые у него предметы - физика, математика и астрономия. Хотя астрономию преподавали совсем немного, раз в две недели. И рассказывали только о планетах Солнечной системы, в основном про их движение (с достаточной точностью в те времена не могли определить их вес и массу, и говорили о них предположительно). Но вот в один день на стене появилось объявление, что объявляется соревнование между учениками как раз, по астрономии. Студентам предлагалось рассказать все, что они знают о планетах. Кто расскажет больше - получит денежный приз. Материальное положение Эйнштейна было очень плачевным, и он решил, что тоже должен учавствовать.

Собирается зал полный народу. Раньше Эйнштейну не приходилось видеть такое большое количество людей в одной комнате, и он, мягко говоря, шокирован. Студентам раздают карточки с номерами - кто будет выступать первым, кто последующим. Эйнштейну достался четвертый номер. Он внимательно слушает, что рассказывают другие студенты. Но, в принципе, они повторяли друг за другом. Наконец, очередь доходит до Эйнштейна. Он выходит к доске. "Без единой бумажки"- перешептываются зрители. Студент Эйнштейн начинает:
 - Здравствуйте, уважаемые гости! Прежде, должен признаться, я слышал выступления других студентов. Все, что они сказали о движении других было верно. Я их всех глубоко уважаю. Они все - мои большие друзья. Но мне показалось, они не увидели стройности в природе. Прежде, чем рассматривать движение в природе, мы должны понять, относительно чего данное тело движется. Или сами задать точку отсчёта. Без этого изучение Вселенной бессмысленно.
- Как так?- послышался голос среди профессоров. Послышались возгласы изумления. Эйнштейн взял мел и написал несколько уравнений на доске. Предыдущие студенты тоже что-то записывали на доске, но сравнительно мало.
- Эти законы вывел Исаак Ньютон! - продолжал Альберт.- Однако Солнце не стоит на месте. Я убежден, что оно и не находится в центре Вселенной. Вероятно оно тоже движется, вопрос только в том, относительно чего. Я верю в то, что наш мир полностью материален, а поэтому неподвижных объектов в космосе просто быть не может! (В зале, как и пологается, находилось несколько священников. Они тоже зароптали, но в целом себя сдерживали).
 - О! Я прошу прощения! Я вижу недовольные лица церковных служителей! Может, я оскорбил их чувства!? Но не переживайте. Наука не противоречит религии. Если она учит, что бог есть, свет, то все встаёт на свои места! Свет который мы видим - основа основ. Все тела движутся относительно света, поэтому скорость света постоянно!
Негодующие возгласы учились. Один профессор (полный господин с густой бородой) вдруг не выдерживает и громко шепчет:
 - Что он такое говорит! Что взбрело ему в голову? (хотя у него был крест на шее, то есть он был верующим)
 - Пожалуйста, успокойтесь, дайте ему договорить! - говорит его сосед.
- Я конечно понимаю, что это только теория!- продолжал Эйнштейн. - Но я набрался смелости, хотя может и дерзости, дать ей название: Теория относительности. Сейчас я запишу формулы, в которых она выражается. В своих черновиках я смог вывести восемь уравнений, ещё два в разработке.(записывает на доске эти формулы и продолжает повествование). Вы, наверное знаете о таком явлении, как смещение перегелия Меркурия. Оно объясняется только, если принять в расчет относительность движения. Кстати, самые мельчайшие частицы (атомы) тоже движутся относительно (на этом слове Эйнштейн делает ударение). Мы уже знаем, что каждый атом обладает электрическим зарядом (Эйнштейн записал ещё несколько формул; они уже занимали большую половину доски; он вынужден поменять мел). Это наводит на мысль, что существуют частицы меньше чем атомы. Более того, вероятно, атом сам состоит из частиц, и атом можно расщепить!
- Просто невероятно! Чему его учили! - снова шепчет полный господин.
- Но согласитесь, доля правды в этом есть! - говорит его сосед. Перешептываются и другие люди, и в их голосе явное недовольство.
 - Мы научились добывать энергию огня, воды! - рассказывал Эйнштейн. - После открытия электричества многие учёные борются над проблемой того, как добывать электроэнергию в достаточных количествах. Но мои расчеты и уравнения. Выдают следующий результат: самая огромная энергия скрывается в кроме, если его расщепить (формул на доске ещё больше, они уже не помещаются на доске, зрители этому не верят, их негодование явно возрастает). Однако все эти уравнения можно свести к более простому (Эйнштейн начинает что-то зачеркивать и стирать на доске) Путем нескольких сокращений и преобразований мы можем прийти к выводу, что все тела в мире, от атомов до звёзд, и звездных систем и туманностей, и даже все мы, с вами тут сидящие, вынуждены для жизнеобеспечения подчиняться одному общему физическому закону, который можно представить из трёх состовляющих (замедленный кадр, Эйнштейн стирает все с доски).
 - Е равно М Ц квадрат! - громко и четко произносит Эйнштейн, и записывает эту коротенькую формулу на доске. Примерно с минуту в зале полная тишина. Полный бородатый господин вдруг вскакивает с места:
 - Просто неслыханно! - кричит он. - Молодой человек, вы зазнаетесь и заблуждаетесь! Просто не может быть такого, что весь космос вместе со всеми звёздами можно измерить этими тремя параметрами!
 Сосед пытается его успокоить. На Эйнштейна начинает ругаться с нарастающим гневом весь зрительный зал. "Он вольнодумец!"- слышатся возгласы. "Безбожник!"- кричат служители церкви. Все расходятся. Эйнштейн ожидал услышать апплодисменты, но так их и не услышал. Печальный, с опущенной головой, он уходит со сцены.

