И. Левитан-русский художник и лирик живописи. Ч. 2

Койфман Валерий
       ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
«Исаак Левитан - самый известный русский художник и лирик живописи“
Это был сложный период в жизни Левитана: не имея ни постоянной работы, ни жилья, художник чувствовал себя несчастным и одиноким. Отношения с братом Авелем еще в училище носили характер «каждый сам за себя». Замкнутый, чувствовавший себя неудачником, Исаак на тот момент из всех своих однокашников поддерживал отношения только с НИКОЛАЕМ ЧЕХОВЫМ (23 мая 1858 — 29 июня 1889. Умер в 41 год от туберкулеза). Николай - ближайший по возрасту старший брат Чехова.
    В апреле 1885 г. Левитан снял угол в глухой деревне Максимовке неподалеку от Нового Иерусалима, а в соседнем селе Бабкино в имении Киселёвых гостила семья Чеховых. Николай  познакомил его со своим братом Антоном, врачом и литератором и его сестрой Марией. Мария Павловна вспоминала: «…Левитан сильно картавил, не произносил звука "р", а вместо "ш" у него получалось "ф", меня, например, он всегда называл - Мафа».

Антон был ровесник Исаака, и они быстро нашли общий язык. Завязались дружеские отношения, которые продолжались до конца их короткой жизни: Исаак умер в 40 лет , Антон – в 44. Чехов быстро оценил талант своего нового друга и особый характер его пейзажей, которые с легкой руки Чехова стали называться «левитанистыми». Скорее всего, именно пребывание в доме Чеховых, где он мог отвлекаться от собственных мыслей и видеть любимую девушку, уберегло художника от попытки суицида. С мрачными настроениями и тяжелыми болезнями, которые периодически случались с Левитаном, ему помогал справляться Антон Чехов.

Весной 1886, наконец, оправившись от болезней и получив неплохие деньги за исполнение декораций для Частной оперы Мамонтова, Левитан решил уехать в Крым. Более двух месяцев художник провел на полуострове и, вернувшись, поразил своих друзей количеством привезенных работ. Все крымские пейзажи Левитана, представленные на московских выставках, практически сразу же были раскуплены. Пару полотен, в их числе — «САКЛЯ В АЛУПКЕ» (1886, ГТГ), приобрел Павел Третьяков. Впервые в картине Левитана вместо холодных полупрозрачных облаков появилось ярко-синее небо, под которым на фоне серовато-белой скалы стоит странное полуразвалившееся глинобитное татарское жилище. Весь сюжет словно пронизан солнцем, передано абсолютное ощущение зноя и горячего песка (хотя, мне показалось, что так же мог бы выглядеть и южный морозный день). Именно в подобных произведениях мастера проявляется главное качество его живописи: он обладал редкой эмоциональной чувствительностью к движению света и цвета, и даже самый непритязательный пейзажный мотив умел передать с особым настроением и неким подтекстом, например, историческими реминисценциями.
«Караимка» (акварель), 1884,  Музей в Туле

Перед нами «ЗАРОСШИЙ ПРУД» (1887, ГРМ), в котором сквозь состояние задумчивости проступает потаенная грусть. Отражающиеся в воде темные стволы деревьев таинственно исчезают под ряской, навевая впечатление безысходности. Поражает колористическое решение полотна, построенное на множестве оттенков зеленого цвета. С их помощью художник добился абсолютной реалистичности в изображении склонившихся на фоне травы ветвей, кустарников и деревьев, затянутой ряской (крохотные многолетние растеньица, плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод) темной поверхности пруда и перспективы далекого поля на фоне пасмурного неба, тоже имеющего прозрачный зеленовато - голубоватый цвет. Очевидно, мастера захватывала подобная возможность глазом и кистью проследить и затем передать тональность летней зелени, которую уже чуть подсушило солнце, и напоил влагой пруд.

После поездки в Крым жизнь Левитана несколько изменилась. Теперь он мог снимать жилье в Москве и позволить себе бывать в гостях у разных интересных людей.
В ту пору во многих знатных домах устраивались пышные вечера, куда приглашались известные литераторы, музыканты и художники. На одном из таких званых ужинов Исаак познакомился с Софьей Петровной Кувшинниковой и ее мужем, в доме у которых любили бывать поэт и писатель Гиляровский, артисты Малого театра Ленский, Ермолова и, конечно, Антон Чехов.   
    Софья родилась в Москве в 1847 году в семье крупного чиновника. С детства занималась музыкой и живописью, участвовала в любительских спектаклях, называла себя «жрицей душевного, умственного и художественного». Вышла замуж за полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, который был намного старше ее.
В августе 1886-го братья Чеховы привели сюда Левитана, с которым сразу подружились приветливые хозяева. «В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать, – считала О. Л. Книппер-Чехова. – Можно вполне понять, почему увлекся ею Левитан».
«Это было самое счастливое время в жизни Левитана. Он любит и любим, окружен заботой. Чувствует поддержку в творческих начинаниях…» – напишет потом искусствовед Н. М. Яновский-Максимов в книге «Сквозь магический кристалл…».
«Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!» – говорил тогда Антон Чехов Левитану.   