Следующий кадр.

 - Альберт! Альберт, слышишь? - в темноте кто-то зовёт молодого ученого.
 - Кто ты?
 - Меня зовут Джозеф! (имя придумано) Я понимаю, какого это, потратить столько много вечеров на создание чего-то великого, и все равно быть осмеянным!
 - Ты считаешь, что моя теория "великая"?
 - Это не просто теория, ты сделал великое открытие! Которое перевернет представление о науке! Ты был недалёк от истины. Атом действительно состоит из частиц, ещё меньших по размеру, я прочел это в одной рукописи! Если хочешь, я могу дать тебе ее почитать!
 - Ты не шутишь?
 - Говорю тебе как друг! (И протягивает ему стопку бумаг)

Прошло несколько лет. Эйнштейн вырос и женился на Милеве. У них уже есть сын (биография ученого к сегодняшнему дню мной немножко подзабылась, поэтому я могу путать хронологию дат и событий, но все равно, попробуем) Популярность Эйнштейна начинает возрастать. О нем уже пишут в газетах. Но вот учёный сам получает такую газету.
 - Господи, не понимаю, зачем это писать?- спрашивает он сам себя недовольным голосом.
 - Но разве это не здорово? Твою теорию признали! - отвечает Эльза.
 - Мне от этого неловко!
 (Слышится стук в дверь)
 -Я открою! - говорит Милева
 - Вам письмо! - объявляет вошедший почтальон. Эйнштейн распевает его, внимательно читает его. И лицо его принимает тревожный вид.
 - Наш сын попал в больницу!
 - То есть как, куда? - встревоженно спрашивает Милева.
 - Для душевнобольных! В письме сказано, что у него припадки эпилепсии и галлюцинации. Мы должны ехать.

Следующий кадр. В больнице.
 - А! Здравствуйте, господин и госпожа Эйнштейн!- говорит седой доктор.- Я наслышан о вашей теории! Как продвигается ученая работа?
 - Что с нашим сыном?- обрывает его речь Альберт.
 - Послушайте, давайте вы успокоитесь! Пока что не до конца ясно, чем более ваш сын! Но мы делаем все возможное, чтоб его вылечить. К сожалению, обычные успокоительные не помогают!
 - Может тогда и не надо давать ему никакие таблетки?- гневно спрашивает Эльза.
- Как бы это вам сказать! Его болезнь пока что не изучена официальной медициной. За последний месяц мы видим тенденцию к ухудшению его здоровья. Конкретные методы лечения нам пока что неизвестны. И да! К сожалению, такие люди не доживают и до 20 лет! Но мы точно знаем, что у него повреждены клетки мозга!
 - Такого не может быть! - вскрикивает Милева.(начинает плакать)- Он совершенно нормальный парень!
 - Я не называл его "ненормальным"!- оправдывается доктор.
 - Мы можем его увидеть?- спрашивает Альберт.
 - К сожалению нет! Он в очень тяжёлом состоянии, и боюсь он вас не узнает! Кроме того, таков приказ сверху! Я ведь тоже подневольный человек, сами понимаете.
Альберт и Эльза сидят, обнявшись. Милева плачет (судьба сына осталась неизвестной)
Снова быстро пробегают кадры. В них видно, как Эйнштейн и Милева постоянно ругаются. Но Альберт не бросает своих научных трудов
 - Мы вынуждены развестись, так жить дальше нельзя! Ты со своими теориями забыл уже все все на свете, в том числе и о сыне!
И вот они уже в суде. Делят имущество. Подписывают контракт о разводе.