К этому периоду творчества относится работа Левитана «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» (1885, ГТГ).
Эта удивительная по свежести, лучезарности и непосредственности переданного художником настроения работа.
    Художник замечательно передает игру солнечного света на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которых виднеются искорки цветов...
Об этой картине нередко говорят как об образце русского импрессионизма. Действительно, мастер достоверно и живо воспроизвел пронизанное светом и теплом сиюминутное настроение летней изменчивой природы России. Но надо заметить, даже наиболее импрессионистические по технике работы Левитана оказываются более родственными не произведениям Моне, Ренуара и их друзей, а творчеству задумчивого Камиля Коро и даже страстного Винсента Ван Гога, говорившего, что пейзаж должен быть "портретом сада и души художника одновременно".

Софью Петровну очень интересовала живопись, она попросила у Левитана несколько уроков, и вскоре их дружеские отношения переросли в нечто большее. Эксцентричная женщина, которая была намного старше художника, окружила своего молодого возлюбленного заботой и вниманием, всячески поддерживая его в трудные минуты.
    Современники оказались единодушны в оценке художественной одаренности самой Софьи Петровны. Пейзажи и натюрморты Кувшинниковой экспонировались на многих выставках… Не случайно такой строгий ценитель живописи, как Павел Третьяков, купил у автора несколько ее картин.
    В 1887 и 1888 Левитан и Кувшинникова вместе совершили путешествия по Волге. Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих русских художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина.

Первые впечатления от Волги Левитана разочаровали, но во второй поездке он еще с парохода разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти от одного изгиба реки до другого. Это был Плёс, чьи окрестности впоследствии запечатлел на своих полотнах живописец. "ЛЕВИТАН ОТКРЫЛ ПЛЕС... И ПЛЕС ОТКРЫЛ ЛЕВИТАНА...". Плес на Волге - одно из мест, ставших знаменитыми именно благодаря Левитану. Художник нашёл этот городок почти случайно. Он выбирал живописные места на великой русской реке, и что-то заставило его задержаться здесь. Отсюда, из маленького волжского городка, Исаак Ильич привёз в Москву несколько радостных и ярких картин. Он словно впервые открыл для себя силу солнечного света, превращающего жизнь в праздник. Возможно, именно об этом открытии повествует картина
 «ВЕЧЕР. ЗОЛОТОЙ ПЛЁС» (1889, ГТГ). Этот вид на церковь с часовней и дом с красной крышей, в котором Левитан с Кувшинниковой снимали этаж, запечатлен с Петропавловской горы. Мягкий, золотисто - розоватый на закатном солнце туман, обволакивающий Плёс, сочная зелень пологого склона, голубовато - белые стены колокольни на фоне бледно-розового неба — все наполнено чувством гармонии природы и бытия. При всей масштабности произведения Левитан отразил великую реку не торжественно и пафосно, как это можно увидеть в работах других русских мастеров, а тепло и умиротворенно. Этим чувством наполнены все детали картины, и даже белая собака, которую еле видно в высокой траве на первом плане, выглядит очень трогательно.
    Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан с художницей Софьей Кувшинниковой. В наши дни в этом доме расположен Плесский государственный художественный музей-заповедник.

Другое «волжское» полотно Левитана — «ПОСЛЕ ДОЖДЯ. ПЛЁС» (1889, ГТГ). Оно насыщено влагой не меньше предыдущего, и поражает мастерской передачей атмосферы. После непогоды свет робко возвращается в мир, пребывавший до этого в плену сумерек. Деревья, кусты и травы напитались сыростью, потемнели и поблёкли. Лес за посёлком похож на низкую гряду облаков, настолько мутными и расплывчатыми стали дали. Мохнатая пепельная пелена ещё висит над миром, но сквозь неё уже просвечивает жидкое золото небес. На Волге лёгкая рябь, и каждая из крохотных волн несёт на своей спине светлый лучик. Вдали вся река светится, как серебряный щит. Жарко полыхают лужи, образуя у кромки берега разорванные и перепутанные гирлянды огней. Ещё немного, и всё вокруг засияет в полную силу, приветствуя окончание ненастья и появление тёплого солнца.

И все же, несмотря на успехи, быт Левитана был не устроен. Тут очень важным для него стало знакомство со своим одногодкой, СЕРГЕЕМ ТИМОФЕЕВИЧЕМ МОРОЗОВЫМ (1860, Москва —1944, Париж, - российский предприниматель из московской купеческой династии Морозовых, меценат, организатор московского Музея кустарных изделий).
Поклонник изобразительного искусства, сам увлекавшийся пейзажной живописью, Сергей был большим почитателем творчества Левитана, которому стремился подражать. Во дворе усадьбы матери Марии Федоровны Морозовой в Большом Трехсвятительском переулке, в жилом флигеле, он оборудовал мастерскую для своих художественных занятий.  Предположительно, что к моменту окончания его учебы в университете, т.е. к 1887 году, состоялось и личное знакомство Сергея Морозова с Исааком Левитаном. Рассказывают, что Сергей Тимофеевич брал уроки живописи у молодого тогда Левитана.
     В 1889 году, видимо разуверившись в себе как в художнике-пейзажисте, Сергей предложил мастерскую в безвозмездное пользование своему кумиру, все еще бездомному Исааку Левитану. Вначале только мастерскую, а позже – и весь флигель. Это дало возможность художнику до конца своей жизни не заботиться более ни о жилье, ни о мастерской.
   Исаак свободно покидал на месяцы свой флигель и так же свободно возвращался, он мог без каких-либо ограничений принимать своих друзей и почитателей.
   С этим местом связано создание многих знаменитых полотен художника - "Вечер. Золотой Плес", "После дождя. Плес". Валентин Серов здесь написал портрет художника. Здесь бывал Шаляпин. Именно из морозовского особняка провожали И. И. Левитана в последний путь.